2.2. Становление и развитие
валютного рынка в Российской
Федерации.
Характерной особенностью образования
валютного рынка России являлось
развитие его биржевого сегмента,
что во многом было вызвано относительной
неразвитостью корреспондентских
контактов между банками (в связи
с этим отсутствием достаточной
степени доверия между ними), регионализацией
экономических отношений, подчеркивающей
специфику финансово-кредитной ситуации
в регионах, а также различной
степенью концентрации валютных ресурсов
в российских банках. Биржевой валютный рынок
является важным сегментом валютного
рынка России. Валютные биржи выполняют
посреднические функции в качестве торговых
площадок. Однако биржа не может сама выступать
в качестве партнера по совершаемым сделкам.
По счетам бирж отражаются все валютные
сделки между банками – участниками рынка.
Биржи – гаранты расчетов. Во многом важная
роль бирж определяется тем, что они обслуживают
в основном расчеты, связанные с внешнеторговыми
сделками, с обеспечением торговли наличной
валютой. Первая валютная биржа России
– ММВБ – была создана 9 января 1992 г. Операции
на ММВБ осуществлялись по принципу сделок
по цене фиксинга на доллары США и марки
ФРГ против рубля. В операциях биржи могут
принимать участие банки – члены ММВБ
по поручению свих клиентов и от собственного
имени. Активное участие в операциях биржи
принимает Центральный банк РФ, в основном
для проведения валютных интервенций.
Валютные биржи охватывают все крупнейшие
финансово-промышленные регионы страны.
Объединение локализованных рынков каждого
региона будет способствовать свободному
переливу капитала из региона в регион
и росту производства. Рост валютного
оборота в регионах России, который происходил
по мере достижения финансовой стабилизации,
имел своим результатом относительное
увеличение доли региональной биржевой
торговли – с 3% в 2002 г. до 45% в 2006 г. от общего
объема операций с американским долларом.
Нарастание в 2007-2008 гг. кризисных процессов
в экономике и валютно-финансовой сфере
повернуло вспять наметившуюся тенденцию
децентрализации биржевой торговли иностранной
валютой. В результате доля ММВБ в этой
торговле достигла в 2008 г. 94%, то есть практически
вернулась на уровень 2002 г. Помимо валютных
торгов, биржи стали проводить операции
с государственными ценными бумагами.
С начала 2009 г. ММВБ организовала торговлю
по этим долговым обязательствам, объем
которых в последующие годы рос быстрыми
темпами. Вслед за ММВБ и региональные
валютные биржи стали проводить торги
по ценным бумагам и МБК. На ряде валютных
бирж поводятся торги не только по ГКО/ОФЗ,
но и торги по государственным валютным
облигациям, муниципальным и негосударственным
ценным бумагам, а также торги по межбанковским
кредитам. Таким образом, валютные биржи
явились основой для использования их
в качестве инфраструктуры в других частях
финансового рынка, превратившись таким
образом в многопрофильную структуру.
В целях стабилизации биржевого валютного
рынка и активизации проведения операций
стали осуществляться конверсионные операции
доллар/рубль в системе электронных лотовых
торгов (СЭЛТ) ММВБ. Первые торги в СЭЛТ
были направлены на сближение условий
биржевых торгов в СЭЛТ к условиям межбанковского
валютного рынка. Торги в этой системе
были высоко оценены участниками биржевого
валютного рынка и осуществлялись параллельно
с фиксинговыми торгами. Причем объем
первых со временем превысил масштабы
проводимых операций по фиксинговым торгам.
