Валютное правовое
регулирование осуществляется как
на нормативном, так и индивидуальном
уровнях. Первое (нормативное) заключается
в упорядочивании общественных отношений,
так или иначе связанных с
валютой и операциями с ней (обращением,
вывозом, использованием в сфере
международных расчетов и т. п.), посредством
принятия норм права. Второе (индивидуально-правовое
регулирование) выражается в упорядочивании
посредством применения норм права
в отношениях, обусловленных конкретными
жизненными ситуациями и возникающих
между конкретными субъектами.
Валютные отношения
регулируются нормами, относящимися к
различным отраслям права, в том
числе финансовому, а также гражданскому,
административному, международному, исходя
из конституционных норм. При этом
финансово-правовые нормы в регулировании
валютных отношений сохраняют приоритетное
значение.
Основы организации
и осуществления валютного регулирования
закреплены Федеральным законом
«О валютном регулировании и валютном
контроле», гл. 2 которого так и называется
-- «Валютное регулирование». Помимо
указанного нормативного акта, валютные
правоотношения в этой сфере регламентируются
многочисленными законами и подзаконными
нормативными актами. Особое значение
среди них принадлежит ведомственным
правовым актам общего значения, в
том числе актам Банка России,
Минфина России и др. В пределах
своей компетенции валютное регулирование
осуществляют органы валютного регулирования,
которыми являются Правительство РФ
и Центральный банк РФ.
Законом предусмотрено,
что если порядок осуществления
валютных операций и использования
счетов (включая требование об использовании
специального счета) органами валютного
регулирования не установлен, то валютные
операции осуществляются, счета открываются
и операции по счетам проводятся без
ограничений.
При этом Федеральным
законом «О валютном регулировании
и валютном контроле» установлены
пределы валютного регулирования
органами валютного контроля. Так, например,
органам валютного контроля запрещено
вводить иные ограничения в случае,
если указанным Законом установлено
требование об использовании специального
счета. По истечении же года со дня
вступления в силу Федерального закона
«О валютном регулировании и валютном
контроле» (п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона) не допускается
установление органами валютного регулирования
требования о получении резидентами
и нерезидентами индивидуальных
разрешений. Введение указанных «пределов»
валютного регулирования органами
валютного контроля связано с
направленностью финансово-правовой
политики России на либерализацию валютных
отношений.
Закон четко
разграничивает компетенцию различных
органов в сфере валютного
регулирования. К основным полномочиям
Банка России и Правительства
РФ в сфере валютного регулирования
указанным Законом отнесено издание
актов, обязательных для резидентов
и нерезидентов. Кроме того, Банк
России имеет право устанавливать:
единые формы учета и отчетности
по валютным операциям; порядок и
сроки их представления. Он же готовит
и опубликовывает статистическую информацию
по валютным операциям. На Правительство
РФ возложено регулирование валютных
операций движения капитала. При этом
валютное регулирование не распространяется
на Центральный банк РФ, Правительство
РФ и специально уполномоченные на
то Правительством РФ федеральные органы
исполнительной власти. Они осуществляют
все виды валютных операций, регулируемых
Законом, без ограничений.
Валютное регулирование
в соответствии с новым Федеральным
законом «О валютном регулировании
и валютном контроле» касается следующих
основных направлений.
1. Валютные операции
между резидентами и нерезидентами.
В данном случае ограничения
устанавливаются в целях предотвращения
существенного сокращения золотовалютных
резервов, резких колебаний курса
валюты РФ, а также для поддержания
устойчивости платежного баланса
России.
2. Регулирование
Правительством РФ валютных операций
движения капитала. Правительство
РФ вправе устанавливать требования
о резервировании определенных
сумм в случаях осуществления
расчетов и переводов между
резидентами и нерезидентами
при экспорте определенных товаров
и др. Эти требования устанавливаются
в целях обеспечения исполнения
обязательств нерезидента перед
резидентом.
3. Регулирование
Центральным банком РФ валютных
операций движения капитала. Данное
направление в соответствии с
Федеральным законом «О валютном
регулировании и валютном контроле»
действует лишь до 1 января 2007 г. (ст.
