Валютное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы рассмотрение органов валютного регулирования. Исходя из поставленной цели перед работой ставятся следующие задачи:
- привести понятие валютных отношений и определить основы теории их регулирования;
- рассмотреть статус Правительства РФ и Центрального банка РФ как органов валютного регулирования;
- раскрыть валютный контроль как составляющую валютных правоотношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие валютных отношений и основы теории их регулирования……….5
2. Правительство РФ как орган валютного регулирования…………………….7
3. Статус Центрального банка РФ, как органа валютного регулирования…..10
4. Валютный контроль как составляющая валютных правоотношений……..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

валютное регулирование.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  валютных отношений и основы  теории их регулирования……….5

2. Правительство  РФ как орган валютного регулирования…………………….7

3. Статус  Центрального банка РФ, как органа  валютного регулирования…..10

4. Валютный  контроль как составляющая валютных  правоотношений……..13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  литературы………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В связи с происходящими изменениями  на международной арене в последние два-три года, прежде всего с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, валютным регулированием в Российской Федерации, становятся все более актуальными.

      Подготовка  России к вступлению в ВТО предполагала либерализацию национального законодательства в сфере внешней торговли и валютного регулирования. Так, были приняты новые федеральные законы в этой сфере. Это Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г., Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

      В преамбуле к ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определена цель этого Закона – обеспечение реализации государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

      На  сегодняшний день с особой остротой встает проблема валютного регулирования, поскольку вопрос о вступлении России в ВТО практически решен, и  это неизменно повлечет за собой  дальнейшую либерализацию валютного законодательства, в том числе отмену валютных ограничений.

      Таким образом, представляется, что в сегодняшних  условиях вопросы, связанные с правовыми  основами валютного регулирования  и соответственно с правовым статусом органов валютного регулирования, являются чрезвычайно важными.

      Цель  настоящей работы рассмотрение органов  валютного регулирования. Исходя из поставленной цели перед работой ставятся следующие задачи:

      - привести понятие валютных отношений и определить основы теории их регулирования;

      - рассмотреть статус Правительства РФ и Центрального банка РФ как органов валютного регулирования;

      - раскрыть валютный контроль как  составляющую валютных правоотношений.

      Объектом  данной работы выступают общественные отношения,  складывающиеся в процессе валютного регулирования.  Предметом рассмотрения являются нормы права, регулирующие данные отношения: нормативные акты, практика применения, материалы теоретического исследования.

      При написании настоящей работы применялись следующие методы исследования: общенаучный диалектический и ряд частных методов (формально-логический, анализа и синтеза, системный, и иные).

      Нормативной основой исследования явились законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы уплаты транспортного налога: Конституция РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле и другие акты указанные в списке литературы. В данной работе главным образом были использовались учебные пособия по валютному праву, монографии, комментарии законодательства, публицистические издания.

      Работа  строится по определенной структуре, она  состоит из введения, 4 пунктов, заключения и списка литературы. 
 
 
 

1. Понятие валютных отношений и основы теории их регулирования 

  Многообразие отношений, возникающих в рамках внешнеторговой деятельности, ставит перед исследователем валютных отношений вполне очевидную задачу – необходимо определить, какие именно отношения являются объектом воздействия государства и его институтов как субъектов валютного регулирования и валютного контроля.

     Под валютными отношениями в узком смысле понимают прежде всего сами валютные операции, которые представляют собой юридически значимые действия в отношении денег или обращающихся инструментов (т.е. инструментов, которые способны выполнять все или часть экономических функций денег), осложненные иностранным элементом либо признаком трансграничности: приобретение, отчуждение, перемещение (перевод) национальной валюты, обращающихся инструментов (прежде всего ценных бумаг) в национальной валюте и валютных ценностей. Осложнение иностранным элементом проявляется либо по объекту – действия осуществляются в отношении валютных ценностей, либо по субъекту – действие осуществляет нерезидент, либо другой стороной в сделке, в рамках которой осуществляется соответствующее действие, является нерезидент.

     Под валютными правоотношениями следует  понимать общественные отношения, возникающие  по поводу валютного регулирования  и осуществления валютных сделок, а также контроля за законностью  данных видов деятельности.

     В последние десятилетия круг субъектов валютных правоотношений претерпел существенные изменения. В связи с переходом валютной политики от государственной валютной монополии к курсу на полную либерализацию валютно-правовых отношений круг субъектов, вступающих в данные правоотношения, расширился. В настоящее время субъектами валютных правоотношений выступают органы государственной власти, уполномоченные банки во главе с Центральным банком Российской Федерации, резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица).

