Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель работы - изучить валютное регулирование и валютный контроль в РФ.
Задачи: - раскрыть правовое регулирование валютных отношений;
- рассмотреть порядок проведения валютного контроля в РФ.
Введение
Глава 1. Правовые основы валютного регулирования
1.1. Понятие валюты и валютных ценностей
1.2. Понятие и содержание валютного регулирования
Глава 2. Правовые основы валютного контроля
2.1. Валютное законодательство
2.2. Понятие валютного контроля
Заключение
Список используемой литературы
В УК установлена уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, равно как и за экономические преступления.
КоАП предусматривает административную ответственность за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте в небольших размерах.
К основополагающим
актам в области банковской деятельности,
непосредственно
Федеральный закон
«О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», где установлено,
что в функции Банка России,
в частности, входят валютное регулирование,
включая операции по покупке иностранной
валюты, определение порядка расчетов
с иностранными государствами, организация
и осуществление валютного
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», в котором в числе банковских операций указываются открытие и ведение (в том числе) валютных счетов физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, расчеты по поручению клиентов и т.д.;
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» состоит из пяти глав, включающих 28 статей. Так, в гл. 1 Закона «Общие положения» содержатся:
1) понятийный
аппарат, где раскрываются
2) определение сферы действия Закона;
3) принципы валютного
регулирования и валютного
4) структура валютного законодательства.
В гл. 2 Закона «Валютное регулирование» содержатся нормы, устанавливающие компетенцию органов валютного регулирования, к которым относятся Правительство РФ и Центральный банк РФ; правила осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ, а также спектр валютных ограничений.
Глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки» устанавливает такие валютные ограничения, как требование репатриации резидентами валюты, необходимость оформления паспорта-сделки и обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.
Большую группу
актов валютного
Само положение
Президента РФ и Правительства РФ
как органов общей компетенции
позволяет им принимать нормативные
акты по широкому кругу вопросов валютного
регулирования, включая вопросы
валютного регулирования
Особое место в правовом регулировании валютных операций принадлежит нормативным актам ЦБ РФ, которые обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами Г9с|ударственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.
В силу специфики той или иной группы валютных отношений принятие регулирующих их нормативных актов входит в компетенцию не только Центрального банка РФ, но, в частности, Министерства финансов РФ и т.д.
Так, вопросы, касающиеся отношений в области валютной деятельности, регулируются совместными Положениями и Инструкциями ЦБ РФ и ГТК России:
Инструкцией от
13 октября 1999 г. № 86-И и № 01-23/26541 «О
порядке осуществления
Инструкцией от
4 октября 2000 г. № 91-И и № 01-11/28644 «О
порядке осуществления
Таким образом,
можно сделать общий вывод
о том, что в настоящее время
валютное законодательство представляет
собой все еще недостаточно однородный
нормативный комплекс, содержащий акты
различной юридической природы,
который следует
2.2. Понятие валютного контроля
Основным источником
правового регулирования
Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.
Важно заметить,
что в Федеральном законе «О валютном
регулировании и валютном контроле»
2003 г., как и в ранее действовавшем
Законе РФ 1992 г., само понятие валютного
контроля не определяется. Но основные
принципы валютного контроля и валютного
регулирования получают правовое закрепление.
В соответствии со ст. 3 Закона такими
принципами являются: 1) приоритет экономических
мер в реализации государственной
политики в области валютного
регулирования; 2) исключение неоправданного
вмешательства государства и
его органов в валютные операции
резидентов и нерезидентов; 3) единство
внешней и внутренней валютной политики
РФ; 4) единство системы валютного
регулирования и валютного
Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.
Конкретные полномочия
органов и агентов валютного
контроля регулируются различными нормативными
актами. Так, Правительство РФ как
орган валютного контроля в соответствии
с полномочиями в сфере бюджетной,
финансовой, кредитной и денежной
политики осуществляет валютное регулирование
и валютный контроль (ст. 15 Закона «О
Правительстве Российской Федерации»).
В частности, Правительство обеспечивает
координацию деятельности федеральных
органов исполнительной власти, являющихся
органами валютного контроля, а также
их взаимодействие с Центральным
банком РФ. Банк России осуществляет контроль
за совершением валютных операций кредитными
организациями и валютными
Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ1. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).
Таможенные органы
в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют
в пределах своей компетенции
валютный контроль операций, связанных
с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу.
Федеральный орган
Анализ законодательства показывает, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.
Органы и агенты
валютного контроля и их должностные
лица в пределах своей компетенции
имеют право: 1) проводить проверки
соблюдения резидентами и нерезидентами
актов валютного
К исключительной
компетенции органов валютного
контроля Законом от 10 декабря 2003 г.
отнесено право: 1) выдавать предписания
об устранении выявленных нарушений
валютного законодательства РФ и
актов органов валютного
К исключительной
компетенции агентов валютного
контроля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать
и получать от резидентов и нерезидентов
документы (копии документов), связанные
с проведением валютных операций,
открытием и ведением счетов, в
том числе документы, удостоверяющие
личность физического лица, о государственной
регистрации физического лица в
качестве индивидуального
Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и
нерезиденты, осуществляющие в России
валютные операции, обязаны: а) представлять
органам и агентам валютного
контроля документы и информацию,
запрашиваемые в соответствии с
положениями Федерального закона «О
валютном регулировании и валютном
контроле»; б) вести в установленном
порядке учет и составлять отчетность
по проводимым ими валютным операциям,
обеспечивая сохранность
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