Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:23, контрольная работа
Цель настоящей работы рассмотрение органов валютного регулирования. Исходя из поставленной цели перед работой ставятся следующие задачи:
- привести понятие валютных отношений и определить основы теории их регулирования;
- рассмотреть статус Правительства РФ и Центрального банка РФ как органов валютного регулирования;
- раскрыть валютный контроль как составляющую валютных правоотношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие валютных отношений и основы теории их регулирования……….5
2. Правительство РФ как орган валютного регулирования…………………….7
3. Статус Центрального банка РФ, как органа валютного регулирования…..10
4. Валютный контроль как составляющая валютных правоотношений……..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Свои
функции и полномочия, предусмотренные
федеральным законодательством, Банк
России осуществляет независимо от других
федеральных органов
Центральный банк РФ, называясь банком, является кредитной организацией. Однако получение прибыли не является целью его деятельности, хотя статьей 2 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» предусмотрено, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. То есть норма, закрепляющая, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, не запрещает Центральному банку РФ иметь такую прибыль, которая расходуется на собственные нужды банка.
В силу норм Федеральных законов «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц. Здесь необходимо отметить, что для физических лиц обязательность нормативных актов Центрального банка РФ является косвенной: «например, когда физическое лицо пользуется услугами обменного пункта, то оно вступает с кредитной организацией в гражданские, а не в банковские правоотношения. Но одновременно с этим возникает банковское правоотношение между кредитной организацией и Банком России по поводу проведения данной валютной операции. Если при обмене валюты были допущены нарушения, Банк России имеет право применить к кредитной организации соответствующие санкции банковского права. С самим физическим лицом Банк России в правоотношения не вступает. Санкции могут быть применены при определенных условиях и к физическому лицу, но не Банком России и не на основании банковского права»12.
Более того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, т.е. можно говорить об активном участии Банка России в законотворческом процессе.
Помимо нормативного регулирования валютных отношений Банк России издает индивидуально-правовые акты, которые регулируют поведение определенного субъекта в конкретном правоотношении. Примером может служить Приказ Центрального банка РФ от 10 мая 2006 г. № ОД-231 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией «Банк реконструкции и финансового оздоровления» общество с ограниченной ответственностью, «РФО Банк» ООО» (Ставропольский край, г. Благодарный), в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций».
Итак, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами. Однако регулирование осуществляется не только посредством подзаконных актов, которые вправе издавать органы валютного регулирования; валютные правоотношения регулируются законодательными актами, где главенствующую роль играет Конституция РФ. По словам А.В. Емелина, из статей Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» невозможно уяснить место валютно-правового нормотворчества в системе валютных правоотношений13. Поэтому представляется целесообразным к органам валютного регулирования отнести также Федеральное Собрание РФ.
4. Валютный контроль как составляющая валютных правоотношений
Важной составляющей валютных правоотношений является валютный контроль. По справедливому мнению Н.А. Саттаровой, анализ соответствующих статей валютного законодательства позволяет определить, что валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Она объясняет это тем, что даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства14.
В.В. Денисенко под системой государственного финансового контроля понимает систему правомочий специального федерального органа либо нескольких органов, выполняющих функции государственного финансового контроля15. Так как валютный контроль является частью финансового контроля, можно сделать вывод о том, что систему валютного контроля составляет система правомочий специальных органов, выполняющих функции государственного валютного контроля.
Валютный контроль осуществляют федеральные государственные органы и иные лица, указанные в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно: 1) Правительство Российской Федерации; 2) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 3) Центральный банк Российской Федерации; 4) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; 5) профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 6) таможенные органы и 7) налоговые органы.
Такое положение дел вызывает в научных кругах ряд возражений относительно осуществления одними и теми же субъектами регулирующих и контрольных функций. Так, например, А.В. Емелин считает, что такая система валютных органов нарушает конституционно закрепленный принцип разделения властей, на котором строится вся система государственных органов16.
Однако не все ученые придерживаются такой позиции. Н.М. Артемов17 считает, что правовой статус Правительства не свидетельствует о нем как об органе валютного контроля. Правительство РФ направляет и координирует деятельность по валютному контролю, осуществляемую другими органами исполнительной власти, что не тождественно валютному контролю. Н.А. Саттарова18 также видит особенность правового положения Правительства РФ в системе органов валютного контроля в том, что оно осуществляет валютный контроль на правах органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля.
В настоящее время ввиду того, что в руках Правительства РФ и Центрального банка РФ сосредоточены полномочия как по регулированию валютных сделок, так и по контролю за их совершением, необходимо разграничить функции данных органов на регулирующие и контрольные.
Следует отметить, что Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» не проводит разграничения регулирующей и контрольной функций Правительства РФ в сфере валютно-правовых отношений, закрепляя полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и валютному контролю, а также по руководству валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами в единой норме. Примечателен тот факт, что ст. 22 указанного Закона оставляет перечень полномочий Правительства РФ открытым, устанавливая, что Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Так как Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и органом валютного контроля одновременно, необходимо разграничить издаваемые им акты на акты валютного регулирования и акты валютного контроля. В теории валютного права данным вопросом вплотную занимался А.Ю. Лисицын. По его мнению, к актам валютного регулирования относятся нормативно-правовые акты, т.е. акты, устанавливающие порядок осуществления валютных сделок. К актам органов валютного контроля А.Ю. Лисицын относит правовые акты, носящие ненормативный характер, т.е. индивидуально-правовые акты. Данные акты принимаются в процессе осуществления валютного контроля19.
Поэтому Центральный банк Российской Федерации, издавая нормативные правовые акты, выступает как орган валютного регулирования, а издавая индивидуально-правовые акты при проведении проверок - как орган валютного контроля.
Таким
образом, с одной стороны, сосредоточение
регулирующей и контрольной функций
в полномочиях одних и тех
же органов валютного
Отграничением функции правотворчества от функции правоприменения является ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, где говорится о том, что акты органов валютного контроля не должны содержать положений, касающихся вопросов регулирования валютных операций.
Контрольные
функции принадлежат не только органам
исполнительной власти, судебная власть
также осуществляет контроль в сфере
валютно-правового
Е.Н.
Жукова совершенно верно отмечает,
что в основе современной системы
государственных органов
Таким
образом, при перераспределении
полномочий по валютному регулированию
и валютному контролю структура
органов валютного регулирования и контроля
не в полной мере отражает направления
административной реформы. Однако в силу
специфики валютных правоотношений создание
федерального агентства в структуре органов
валютного регулирования и контроля не
является необходимым, так как организационно-хозяйственные
функции в данной сфере осуществляются
Банком России.
Заключение
Подводя итог настоящей работы по теме «Органы валютного регулирования» можно сделать ряд выводов.
Под валютными правоотношениями следует понимать общественные отношения, возникающие по поводу валютного регулирования и осуществления валютных сделок, а также контроля за законностью данных видов деятельности.
Государственными органами, осуществляющими валютное регулирование, согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ст. 5 Закона), этот перечень является исчерпывающим.
Любые ограничения в осуществлении валютных операций (установление порядка осуществления валютных операций и порядка использования счетов) могут вводиться органами валютного регулирования лишь в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить дополнительных по сравнению с названным Законом ограничений. За пределами ограничений, установленных в самом Законе или в соответствии с ним, валютные операции осуществляются без каких-либо ограничений.
Часть 5 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предоставляет право осуществлять без ограничений все виды валютных операций, регулируемых Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», самим органам валютного регулирования - Центральному банку РФ и Правительству РФ, а также специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, цель и задачи поставленные перед работой решены и раскрыты.
Список
литературы