     Однако  с переходом к полной конвертируемости рубля и отменой валютных ограничений проблема распределения полномочий между органами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль, не исчезла. Чтобы разобраться в том, насколько распределение таких полномочий отражает закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей, необходимо более детально рассмотреть роль каждого из этих органов в валютных правоотношениях.

     Государственными  органами, осуществляющими валютное регулирование, согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»1, являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ст. 5 Закона).

     К актам валютного законодательства также относятся международные  договоры Российской Федерации. Они  применяются к валютным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. На валютные правоотношения, как и на все правовые отношения, распространяется конституционное правило о том, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законодательством, применяются правила соответствующего международного договора. 
 
 
 

2. Правительство РФ  как орган валютного  регулирования 

     Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Основы правового статуса  Правительства Российской Федерации  закрепляются в Конституции Российской Федерации. Так, согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет следующие направления деятельности: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, а также выполняет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

     В гл. 6 Конституции Российской Федерации  «Правительство Российской Федерации» не говорится непосредственно о роли Правительства Российской Федерации в сфере валютного регулирования. Как было отмечено выше, в ст. 114 Конституции Российской Федерации содержится более общая формулировка, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

     В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации»2 по поводу полномочий Правительства Российской Федерации в валютной сфере сказано более четко. В соответствии со ст. 15 названного Закона Правительство Российской Федерации осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Но, к сожалению, более конкретных полномочий Правительства Российской Федерации в валютной сфере этот Закон не содержит.

     Правовой  статус Правительства Российской Федерации  как органа валютного регулирования наиболее полно и последовательно закрепляется в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Свое  валютно-правовое регулирование Правительство  РФ осуществляет посредством принятия правовых актов, носящих как нормативный, так и ненормативный характер. Вообще в литературе отмечается большая роль Правительства РФ в разработке проектов законодательства. Так, А.Д. Керимов в статье, посвященной исполнительной власти, отмечал, что Правительство располагает чрезвычайно большими возможностями воздействия на все другие государственно-властные структуры, в том числе и на парламент3. А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин также считают, что Правительство РФ активнейшим образом вторгается в сферу, традиционно считавшуюся сферой исключительной компетенции высшего представительного учреждения, а именно в законодательный процесс, отмечая, что именно Правительство Российской Федерации определяет перспективу осуществления мероприятий во всех сферах жизнедеятельности общества и государства4.

     Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года детализирует полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и валютному контролю в Российской Федерации, хотя прямо и не называет их. Так, статьи 5, 22 данного Закона одним из регулирующих и контрольных органов в сфере валютных правоотношений называют Правительство РФ. Хотя в данном Законе не предусмотрено специальной статьи, регламентирующей полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и контролю. Анализируя нормы указанного Закона, можно назвать следующие полномочия Правительства РФ по валютному регулированию:

     1) принятие актов валютного регулирования  (абз. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ). В процессе валютного  регулирования Правительство РФ  издает нормативно-правовые акты  в форме постановлений, а также акты, носящие ненормативный характер, в форме распоряжений. Статья 23 ФКЗ «О Правительстве РФ» предусматривает возможность принятия Правительством РФ индивидуальных актов в форме обращений, заявлений и иных актов, не носящих правового характера.

     К актам валютного регулирования  Правительства РФ можно отнести  также правовые акты управления, носящие  индивидуально-правовой характер. В. Кочарян  называет следующие разновидности  индивидуально-правовых актов5: индивидуальный акт-разрешение, индивидуальный акт-решение, индивидуальный акт-уведомление, индивидуальный акт-предписание, индивидуальный акт-пресечение;

     2) установление порядка (по согласованию  с Центральным банком РФ) предоставления  резидентами (за исключением резидентов - физических лиц) налоговым органам отчетов по движению средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»);

     3) установление порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (п. 1 ч. 3 ст. 23);

     4) установление порядка (по согласованию  с Центральным банком РФ) предоставления органами и агентами валютного контроля документов и информации в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ (ч. 11 ст. 23 ФЗ).

     Неотъемлемым  правом Правительства РФ как участника  валютных правоотношений является осуществление всех видов валютных операций, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», без ограничений (ч. 5 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года)6.

     Подзаконные акты самого Правительства РФ, а  именно его Постановления, более детально регламентируют поведение субъектов валютных правоотношений. 

3. Статус Центрального банка РФ, как органа валютного регулирования

     Центральный банк РФ стоит во главе всей банковской системы Российской Федерации, которая  включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Деятельность Банка России базируется на таких Федеральных законах, как ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»7, ФЗ «О банках и банковской деятельности»8, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»9, Налоговый10, Бюджетный кодексы11 Российской Федерации и др. При этом некоторые из указанных законодательных актов регулируют именно банковскую деятельность, другие - лишь отдельные ее аспекты.

Информация о работе Валютное регулирование