В мировой практике широко
применяются механизмы, направленные
на снижение банковского риска при
кредитовании МБ. Как правило, выделяют
две основные модели:
- Кредитная организация напрямую работает с заемщиком, производя оценку его платежеспособности, оценку залога и т.д. Согласно опросу владельцев МБ данная схема применяется в 80 - 85% случаев. При этом банк сам берет на себя все риски, связанные с невозвратом кредита.
- В цепочке "предприниматель - кредитная организация" появляется третий участник (государство, международные организации, кредитные кооперативы), который берет на себя обязательства частично субсидировать процентную ставку, вносить собственное имущество в качестве залога, гарантировать возврат займа.
Во вторых - Высокий
уровень издержек
Для оптимизации процедуры
выдачи кредитов банки разрабатывают
стандартизированные (поточные) технологии
кредитования, позволяющие максимально
сократить трудозатраты и время
принятия решения.
К мерам по созданию
благоприятных условий для кредитования
малого бизнеса являются
- Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов;
- Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам;
- Всемерно поощрять создание и развитие страховых объединений предпринимателей - обществ взаимного страхования;
- Содействовать созданию специализированных банков (государственных или коммерческих) по кредитованию малого бизнеса;
- Развивать сотрудничество мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого бизнеса и снижения кредитных рисков.
Для улучшения условий
кредитования МБ необходимо также внести
ряд изменений в действующее
законодательство.
- исключить из налогооблагаемой базы банков доход от кредитов, выданных малому бизнесу;
- способствовать развитию сети кредитных бюро;
- признать обеспеченными кредиты, предоставленные МБ под гарантии и поручительство региональных фондов поддержки малого предпринимательства
Один из ключевых инструментов,
позволяющих повысить эффективность
и оперативность предоставления
финансовых услуг малым предприятиям,
является расширенное использование
кредитного скоринга, который, при его
надлежащем применении, может содействовать
расширению доступа малых предприятий
к кредитованию. Скоринг - метод классификации
всех заемщиков на различные группы для
оценки кредитного риска; он представляет
собой математическую или статистическую
модель, с помощью которой на основе кредитной
истории «прошлых» клиентов банк пытается
определить, насколько велика вероятность
возвращения конкретным потенциальным
заемщиком кредита в срок.
С помощью скоринга можно
существенно снизить риски при кредитовании
предприятий малого и среднего бизнеса.
В настоящее время кредитный
скоринг только начинает применяться
в России в качестве инструмента для измерения
и управления кредитным риском по микро
-, малым и средним предприятиям.
Кредитный скоринг обладает
рядом преимуществ:
- объективное, унифицированное, последовательное измерение риска, в результате которого по всем клиентам с аналогичным риском выносится обоснованное кредитное решение;
- количественное выражение риска, позволяющее применять ценообразование, основанное на оценке риска;
- повышение уровня автоматизации;
Проблемы, связанные с
использованием кредитного скоринга.
При отсутствии надлежащего управления
скоринг и связанные с ним стратегии могут
стать неэффективными и принесут даже
больше вреда, чем пользы. Приведем некоторые
из существующих проблем:
- сотрудники банка не имеют достаточной подготовки, чтобы разрабатывать стратегии на основе скоринга и управлять ими, а также осуществлять эффективный мониторинг результатов работы модели;
- системы управленческой информации неадекватны для эффективной оценки и мониторинга;
- ненадлежащее применение моделей кредитного скоринга к продуктам, подгруппам заявителей или географическим регионам без проверки эффективности;
При кредитовании МСП есть
особые вопросы, которые необходимо
учесть: количество счетов, используемых
для разработки модели, и заявления,
по которым проводится скоринг; размер
кредита; разнородность выдаваемых кредитов;
количественное выражение и валидация
денежного потока; залог; учет размера
и продолжительности отношений с клиентом,
сегменты модели, которые необходимо разработать,
й рентабельность потенциальных стратегий
скоринга.