После кризиса 2008 г. основные направления
деятельности ММВБ стали концентрироваться
в сфере развития биржевого валютного
рынка, технического обеспечения торгов
на рынке государственных ценных бумаг
и торгов корпоративными и субфедеральными
ценными бумагами. Большое внимание стало
уделяться к возобновлению операций на
рынке срочных сделок, развитию системы
страхования рисков, организации биржевого
рынка драгметаллов, а также оптимизации
внутренней структуры ММВБ и снижению
расходов на содержание её аппарата. По
мере развития валютного рынка и совершенствования
его инфраструктуры удельный вес в нем
валютных бирж стал резко падать, а межбанковского
валютного рынка - возрастать. В значительной
степени это объяснялось и успехами в
деле регулирования валютного рынка. Когда
в условиях финансовой стабилизации тенденция
изменения курса рубля стала предсказуема,
роль биржи как основного курсообразующего
института снизилась. Несмотря на снижение
до кризиса 2008 г. удельного веса биржевого
сегмента в операциях, проводимых на валютном
рынке, значимость бирж нельзя сбрасывать
со счетов. Для бирж характерна прозрачность
в отношении спроса и предложения и формирования
валютного курса. Наличие бирж дает участникам
валютного рынка право выбора проведения
операций на биржевом или внебиржевом
рынке. Кроме того, в условиях нестабильного
развития банковской системы России банки
не могут отказаться от бирж как посредников.
И события 2008 г. показали, что валютные
биржи находятся на новом этапе своего
развития. Межбанковский валютный рынок
фактически начал действовать с 1993 г. Валютные
операции уполномоченных коммерческих
банков во внебиржевом обороте осуществляются
без посредников между банками, банками
и их клиентурой на основе договорных
валютных курсов. Поведение участников
этого сектора валютного рынка определяется
их взаимной договоренностью, а условия
сделок являются коммерческой тайной.
В отличие от биржевого внебиржевой валютный
рынок характеризуется оперативностью
в расчетах, относительной дешевизной
осуществления операций (но при более
высоком уровне риска для контрагентов),
что дает ему большие преимущества. Внебиржевой
валютный рынок аккумулирует крупные
объемы валютного спроса и предложения
и является источником валюты для бирж.
За истекшие годы произошли резкое снижение
доли биржевого оборота, перемещение основного
объема валютных операций на межбанковский
рынок, уменьшение значения биржи как
основной курсообразующей площадки. Это
сокращение компенсировалось увеличением
сделок между коммерческими банками. По
мере преодоления кризиса 2008 г. органы
денежно-кредитного регулирования предпринимают
меры, направленные на то, чтобы вновь
активизировать межбанковский валютный
рынок. Однако этому препятствует кризисное
состояние российской банковской системы.
В любом случае вряд ли можно полагать,
что валютные биржи утратят значение.
Это объясняется тем, что биржевой рынок
является единственной структурой валютного
рынка, которая придает операциям «прозрачность»
в отношении формирования спроса и предложения,
а также динамики валютного курса, дает
определенные гарантии участникам сделок
от невыполнения платежных обязательств.
Тем не менее, дальнейшее развитие валютного
рынка страны во многом будет определяться
именно состоянием межбанковского валютного
рынка и в значительной степени будет
зависеть от ЦБР в регулировании внебиржевых
банковских операций. Следует подчеркнуть,
что на внебиржевом валютном рынке проводятся
операции с валютами, которые не котируются
на валютных биржах, заключаются опционные
и фьючерсные сделки, а также осуществляются
операции, сочетающие безналичный и наличный
обороты. Развитие межбанковского валютного
рынка, действующего параллельно биржевому,
обостряет конкуренцию с валютными биржами Рынок срочных операций (форвардный
и фьючерсные рынки). Главной причиной
появления данного сегмента валютного
рынка было стремление банков и их клиентов
использовать возможности страхования
валютных операций и совершения прибыльных
спекулятивных сделок. К услугам форвардного
рынка в основном прибегают экспортеры,
ожидающие получения валютной выручки,
либо импортеры, намеревающиеся осуществить
платеж за импорт. Участники фьючерсного
рынка – банки и небанковские организации,
стремящиеся получить доход в результате
изменения курсов валют. Рынок форвардных
операций возник в России в ноябре 2003 г.,
когда отдельные коммерческие банки стали
заключать со своими клиентами договоры
о покупке и продаже долларов США на срок.
Он формировался в основном как клиентский
рынок. В дальнейшем рынок форвардных
контрактов периодически то расширялся,
то сужался в зависимости от характера
денежно-кредитной политики властей и
изменения конъюнктуры валютного рынка.