26). Полномочия Банка России по
валютному регулированию в данном
случае заключаются исключительно
в праве устанавливать требование
об использовании специального
счета или требование о резервировании.
4. Валютные операции
между нерезидентами. В данном
случае законом установлен перечень
валютных операций, которые вправе
без ограничений осуществлять
между собой нерезиденты (например,
переводы иностранной валюты
со счетов).
5. Организация
функционирования внутреннего валютного
рынка РФ. Основное регулирующее
воздействие здесь направлено
на отношения по купле-продаже
иностранной валюты и чеков
(в том числе дорожных чеков),
номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте.
Указанные сделки в Российской
Федерации производятся только
через уполномоченные банки. Новым
Законом, в отличие от Закона
1992 г., не устанавливается требование
об идентификации личности при
купле-продаже физическими лицами
наличной иностранной валюты
и чеков в иностранной валюте.
Требование о предъявлении паспорта
(другого заменяющего документа)
теперь допускается только в
исключительных случаях, предусмотренных
федеральными законами.
6. Регулирование
порядка открытия резидентами
счетов в банках, расположенных
за пределами территории Российской
Федерации. Отметим, что ст. 12 Федерального
закона «О валютном регулировании
и валютном контроле», регулирующая
данные правоотношения, вступает
в силу по истечении одного
года со дня вступления в
силу указанного Закона (т.е. с 18 июня
2005 г.). Законом предусматривается, что
резиденты открывают без ограничений
счета (вклады) в иностранной валюте в
банках, расположенных на территориях
иностранных государств, являющихся членами
Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) или Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ). Юридические лица -- резиденты вправе
без ограничений осуществлять валютные
операции со средствами, зачисленными
на счета (во вклады), открытые в банках
за пределами территории РФ, за исключением
валютных операций между резидентами,
а физические лица -- валютные операции,
не связанные с передачей имущества и
оказанием услуг на территории России,
с использованием средств, зачисленных
в соответствии с Законом на счета (во
вклады), открытые в банках за пределами
территории РФ. Законом устанавливаются
требования о предоставлении резидентами
(юридическими и физическими лицами) определенных
сведений налоговым органам в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ по
согласованию с Центральным банком РФ.
7. Определение
порядка функционирования счетов
(вкладов) нерезидентов, открываемых
на территории РФ. Нерезиденты
на территории РФ вправе открывать
банковские счета (банковские
вклады) в иностранной валюте
и валюте РФ только в уполномоченных
банках. Расчеты при осуществлении
валютных операций физическими
лицами-резидентами производятся
через банковские счета в уполномоченных
банках, за исключением следующих
валютных операций: а) передачи
физическим лицом-резидентом валютных
ценностей в дар Российской
Федерации, субъекту РФ и (или)
муниципальному образованию; б)
дарения валютных ценностей супругу
и близким родственникам; в)
завещания валютных ценностей
или получения их по праву
наследования; г) приобретениям отчуждения
физическим лицом -- резидентом
в целях коллекционирования единичных
денежных знаков и монет; д)
перевода физическим лицом -- резидентом
из Российской Федерации и
в Российскую Федерацию без
открытия банковских счетов, осуществляемого
в установленном Центральным
банком РФ порядке, который
может предусматривать только
ограничение суммы перевода, а
также почтового перевода; е) покупки
у уполномоченного банка или
продажи уполномоченному банку
физическим лицом -- резидентом
наличной иностранной валюты, обмена,
замены денежных знаков иностранного
государства (группы иностранных
государств), а также приема для
направления на инкассо в банки
за пределами территории РФ
наличной иностранной валюты.
8. Регламентирование
ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской Федерации
валютных ценностей, валюты РФ
и внутренних ценных бумаг.