Финансовый кризис привел
к фактическому замораживанию кредитования
малых предприятий и физических
лиц. Сектор микрофинансовых организаций
(МФО) также был существенно затронут кризисом.
В России в среднем в течение 2009 г. количество
клиентов и активов в кредитных портфелях
МФО снизилось на 15%. С января 2009 г. по январь
2010 г. доля остатков в портфелях МФО, просроченных,
как минимум, на 30 дней, увеличилась с 3,3
до 7,3%'.
В 2010 г., по мере улучшения
ситуации и начала реализации программ
поддержки МСП, спонсируемых государством,
финансовые учреждения снова начали
предоставлять кредиты малым
предприятиям и проявлять интерес
к повышению эффективности и
стандартизации кредитных решений
в секторе МСП. Таким образом,
кредитный скоринг вновь привлек к себе
внимание.
Анализ опыта кредитования
малого бизнеса российскими банками
показал, что успех на данном рынке
зависит в первую очередь от используемой
технологии предоставления кредитов и
уровня подготовки кредитных экспертов.
Система кредитного скоринга
для малого бизнеса может эффективно работать,
как с залоговыми, так и с беззалоговыми
кредитами, и позволяет банку максимально
автоматизировать процесс рассмотрения
кредитной заявки. Высокая скорость принятия
окончательного решения - основное требование
рынка к этому виду кредитования, поскольку
специфика малого бизнеса подразумевает
быстрый оборот капитала. Банк, использующий
скоринговую систему для малого бизнеса,
сможет полностью соответствовать рыночным
условиям и получит надежный и эффективный
инструмент в конкурентной борьбе.
Одна из самых ярких современных
тенденций в банковском секторе
– переход к электронному способу
ведения дел. Развитие новых технологий
ведет к кардинальному изменению
соотношения между различными видами
риска, с которыми и сталкиваются
банки. Эта проблема привлекла к
себе пристальное внимание международных
финансовых организаций, ЦБ развитых стран
и крупнейших рейтинговых агентств.
Базельский комитет по банковскому надзору
при Банке международных расчетов сформулировал
14 принципов управления рисками в сфере
электронных банковских услуг. Свод этих
правил не является обязательной директивой,
однако де-факто все солидные банки в развитых
странах соблюдают данные требования.
Принципы управления рисками сгруппированы
в три крупные категории – категории А,
Б, В.
А. Надзор со стороны высшего руководства
банка (принципы 1-3).
1. Создание эффективной системы
наблюдения за операциями, совершаемыми
электронным способом. Новые проекты
в сфере е-банкинга, которые могут
оказать значительное влияние
на конфигурацию банковского
риска и реализацию принятой
стратегии, должны рассматриваться
на заседаниях совета директоров
и правления и подвергаться
глубокому анализу и детальной
оценке с точки зрения соотношения
ожидаемых затрат и результатов.
2. Внедрение всесторонней процедуры
контроля над поддержанием необходимого
уровня информационно-технологической
безопасности. Для его выполнения
нужно сосредоточить усилия на
следующих ключевых направлениях:
назначение конкретных лиц, несущих
ответственность за положение
дел в данной области; формулировка
жестких правил, позволяющих следить
за попытками вторжения в коммуникационные
сети и предотвращать несанкционированный
доступ к компьютерной технике,
программному обеспечению для
Web-транзакций и базам данных; регулярный
пересмотр мер по обеспечению безопасности
с целью внедрения новейших технологических
достижений и своевременной модернизации
используемых программ.
3. Организация тщательного слежения
за взаимодействием с партнерами,
привлекаемыми к предоставлению
отдельных видов электронных
банковских услуг. Руководящим
органам банка следует осуществлять
постоянную оценку н переоценку
уровня сотрудничества со специализированными
сервис-провайдерами. При этом члены совета
директоров и правления должны четко осознавать
риски, связанные с аутсорсингом, в обязательном
порядке проводить предварительный анализ
степени профессионализма и финансового
положения предполагаемых контрагентов;
точно формулировать пределы ответственности
обеих сторон при заключении контрактов,
особенно по порядку предоставления информации.