По данным ММВБ, в среднем еженедельный
его оборот колебался. С введением валютного
коридора и установлением жесткого контроля
Банка России над динамикой валютного
курса объемы операций на форвардном рынке
заметно сократились. Этот рынок вновь
существенно активизировался. Основной
причиной этого стал допуск нерезидентов
на рынок государственных ценных бумаг.
Дело в том, что Банк России поставил условием
участия нерезидентов в операциях на рынке
ГКО покупку ими при обмене иностранной
валюты на рубли соответствующих форвардных
контрактов. Однако валютно-финансовый
кризис 2008 г. создал большие препятствия
для исполнения заключенных банками форвардных
контрактов и привел к банкротству ряда
банков. Объектом сделок фьючерсного валютного
рынка являются срочные контракты на поставку
валюты, имеющие стандартные величины
и сроки исполнения. На этом рынке порядок
заключения сделок, гарантия выполнения
взятых обязательств и окончательные
расчеты обеспечиваются соответствующим
расчетным механизмом. Фьючерсный рынок
возник в России вслед за введением с июля
2002 г. единого плавающего валютного курса
рубля. Особенностью российского фьючерсного
рынка с самого начала являлся преимущественно
спекулятивный характер. Поэтому после
введения валютного коридора с конца 2005
г. начался отток средств с этого рынка,
произошло почти десятикратное снижение
его оборотов. Одновременно уменьшилась
амплитуда колебаний фьючерсных котировок.
Отмена в 2008 г. валютного коридора и возвращение
к свободно плавающему курсу открывают
возможность для расширения фьючерсных
операций. При сохранении колебаний валютного
курса рубля эти операции будут по-прежнему
ориентированы на извлечение спекулятивного
дохода. В условиях же относительной стабильности
курса главной целью фьючерсных валютных
контрактов может стать хеджирование
валютных рисков. В связи с этим фьючерсный
рынок может внести вклад в процесс стабилизации
валютного и финансового рынков. Рынок наличных валютных сделок.
Легальный рынок наличной иностранной
валюты возник в России в 1992 г., когда граждане
получили право осуществлять валютные
операции на основе Указа Президента "О
либерализации внешнеэкономической деятельности"
. Впервые российские граждане смогли
выбирать, в какой форме лучше держать
сбережения - в наличных рублях, в рублевых
вкладах в банках, в наличной иностранной
валюте или на валютных счетах в уполномоченных
банках. Рынок наличных валютных сделок
стал составной частью инфраструктуры
валютного рынка. Функционирование этого
рынка обеспечивается разветвленной сетью
пунктов обмена валюты. Право на открытие
обменного пункта имеют лишь уполномоченные
банки, обладающие лицензией Банка России
на совершение валютных операций. Развитие
рынка наличной валюты зависит от проводимой
властями финансовой, денежно-кредитной
и валютной политики. Ключевую роль среди
факторов, предопределивших большой спрос
граждан на иностранную валюту, сыграли
значительное снижение курса рубля по
сравнению с ростом внутренних цен и потери
граждан от обесценения вкладов в Сбербанке.
Рынок наличной валюты активно реагирует
на нестабильность курса рубля. Поэтому,
даже после подавления инфляции и достижения
определенной финансовой стабилизации
спрос на наличную валюту постоянно превышал
предложение, в связи со значительным
ухудшением финансового положения многих
банков и снижением уровня процентных
ставок, что стимулировало ввоз наличной
иностранной валюты. Спрос на наличную
валюту продолжал возрастать чему в большей
степени способствовала нестабильность
банковской системы, неясность в исходе
президентских выборов, обострение бюджетных
проблем, плохое финансовое состояние
экономики, рост покупательной способности
населения (погашалась задолженность
по зарплате), компенсация вкладов некоторых
категорий граждан. В результате огромные
масштабы приобрела долларизация экономики,
по некоторым оценкам, она составила 50-70
млрд. долл., что намного превышает рублевую
наличность в обращении. Валютный кризис
2008 г. стимулировал накопление иностранной
валюты в связи с опасениями россиян за
сохранность рублевых активов при отсутствии
альтернативных возможностей надежного
и прибыльного инвестирования сбережений.
Для дедолларизации денежных сбережений
населения необходимо создать систему
страхования банковских вкладов населения.
В 2009 г. на территории России в наличном
обращении находилось американских долларов
больше, чем в наличном обороте США, и примерно
1/3 всех наличных долларов в мире. Таким
образом, за время своего существования
на рынке наличной валюты наблюдалось
превышение спроса над предложением. Во
многом это объяснялось нестабильностью
финансово-валютной системы России, в
частности, банковской, проблемами в проведении
в налоговой политики, отсутствием средств
эффективного приложения свободных рублевых
сбережений населения и другое. Проблема
сокращения высокого спроса на наличную
инвалюту со стороны населения в определенной
степени может быть решена за счет образования
системы страхования депозитов в банке.
Однако до конца 2009 г. введение в России
системы страхования банковских депозитов
законодательно так и не было оформлено.
2.3. Система валютного
регулирования и контроля на современном
этапе.
Валютное регулирование является
неотъемлемой частью экономической
политики стран с внутренне конвертируемой
валютой. Тактические цели валютного
регулирования состоят в создании
условий для постепенного снятия
ограничений на валютные операции.
Ключевые аспекты валютного контроля
могут быть объединены в три основных
принципа: § централизованное принятие
решений регулирующим органом, а также
необходимость централизации процесса
принятия решений; § сочетание регулирующих
и стимулирующих мер (экономические агенты
поощряются к сотрудничеству с органами
регулирования); § последовательная интеграция
в согласованную экономическую стратегию,
то есть, если валютный контроль используется
в нечестной политической игре, то его
эффективность значительно снизится,
так как контроль будет рассматриваться
как нелегитимный. Основные цели на современном
этапе реформирования экономики РФ заключается
в следующем: - сокращение дисбаланса
счетов резидентов в процессе осуществления
ими текущих валютных операций за счет
обеспечения репатриации валютной выручки
от экспорта продукции, а также уменьшения
авансовых платежей по импорту, не обеспеченных
своевременными поставками товаров; -
поэтапное обеспечение конвертируемости
валюты по текущим операциям с учетом
состояния и изменения основных факторов,
создающих для этого необходимые условия,
к числу которых относятся: эффективный
обменный курс, адекватная международная
ликвидность (резервы и зарубежное финансирование),
устойчивая макроэкономическая политика
и необходимая экономическая среда, создающая
возможности и стимулы для соответствующего
реагирования на рыночные цены; - создание
необходимых условия для привлечения
иностранных инвестиций и притока финансового
капитала в экономику страны, с учетом
приоритета долгосрочных вложений, а также
ограничения притока неустойчивого краткосрочного
капитала; - предотвращение необоснованного
оттока капитала из страны и ограничение
возможностей для бегства капитала, включаю
возвратность капиталов и дивидендов
на вложенный капитал; - противодействие
легализации через систему кредитных
организаций преступных доходов, полученных
в иностранной валюте или в виде других
валютных ценностей.
В настоящее время главная задача
валютного регулирования и валютного
контроля состоит в том, чтобы
ограничить масштабы утечки капитала
из страны при одновременном поддержании
предложения валюты на внутреннем валютном
рынке. Перечислим основные направления
валютного регулирования и валютного
контроля в РФ:
1. Таможенно - банковский контроль за
поступлением валютной выручки от экспортных
операций 2. Валютный контроль за обоснованностью
платежей в иностранной валюте по импортным
товарам. Необходимость введения таможенно
- банковского контроля за импортными
операциями была вызвана широким применением
отечественными импортерами при расчетах
- предоплаты, завышением импортных цен
по сравнению с мировыми и т.п., что привело
к значительным переводам валютных средств
за рубеж, не подтвержденных поставками
товаров. Методическое и техническое решение
задачи организации валютного контроля
при импорте товаров базировалось на опыте,
приобретенном таможенными органами и
уполномоченными банками при осуществлении
контроля за поступлением валютной выручки
от экспорта.
