Валютное регулирование и валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть влияние валютного регулирования и валютного контроля.
Основными задачами работы являются: изучить цели и задачи валютного регулирования; рассмотреть организацию валютного контроля в Российской Федерации; охарактеризовать органы валютного контроля; изучить ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цели и задачи валютного регулирования. 5
Глава 2. Организация валютного контроля в Российской Федерации. 10
Глава 3. Характеристика органов валютного контроля. 15
Глава 4. Ответственность за нарушение валютного контроля. 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Кочуева.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Именно  на уполномоченные банки возложен контроль законности проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операций регламентируется следующими документами:

     О порядке осуществления валютного  контроля за поступлением в РФ выручки  от экспорта товаров: "Положение о внесении дополнений в Инструкцию Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию Выручки от экспорта товаров" (утв. Банком России N 190-П, ГТК РФ N 01-100/5 26.06.2002);

     О порядке осуществления валютного  контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров: "Положение о внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России и ГТК России от 4 октября 2000 года N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (утв. Банком России N 189-П, ГТК РФ N 01-100/4 26.06.2002

     О покупке юридическими лицами - резидентами  иностранной валюты для осуществления  платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов  интеллектуальной деятельности: Указание Банка России от 30.12.1999 N 721-У (ред. от 19.07.2001) "О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности".

     О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части  валютной выручки через Уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Приказ Банка России от 29.06.1992 N 02-104А (ред. от 15.06.2004) "Об утверждении Инструкции о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (вместе с Инструкцией Банка России от 29.06.1992 N 7;

     О порядке открытия уполномоченными  банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и  проведения операций по этим счетам: Указание Банка России от 29.11.2000 N 857-У (ред. от 24.12.2004) "О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Банка России в связи с принятием Инструкции Банка России "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" N 93-И от 12 октября 2000 года"

     Базовый документ валютного контроля - паспорт сделки, оформляемый экспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическом контракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара и осуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки (соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера) таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортному контракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.

     Контроль  за сделками осуществляется путем сопоставления  данных таможенных органов о стоимости  экспортируемого товара и дате его  перемещения через таможенную границу  и информации уполномоченного банка о сумме и сроках поступления экспортной выручки. ГТК РФ формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки. На основании грузовой таможенной декларации - таможенного документа, подтверждающего вывоз товара по конкретному паспорту сделки, формируется учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая в составе реестра учетных карточек передается (при помощи единой общероссийской специальной программы) в уполномоченные банки. Учетная карточка оформляется по каждой грузовой таможенной декларации и содержит данные о стоимости товара, валюте платежа, дате вывоза товара за пределы РФ, а также данные о том, кто экспортировал товар, о сроке возврата учетной карточки в ГТК РФ после ее заполнения клиентом банка и проверки правильности сведений указанных в ней, проводимой уполномоченным банком.

     По  истечении 90 календарных дней с даты, указанной в строке паспорта сделки «Последняя дата», но не ранее даты отправки в ГТК РФ всех учетных  карточек по данному паспорту сделки, досье по данному паспорту

     Если  все требования соблюдены, то ответственное  лицо банка импортера подписывает  паспорт сделки и заверяет его  печатью банка. Один экземпляр паспорта сделки передается импортеру, а второй экземпляр вместе с копией контракта направляется в досье паспорта сделки. По одному паспорту сделки формируется одно досье, в которое помещаются все документы, относящиеся к этому паспорту сделки. Все платежи по контракту осуществляются банком только после подписания паспорта сделки по этому контракту.3

     Банк  в праве взимать комиссию за выполнение функций агента валютного контроля. В течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки с использованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ. В течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, его электронная копия направляется в ГТК РФ.

     Импортер, получив в банке паспорт сделки и копию паспорта сделки, заверенную ответственным лицом банка, обращается в таможенный орган для таможенного оформления товара.

     Импортер  в течение 15 календарных дней после  даты принятия решения о выпуске  товаров представляет в банк ксерокопию ГТД. В случае, когда импортер не может представить в банк ксерокопию ГТД, заверенную таможенным органом, он представляет в банк оригинал ГТД и ее ксерокопию, заверенную импортером. При наличии согласия банка и в установленном банком порядке импортер направляет в банк копию ГТД либо сведения из нее телефонной, электронной или иной формой связи.

     ГТК РФ на основании данных ГТД формирует  учетные карточки, которые направляет в банки в течение 20 календарных  дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров. В  случае непоступления учетных карточек из ГТК РФ банк обязан самостоятельно сформировать их на основании ксерокопии ГТД, представленной импортером в банк.

     Кроме перечисленных выше документов по каждому  паспорту сделки ведется ведомость  банковского контроля. В данном документе  сводятся воедино все сведения об операциях, проводимых по конкретному паспорту сделки. Ведомость банковского контроля формируется в электронном виде, после завершения всех операций по паспорту сделки, она распечатывается, подписывается ответственным лицом банка, заверяется печатью банка и помещается в досье.

     Для осуществления внешнеэкономической  деятельности юридическим лицам  — резидентам открываются в уполномоченных банках следующие счета: текущий валютный счет; транзитный валютный счет; специальный транзитный валютный счет. Согласно законодательству РФ экспортеры обязаны осуществлять обязательную продажу валютной выручки (75%). Порядок обязательной продажи представлен ниже.

     Валютный  контроль в РФ осуществляется и за операциями нерезидентов. Законодательно установлены виды и режимы рублевых счетов нерезидентов: счет типа «Т» - текущие (в том числе корреспондентские  счета банков-нерезидентов) и счета типа «И» - инвестиционные для юридических лиц и рублевые счета физических лиц — нерезидентов. Уполномоченным банкам как агентам валютного контроля предписывается осуществлять контроль за обоснованностью зачисления и целевого использования средств по данным счетам. Уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте РФ:

     - счет типа «К» («конвертируемый счет») открывается физическим лицам — нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ;

     - счет типа «Н» («неконвертируемый счет») открывается физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам;

     - счет типа «Ф» («счет физических лиц») — открывается физическим лицам — нерезидентам для расчетов в валюте РФ.

     Расчеты по операциям нерезидентов в валюте РФ осуществляются как в наличном, так и в безналичном порядке.4

 

Глава 3. Характеристика органов валютного контроля.

 

     Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

       Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

       - определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;

       - издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

       - проводить все виды валютных операций;

       -устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

       - устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

       - устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;

       - устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

       - готовить и публиковать статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам, а также выполнять иные функции, предусмотренные Законом.

       Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

       - контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

       - осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

       - участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;

       - осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

       - организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчётности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

       - контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;

       -проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;

       - обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль