Валютная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении теоретических основ валютной системы страны.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы;
* показать развитие валютной системы в России;
* провести анализ становления валютной системы Российской Федерации;
* осветить основные проблемы, существующей валютной системы в России, и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

I. Понятие валютной системы страны…………………………………………………...5
1.1. Сущность валютной системы страны, ее задачи и роль………………………...5
1.2. Элементы валютной системы. Валютный курс: сущность и факторы воздействия…………………………………………………………………………8
1.3. Валютное регулирование и контроль как необходимый элемент валютной системы. Валютное законодательство…………………………………………..17

II. Анализ развития валютной системы в России и её особенности………………….20
2.1. Становление и развитие валютного рынка в Российской Федерации……….20
2.2. Национальная валюта РФ и переход к ее полной конвертируемости………..23
2.3. Анализ динамики валютного курса в 2008-2009 году………………………..29
III. Перспективы укрепления национальной валюты Российской Федерации.

Заключение……………………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

ДКБ 3 КУРС КУРСОВИК ТЕМА 62.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     Основная  задача валютного регулирования - это  защита валюты Российской Федерации  путем законодательного упорядочивания расчетов проводимых с использованием иностранной валюты.

     Правовые  нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную. 
          Регулирующая функция валютного законодательства сводится в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

 -осуществление международных денежных переводов. 
           Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

     Особым  направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного  законодательства при осуществлении  внешнеторговой деятельности - предпринимательской  деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

     В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям: 
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;  
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; 
- проверка обоснованности платежей в валюте; 
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. 
          Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмов валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Основными видами валютного контроля являются: 
1. Валютный контроль за экспортными поставками. 
          Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов. 
2. Валютный контроль за импортными поставками. 
   
      Валютный контроль за импортными поставками был введен для того, чтобы искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих «перекачивать» иностранную валюту за границу. 
Действующий сейчас механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки. 
         Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретение товара, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России. 
          Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт специальный транзитный счет или текущий счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Анализ развития валютной системы в России и её особенности 

  2.1. Становление и развитие валютного рынка в Российской Федерации 

     В условиях плановой экономики и валютной монополии валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной  валюты, которая концентрировалась  в его руках и распределялась с помощью валютного плана. Оно  имело монопольное право на совершение операций с валютными ценностями и управление золотовалютными резервами. Принцип единства валютной кассы обязывал всех держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР.

     Развитие  валютного рынка и валютных операций в стране началось с конца 80-х годов. Составной частью экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике, явилась отмена государственной монополии внешней торговли и валютной монополии и введение децентрализации внешнеэкономической деятельности страны. Валютная реформа обеспечила переход от административного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка.

     Предприятиям  и организациям впервые было предоставлено  право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на открытых ими валютных счетах. Они получили возможность использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 г. Внешэкономбанк СССР начал проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. В Москве была создана валютная биржа.

     Первыми основными нормативными актами, регулировавшими  функционирование российского валютного  рынка, стали указы Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15.11.91 г. и «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» от 30.12.91 г., а также инструкция ЦБ РФ от 22.01.92 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв РФ, валютные фонды республик, краев и областей в составе РФ, стабилизационный фонд БР». 14 июня 1992 г. последовал Указ президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».

     В Законе «О валютном регулировании и  валютном контроле» даны определения внутреннего валютного рынка России, определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Валютные операции должны осуществляться через ЦБ РФ или КБ, имеющие валютную лицензию. На первых порах специфика валютного рынка РФ состояла в том, что он был представлен преимущественно валютными биржами, прежде всего валютных бирж России (АВБР).

     Ее  целями были: создание единой информационной среды валютного и финансового рынков; координированное развитие его новых сегментов в регионах страны; унификация «правил игры» и экспертиза нормативных актов, касающихся деятельности валютных бирж. С 29 июня 1999 г. утренние торги по доллару США проводятся на ММВБ и на всех межбанковских валютных биржах одновременно в режиме реального времени. Тем самым региональные биржевые валютные рынки на деле объединяются в единую всероссийскую систему биржевой валютной торговли.

     Легальный рынок наличной иностранной валюты возник в России в 1992 г., когда граждане получили право осуществлять валютные операции на основе Указа Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической  деятельности» от 15.11.91 года. Тогда впервые российские граждане смогли выбирать, в какой форме лучше держать сбережения - в наличных рублях, в рублевых вкладах в банках, в наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках.

     Непомерное  разбухание рынка государственных  денежных обязательств, обусловленное  крупным дефицитом федерального бюджета, привело к превращению  этого рынка в хрупкую финансовую пирамиду. Дело закономерно завершилось  обрушением этой пирамиды, возникновением практически ситуации дефолта. Это нашло свое выражение в принятии Правительством в августе 1998 г. решения о принудительном обмене им финансовых обязательств со сроком погашения до конца 1999 г. на новые ценные бумаги со сроком погашения три-пять лет.

     Крушение рынка государственных обязательств, а также резкое снижение уровня капитализации фондовых ценностей вернули структуру финансового рынка России на несколько лет назад. Валютный рынок на какое-то время снова оказался единственным эффективно действующим сегментом этого рынка.

Финансовый  кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в развитии российского  валютного рынка.

     До  финансового кризиса развитие валютного  рынка шло во многом стихийным  путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, а так же высокой активности коммерческими банками.

     После финансового кризиса пересмотреть свою валютную политику на рынке ЦБ заставила крайне тяжелая ситуация, которая сложилась после августовского  финансового кризиса. Объемы операций на ММВБ упали до 30 млн. долларов в  день. На межбанковском рынке операции с валютой не проводились: банки не доверяли друг другу. Колебания курса от одной торговой сессии до другой составляли от 9 до 18 руб., что объясняется резким сокращением предложения валюты на рынке. Экспортеры и импортеры теряли ориентацию в своей внешнеэкономической деятельности. Экспортеры отказывались переводить валютную выручку из-за ненадежности российских банков. Банки же не желали продавать валюту, опасаясь дальнейшего падения курса рубля.

     Критическая ситуация на рынке потребовала от ЦБ жестких и неординарных действий. Прежде всего, ЦБ отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке:

1. Во-первых, ЦБ пошел на девальвацию рубля,  отказавшись от валютного коридора.

2. Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. - июня 1999 г. ЦБ ввел более десятка ограничений на операции, связанные с валютными операциями коммерческими банками. Так, 16 сентября 1998 г. введено требование обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки только на межбанковских валютных биржах. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать факт продажи установленной экспортной выручки.

     Действия  ЦБ после финансового кризиса  августа 1998 г. оцениваются по-разному  его участниками. Тем не менее, нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные  с восстановлением валютного рынка.

2.2. Национальная валюта  РФ и переход к ее полной конвертируемости.

     Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для  участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные  валюты и обратно без прямого  вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

     Обратимость валюты не есть чисто техническая  категория возможности ее обмена. По сути, это особый характер связи между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование первого во второе. Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов такие, как:

  1) Свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом.

  2) Расширение возможности привлекать  иностранные инвестиции и осуществлять  инвестиционную политику за рубежом.

Информация о работе Валютная система РФ