3. Осуществление валютного контроля
при бартерных операциях. Под
внешнеторговыми бартерными сделками
понимаются совершаемые при осуществлении
внешнеторговой деятельности сделки,
предусматривающие обмен эквивалентными
по стоимости товарами, работами, услугами,
результатами интеллектуальной деятельности.
Российские лица, заключившие бартерную
сделку, обязаны в сроки, установленные
законодательством для исполнения текущих
валютных операций, обеспечить ввоз в
Российскую Федерацию эквивалентных по
стоимости товаров, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, подтвердив
это соответствующими документами. Экспорт
товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности производится только после
оформления паспорта бартерной сделки
(ПСб), который является основным документом
контроля и учета бартерных операций.
Оформление и переоформление ПСб осуществляет
МВЭС РФ или его региональные представительства.
4. Осуществление валютного контроля
в неторговом обороте. Таможенные
органы осуществляют валютный контроль
в неторговом обороте с целью обеспечения
соблюдения норм и правил, регулирующих
перемещение через границу Российской
Федерации юридическими и физическими
лицами иностранной валюты, ценных бумаг
в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.
При перемещении иностранной валюты физические
лица могут ввозить иностранную валюту
без ограничений при условии заполнения
таможенной декларации. Вывоз из РФ иностранной
валюты физическими лицами в размере до
500 долларов США осуществляется без ограничений
при условии письменного или устного декларирования
её наличия таможенным органам. При вывозе
из РФ наличной иностранной валюты физическими
лицами в сумме свыше эквивалента 500 долларов
США в таможенный орган предъявляется
справка по форме №0406007, в противном случае
валюта может быть сдана на хранение в
таможенный орган и получена при въезде
в РФ. Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных
металлов, находящихся в обращении и являющихся
законным платежным средством в РФ, физическими
лицами разрешается в количестве не более
10 штук на одно лицо и на одну поездку без
обязательства об обратном ввозе. В соответствии
с законодательством Российской Федерации
валютный контроль осуществляется органами
валютного контроля. Уполномоченные банки
являются агентами валютного контроля,
подотчетными Центральному Банку России.
Исключительно важное место среди субъектов
валютного контроля занимают таможенные
органы. Функции и полномочия таможенных
органов в области валютного контроля
определены Таможенным Кодексом РФ (ст.
199). В компетенцию таможенных органов
входит: 1) контроль за перемещением лицами
через таможенную границу валюты РФ и
ценных бумаг в валюте РФ; 2) контроль за
перемещением лицами через таможенную
границу валютных ценностей; 3) контроль
за валютными операциями, связанными с
перемещениями через таможенную границу
товаров и транспортных средств. Таким
образом, можно сказать, что в России на
современном этапе почти полностью сформировалась
правовая система государственного валютного
регулирования и контроля, как его составляющего.
Правовая система дополняется и дорабатывается
каждый год, что связано с необходимостью
приведения нормативных актов в соответствие
с требованиями и условиями, предъявляемыми
экономической ситуацией, и выявленными
недостаткам.
Глава 3. Проблемы развития
валютной системы в России
Нынешняя ситуация на валютном рынке
далека от требуемой, она характеризуется
неустойчивым равновесием на рынке, что
проявляется в незаметных колебаниях
курса доллара, которые обрели циклический
характер. Цикличность колебаний состоит
в том, что в первые дни каждого месяца
курс доллара испытывает заметный рост,
а в последующие дни курс доллара снижается.
Явление цикличности на российском валютном
рынке наблюдалось и ранее, цикличность
в динамике курса доллара обусловлена
тремя моментами: 1. Тем, что уровень золотовалютных
резервов Банка России остается недостаточным
для сглаживания резких скачков курса
доллара. Покупка валюты Банком России
на рынке идет не только на пополнение
резервов, но и на обслуживание внешней
задолженности. 2. Узостью внутреннего
финансового рынка рублевых инструментов.
Особенность финансового рынка России
после кризиса состоит в том, что подавляющую
часть расчетов коммерческие банки осуществляют
не между собой, а через Банк России, соответственно
значительно возросла роль корреспондентских
счетов коммерческих банков в Банке России.