Б. Обеспечение безопасности в сфере
информационных технологий (принципы
4-10).
4. Аутентификация клиентов, пользующихся
электронными каналами обслуживания.
Она должна осуществляться посредством
персональных идентификационных
номеров» (ПИНов), паролей, смарт – карт,
биометрики (сканирования лица, пальцев,
глаз, голоса и т.п.) и сертификатов цифровой
подписи на базе инфраструктуры открытого
ключа. Многофакторная аутентификация
с использованием нескольких методов
обеспечивает более высокий уровень защиты,
что особенно важно при распространении
электронных банковских услуг на иностранных
клиентов.
5. Недопущение отказа от обязательств
онлайновым трансакциям и строгая
ответственность за их поведение. Наиболее
надежным способом избежать недобросовестного
сторнирования электронных сделок является
использование сертификатов цифровой
подписи на базе инфраструктуры открытого
ключа.
6. Разграничение функций, выполняемых
банковскими служащими при работе
в системах е-банкинга, с базами
данных и приложениями. Нельзя
предоставлять одному лицу или
сервис-партнеру права на инициирование,
авторизацию и завершение трансакции.
7. Эффективный контроль над процедурами
авторизации и получения доступа
в системы е-банкинга, базы данных
и прикладные программы. Главное
в организации такого контроля
– гарантировать сохранность
баз данных, в которых хранится
информация о правах на авторизацию
и доступ к проведению тех
или иных операций. Для этого
используются те же методы, что
и при защите аутентификационных
баз данных.
8. Обеспечение целостности данных
по операциям и записям в
сфере онлайновых услуг. Все
процессы, осуществляемые в рамках
банковского Интернет-сервиса, должны
быть устроены таким образом, чтобы достигалась
повышенная устойчивость трансакций и
записей к хищениям и искажениям и имелась
практически полная гарантия того, что
любые несанкционированные изменения
не останутся незамеченными.
9. Точный учет трансакций, совершаемых
электронным способом. Критически
важным представляется учет в
таких областях, как открытие, изменение
и закрытие клиентского счета;
проведение операции, отражающейся
на состоянии банковского баланса;
разрешение превысить ранее оговоренный
с клиентом лимит; предоставление,
модификация или аннулирование
нрава на доступ в систему
е-банкинга.
10. Сохранение конфиденциальности
ключевой банковской информации.
Все конфиденциальные данные и записи
должны быть защищены во время передачи
по открытым, закрытым и внутрибанковским
коммуникационным сетям и доступны только
лицам, агентам и системам, имеющим соответствующие
полномочия и прошедшим процедуру аутентификации.
Используемые банком стандарты по обеспечению
конфиденциальности следует распространить
и на сторонние организации, привлекаемые
к оказанию электронных услуг.
В. Управление правовым и репутационным
риском (принципы 11-14).
11. Раскрытие необходимой информации
электронного банковского сервиса
на Web-caйтe банка. Нужно указать следующие
сведения: название банка и местонахождение
его штаб-квартиры и филиалов; название
надзорного органа, контролирующего деятельность
головного офиса; контактную информацию
относительно банковского центра по обслуживанию
клиентов; порядок подачи жалоб; порядок
получения информации о страховании депозитов;
прочие необходимыe сведения, например,
перечет стран, где предоставляется электронный
сервис.
12. Предотвращение несанкционированного
доступа к клиентской информации.
Стандарты использования информации
о клиентах, накапливаемой банком
в процессе оказания онлайновых
услуг, должны соответствовать
всем требованиям законодательства
тех государств, на которые распространяется
Web-обслужиианне.