Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить валютное регулирование и валютный контроль в РФ.

Задачи: - раскрыть правовое регулирование валютных отношений;

- рассмотреть порядок проведения валютного контроля в РФ.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовые основы валютного регулирования

1.1. Понятие валюты и валютных ценностей

1.2. Понятие и содержание валютного регулирования

Глава 2. Правовые основы валютного контроля

2.1. Валютное законодательство

2.2. Понятие валютного контроля

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

вал контр.docx

— 36.87 Кб (Скачать)

В УК установлена  уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных  камней, а также невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте, равно как и за экономические  преступления.

КоАП предусматривает  административную ответственность  за незаконные операции с иностранной  валютой и платежными документами  в иностранной валюте в небольших  размерах.

К основополагающим актам в области банковской деятельности, непосредственно соприкасающейся  с валютным рынком, можно отнести:

Федеральный закон  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», где установлено, что в функции Банка России, в частности, входят валютное регулирование, включая операции по покупке иностранной  валюты, определение порядка расчетов с иностранными государствами, организация  и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через  уполномоченные банки согласно российскому  законодательству;

Федеральный закон  «О банках и банковской деятельности», в котором в числе банковских операций указываются открытие и  ведение (в том числе) валютных счетов физических и юридических лиц, купля-продажа  иностранной валюты в наличной и  безналичной формах, расчеты по поручению  клиентов и т.д.;

Федеральный закон  от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании  и валютном контроле».

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»  состоит из пяти глав, включающих 28 статей. Так, в гл. 1 Закона «Общие положения» содержатся:

1) понятийный  аппарат, где раскрываются такие  понятия, как валюта Российской  Федерации, «иностранная валюта»,  «внутренние ценные бумаги», «внешние  ценные бумаги», «резиденты»,  «нерезиденты», «уполномоченные  банки», «валютные операции», «специальный  счет», «валютные биржи»;

2) определение  сферы действия Закона;

3) принципы валютного  регулирования и валютного контроля;

4) структура  валютного законодательства.

В гл. 2 Закона «Валютное  регулирование» содержатся нормы, устанавливающие  компетенцию органов валютного  регулирования, к которым относятся  Правительство РФ и Центральный  банк РФ; правила осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами  на территории РФ, а также спектр валютных ограничений.

Глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и  обязательная продажа части валютной выручки» устанавливает такие валютные ограничения, как требование репатриации  резидентами валюты, необходимость  оформления паспорта-сделки и обязательную продажу части валютной выручки  на внутреннем валютном рынке РФ.

Большую группу актов валютного законодательства составляют нормативные акты, принимаемые  органами общей компетенции РФ -- Президентом РФ и Правительством РФ -- в форме указов и постановлений  соответственно. Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.) Правительство  РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента. РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

Само положение  Президента РФ и Правительства РФ как органов общей компетенции  позволяет им принимать нормативные  акты по широкому кругу вопросов валютного  регулирования, включая вопросы  валютного регулирования внешнеторговых операций.

Особое место  в правовом регулировании валютных операций принадлежит нормативным  актам ЦБ РФ, которые обязательны  для исполнения федеральными органами государственной власти, органами Г9с|ударственной власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления, всеми  юридическими и физическими лицами.

В силу специфики  той или иной группы валютных отношений  принятие регулирующих их нормативных  актов входит в компетенцию не только Центрального банка РФ, но, в  частности, Министерства финансов РФ и  т.д.

Так, вопросы, касающиеся отношений в области валютной деятельности, регулируются совместными  Положениями и Инструкциями ЦБ РФ и ГТК России:

Инструкцией от 13 октября 1999 г. № 86-И и № 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного  контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» в редакции «Положения о применении Инструкции Банка России и ГТК  России «О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров»;

Инструкцией от 4 октября 2000 г. № 91-И и № 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного  контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». Очевидно, что наряду с невозвратом  валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов из страны происходил и происходит в форме  авансовых платежей по договору без  последующей поставки товаров и  услуг. Именно этой проблеме посвящена  данная Инструкция.

Таким образом, можно сделать общий вывод  о том, что в настоящее время  валютное законодательство представляет собой все еще недостаточно однородный нормативный комплекс, содержащий акты различной юридической природы, который следует систематизировать. При этом основным законом, определяющим отношения в области валютного  регулирования является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

2.2. Понятие  валютного контроля

Основным источником правового регулирования отношений  в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» (гл. III). Помимо него, в этой сфере действуют нормы  федеральных законов «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ.

Достаточно обширен  и массив подзаконных нормативных  актов, которые в той или иной степени затрагивают отношения  в сфере валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовавшем  Законе РФ 1992 г., само понятие валютного  контроля не определяется. Но основные принципы валютного контроля и валютного  регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при осуществлении  валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства  РФ, органов и агентов валютного  контроля за соблюдением валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов  валютного контроля. Органами валютного  контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного  контроля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как  орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также  их взаимодействие с Центральным  банком РФ. Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с  другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными  биржами. Согласно постановлению Правительства  РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом  валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении  Министерства финансов РФ1. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции  валютный контроль операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  налогов и сборов (ранее -- Министерство РФ по налогам и сборам), являясь  органом валютного контроля, выполняет  функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах  Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия органов  валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции  издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами  и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции  имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать  и получать документы и информацию, которые связаны с проведением  валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов валютного  контроля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания  об устранении выявленных нарушений  валютного законодательства РФ и  актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством  РФ меры ответственности за нарушение  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного  контроля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать  и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в  том числе документы, удостоверяющие личность физического лица, о государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя; документы, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезидентов), документ о  государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе; документы, удостоверяющие права  лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.

Органы валютного  контроля определяют порядок учета  и отчетности, формы документации по валютным операциям резидентов и  нерезидентов. Законом подробно урегулированы  права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении  валютного контроля. Так, резиденты  и нерезиденты, осуществляющие в  России валютные операции, а также  нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться  с актами проверок; б) обжаловать решения  и действия (бездействие) органов  и агентов валютного контроля; в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц.

Резиденты и  нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного  контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с  положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установленном  порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих  документов и материалов в течение  не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