В последние время, когда осуществляется
значительная часть расчетов, связанных
с налоговыми платежами и погашением кредитов,
как самими банками, так и их клиентами,
возрастает потребность банков в рублевых
инструментах рынка. 3. Возросшими объемами
операций на валютном рынке после либерализации
валютного рынка и введения единой торговой
сессии, в результате чего возросла нагрузка
на Банк России по сглаживанию колебаний
курса на валютном рынке. В результате
либерализации исчезла разница в курсах
доллара на единой торговой сессии и на
дневной, возросли масштабы перетока капитала
между двумя торговыми сессиями, и Банк
России оказался вынужден либо проводить
интервенции как на единой, так и на дневной
торговой сессии, либо смириться с колебаниями
курса. Другая проблема - это вывоз капитала
из России, который исчисляется миллионами
долларов. Возврат из-за рубежа незаконно
вывезенных из России валютных средств
в современных экономических и политических
условиях представляет собой первоочередную
государственную задачу. Особая важность
решения проблемы заключается в том, что
масштабы утечки капитала, возрастающие
из года в год, послужили одной из причин
дестабилизации экономики. Вывоз и не
возврат валютных средств принял угрожающие
размеры, как при совершении внешнеэкономических
сделок (экспортно-импортных операций),
так и на внутреннем валютном рынке, связанном
с конвертацией рублей, обналичиванием
и вывозом валюты физическими лицами,
отмыванием средств, полученных в результате
преступной деятельности. Экспертные
оценки размера вывезенных и незаконно
не возвращенных в Россию средств довольно
противоречивы. Так, по данным Министерства
экономики России, за весь период реформ
из страны вывезено 210-230 миллиардов долларов
США. 40-50 из них получены в основном в результата
незаконных экспортно-импортных, бартерных,
валютно-финансовых операций, а также
легализации доходов от незаконных видов
бизнеса. 165 миллиардов долларов вывезено
без нарушения законодательства. По оценкам
специалистов Банка России, ежегодный
незаконный вывоз капитала из страны составляет
от 12 до 15 миллиардов долларов. Только
за один 2007 год было вывезено около 9 миллиардов
долларов. Общая сумма капиталов, нелегально
покинувших страну за 5 лет, согласно этим
оценкам эквивалентна 70-80 миллиардов долларов
США. По оценкам же различных контролирующих
ведомств России, за последние несколько
лет наше государство потеряло около 60
миллиардов долларов. Отмечая масштабность
этих процессов, эксперты указывают, что
в случае возврата в Россию её валютных
ресурсов страна могла бы не только решить
проблему выплаты внешней задолженности,
но и отказаться от финансовой помощи
других государств и международных организаций.
Острота проблемы незаконного вывоза
российского капитала побудила Президента
и Правительство Российской Федерации
принять меры, направленные на обеспечение
поступления в страну экспортной валютной
выручки и упорядочивающие вывоз валюты
из страны за рубеж (система валютного
регулирования, важнейшим направлением
которой является валютный контроль).
Главной задачей валютного контроля в
современных условиях является ограничение
масштабов утечки капитала из страны при
одновременном поддержании предложения
иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке. По мнению Банка России, масштабы
и скорость нарастания оттока капитала
таковы, что они создают реальную угрозу
экономической безопасности страны. Если
в прошлые годы утечка капитала из России
ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов
и хотя бы «компенсировалась» притоком
иностранных инвестиций и кредитных ресурсов,
то сейчас в условиях сокращения иностранных
инвестиций ситуация другая: бегство капитала
«съедает» сегодня примерно половину
экспортной выручки и почти в 3 раза превышает
платежи государства по внешнему долгу.