Законом установлено, что ввоз
в Российскую Федерацию иностранной
валюты и внешних ценных бумаг
в документарной форме осуществляется
резидентами и нерезидентами
без ограничений при соблюдении
требований таможенного законодательства
РФ. Физические лица -- резиденты
и нерезиденты имеют право
единовременно (без каких-либо
документов, подтверждающих ее происхождение)
вывозить из Российской Федерации
наличную иностранную валюту
в сумме, равной в эквиваленте
до 10 тыс. долларов США. При
единовременном вывозе из России
физическими лицами -- резидентами
и физическими лицами -- нерезидентами
наличной иностранной валюты
в сумме, равной в эквиваленте
до 3000 долларов США, вывозимая
наличная иностранная валюта
не подлежит декларированию таможенному
органу.
9. До 1 января 2007
г. в Российской Федерации отдельными
направлениями (объектами) валютного
регулирования являются также
порядок резервирования (ст. 16 Федерального
закона «О валютном регулировании
и валютном контроле») и правила
определения и выбора мер по
обеспечению исполнения обязательства.
Порядок резервирования и возврата
суммы резервирования устанавливается
в настоящее время Банком России. Перечень
способов, которые могут быть использованы
в качестве обеспечения исполнения обязательства
нерезидента перед резидентом, закреплен
ст. 17 указанного Закона.
Глава 2.
Правовые основы валютного контроля
2.1. Валютное
законодательство
Валютное регулирование
включает в себя возможность уполномоченных
государственных органов издавать
в пределах компетенции нормативно-правовые
акты в области валютного законодательства.
Оно осуществляется на двух уровнях:
нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое
регулирование состоит в создании
(разработке и утверждении) правовых
норм, объект которых -- общественные отношения,
связанные с валютой, а предмет
-- валюта и валютные ценности.
Индивидуально-правовое
регулирование -- применение правовых
норм к конкретным жизненным обстоятельствам,
что влечет за собой возникновение,
изменение и прекращение конкретных
валютных правоотношений.
Характеристику
законодательства следует начать с
Конституции РФ, являющейся Основным
законом государства.
В сфере валютного
регулирования имеют особое значение
ст. 8, 34, 35, 71, 74, 75, 76 Конституции. Так, ст.
8 устанавливает принцип единства
экономического пространства Российской
Федерации, гарантирует свободное
перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции
и свободу экономической деятельности,
в том числе внешнеэкономической
деятельности, которая практически
невозможна без права хозяйствующих
субъектов на определенную степень
свободы при осуществлении валютных
операций. Статье 8 корреспондируют, ст.
34 и 35, закрепляющие право граждан
на свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской деятельности
и право иметь имущество в
частной собственности. Устанавливается
невозможность лишения имущества
иначе как по решению суда. В
области валютного регулирования
данные положения имеют огромное
значение, так как, во-первых, значительно
расширяют круг субъектов валютных
отношений и, во-вторых, определяют
право граждан иметь в собственности
валютные ценности, владеть, пользоваться
и распоряжаться ими.
Принцип единства
экономического пространства РФ, гарантирующий
свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, конкретизируется
в ст. 74, где установлено, что на
территории РФ не допускается установление
таможенных границ, пошлин, сборов и
иных препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и
финансовых средств.
Пункт «ж» ст.
71 относит валютное регулирование
к ведению Российской Федерации,
что означает возможность правового
регулирования валютных отношений
только на федеральном уровне.
Часть 4 ст. 15, признавая
международные договоры составной
частью правовой системы РФ, устанавливает
приоритет норм таких договоров
перед законодательными актами России.
В этой связи
в качестве одного из важнейших источников
валютного регулирования необходимо
отметить Договор о Международном
валютном фонде, заключенный на валютно-финансовой
конференции ООН 22 июля 1944 г. в г.
Бреттон-Вудсе, США (Россия - член МВФ
с 1993 г.). Договор содержит основные
принципы и правила, которых обязаны
придерживаться государства-члены
МВФ при осуществлении своей
валютной политики, принятии мер валютного
регулирования,
Важную роль
в применении валютного законодательства
играет Гражданский кодекс РФ. Например,
такие понятия, как «акция», «вексель»,
«облигация», имеющие существенное
значение для определения характера
валютных операций; «аккредитив», как
наиболее перспективная в международном
обороте форма расчетов определены
в ГК и иных актах гражданского
законодательства.