При дефиците валютных средств, необходимых
для обслуживания внешних обязательств
и оплаты инвестиционного импорта, утечка
капитала может ухудшить состояние платежного
баланса и свести на нет усилия денежных
властей по укреплению рубля. Проблема
оттока капитала из страны является сейчас
во многом определяющей дальнейшее развитие
нашей экономики. Имея ряд общих черт с
зарубежными аналогами, российский феномен
бегства капитала отличается большим
своеобразием как по мотивам оттока, так
и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим
последствиям. Оно напрямую вытекает из
специфики первоначального накопления
капитала путем теневого перераспределения
доходов и извлечения спекулятивных прибылей
на рынке финансовых инструментов, стремления
хозяйствующих субъектов стабилизировать
(или наращивать) уровень доходов в обстановке
спада производства и в тяжелых условиях
ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя,
криминализация экономики и низкий уровень
гарантий безопасности бизнеса, недостроенность
рыночной институциональной и правовой
базы и т.д.) Проведенные Банком России
проверки уполномоченных банков – крупнейших
покупателей иностранной валюты на межбанковской
валютной бирже выявили ряд схем утечки
валюты за границу, и во всех из них ключевую
роль играют так называемые «фирмы - однодневки».
«Фирмы - однодневки», как правило, состоят
из одного – двух физических лиц, имеют
юридический адрес на арендованную квартиру
и минимально допустимый уставной капитал
в 100 МРОТ. Каждая из таких фирм ежедневно
закупает до 3 - 4 млн. долларов для оплаты
поставок по импортным контрактам. Как
правило, платежные условия предусматривают
100%-ный авансовый платеж, а месторасположением
торгового партнера являются офшорные
зоны. Несмотря на явный фиктивный характер
таких сделок, действующее законодательство
не предоставляет уполномоченному банку
права отказать клиенту в совершении сделок.
Специфика «бизнеса» «фирм - однодневок»
делает бессмысленной работу органов
валютного контроля и правоохранительных
органов, так как фирма исчезает раньше,
чем попадает в поле их зрения. В последнее
время масштабы мошеннических операций,
связанных с переводом валюты в офшорные
зоны такими фирмами по заключенным импортным
контрактам, предусматривающим 100%-ные
авансовые платежи, а также по импортным
контрактам на оказание услуг и результатов
интеллектуальной деятельности, приобрели
особую остроту. В 2009 г. их ежемесячный
объем увеличился с 800 млн. долларов до
1 млрд. долларов в марте, то есть более
одной трети от всей продаваемой экспортерами
валютной выручки «уходит» в офшоры.
«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных
последствий для экономики страны:
1. Сокращается объем предложения валюты,
продаваемой на Московской межбанковской
валютной бирже, валютное поле резко сужается
и курс рубля становится неустойчивым.
2. Сокращаются валютные резервы, что косвенно
бьет по курсу рубля. Если хотя бы часть
«сбежавшего» капитала осталась в стране,
валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза
больше, чем в настоящее время. 3. Сокращаются
инвестиционные ресурсы, и создается искусственный
спрос на зарубежные кредиты. 4. Уменьшается
налогооблагаемая база. При государственном
регулировании вывоза капитала сделки
регистрируются, а потому уплачиваются
налоги. 5. В страну не инвестируется прибыль,
полученная от «сбежавшего» за границу
капитала. 6. Снижается устойчивость финансового
рынка, возникает асимметрия между его
сегментами. Для сдержания утечки капитала
из экономики необходимо разработать
стратегическую программу и тактику действий,
сделать "бегство" капитала экономически
невыгодным. Прежде всего, необходимо
обеспечить социально-экономическую и
политическую стабильность в России и
защиту прав собственности. В России полезно
использовать мировой опыт сочетания
уголовно-правовых норм, направленных
на сдержание "бегства" капитала,
с мерами административного и финансового
контроля за валютными операциями, переводами
и инвестициями за рубежом. Необходимо
преодолеть трудности, связанные с тем,
что каждое перемещение денежного капитала
удаляет его от нелегального источника
происхождения, а несколько операций на
зарубежных финансовых рынках затрудняет
выявление этого источника. К тому же за
рубежом более 1 млн. компаний типа "почтовый
ящик" (без активов и пассивов) отмывают
"грязные" деньги. Специалисты в
области валютного регулирования предполагают,
что для сдержания "бегства" капитала
и стимулирования его репатриации должен
быть правовой режим гарантий для страхования
коммерческих и политических рисков, непредвиденных
действий государства. Программа противодействия
утечке капитала и стимулирования хотя
бы частичной его репатриации требует
проведения специальных мер воздействия
на этот процесс. В их числе: неуклонное
соблюдение созданной единой цепочки
российских субъектов экспортной сделки
(экспортер - таможня - банк), унификация
форм отчетности. Важное место в этой сфере
принадлежит контролю за валютно-финансовыми
условиями внешнеэкономических сделок
в целях сужения питательной среды "бегства"
капитала. Не менее важен контроль за
авансовыми платежами по российскому
экспорту, которые нередко используются
как форма "бегства" капитала, если
после перевода предварительной оплаты
за рубеж импортер аннулирует фиктивный
контракт как несостоявшийся. Необходим
контроль за бартерными контрактами, так
как российский экспорт по товарообменным
сделкам по стоимости в несколько раз
(от двух до пяти-шести, по некоторым оценкам)
превышает встречные поставки из-за рубежа,
а договорные цены отклоняются от среднемировых.
Разница "уплывает" за рубеж в пользу
бизнесменов. Требуются меры для сдерживания
"бегства" капитала в офшорные зоны
и зарегистрированные за границей совместные
предприятия. Учитывая важную роль банков
и различных финансово-кредитных учреждений
в механизме утечки капитала, целесообразно
вменить им в обязанность сообщать о подозрительных
денежных переводах за рубеж компетентным
органам. В целях частичной репатриации
"беглого" капитала с учетом мирового
опыта целесообразно избирательно применять
экономическую амнистию, не распространяя
её на "грязные" деньги, связанные
с уголовными преступлениями. Необходимо
также ускорить формирование в России
более эффективной структуры управления
экономикой в целях ограничения олигархического
и коррумпированного аппарата и "теневого"
перераспределения доходов в пользу бизнесменов,
которые переводят их за рубеж. По оценкам
экспертов, в России в среднем "теневой"
капитал достиг 40% ВВП. Существующая экономическая
литература подтверждает необходимость
контроля за капиталом в условиях, когда
рыночные институты слабы, как в России.
Во-первых, контроль за капиталом может
использоваться для достижения или получения
автономии определенного вида денежной
политики и политики обменного курса.
Управление валютным курсом может быть
жизненно необходимо стране, нуждающейся
в перестройке большинства сегментов
экономики. Единственным решением проблемы
в таком случае будет влияние на реальный
обменный курс рубля через постоянную
девальвацию номинального обменного курса.
Но для этого необходима полная защищенность
от спекуляций на финансовых рынках. При
отсутствии всесторонней системы контроля
за капиталом страна может оказаться перед
выбором: или смириться с невозможностью
такого воздействия, или опереться на
административно установленный обменный
курс, то есть не конвертируемость. Введение
контроля за капиталом помогло бы избежать
возвращения к административной экономике.
Утечка капитала является несомненным
основанием для введения контроля за капиталом,
и это тем более справедливо, если имеется
серьезное подозрение, что значительная
часть банковского сообщества не подчиняется
закону. Проблема России заключается,
скорее, не в привлечении иностранного
капитала, а утечки российского капитала
из страны. Цели, для достижения которых
нужно вводить ограничения потоков капитала:
· Удержание внутренних сбережений; ·
Сохранение внутренней базы налогообложения;
· Сохранение денежной автономии ради
достижения управлять плавающим валютным
курсом; · Установление правильной последовательности
шагов по достижению экономической либерализации;
· Ограничение изменяемости краткосрочных
потоков капитала и снижение колебания
обменного курса и уменьшение частоты
и силы спекулятивных актов. Таким образом,
если грамотно производить контроль за
капиталом, то это может дать возможность
правительству России сохранить свой
денежный и экономический суверенитет
и свободу действия для стремления к положительному
росту, а также восстановить финансовые
институты в России, поскольку это необходимо,
так как рынки могут быть эффективны только
в тех случаях, когда их деятельность обеспечивается
соответствующими институтами. Россия
может и должна найти способы пресечь
"бегство" капитала и частично вернуть
его в страну в целях возрождения национальной
экономики. Непременным условием эффективного
противодействия "бегству" капитала,
его репатриации является усиление экономической
и политической стабилизации.