Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа
С помощью организации систем электронных расчетов вполне возможно построить банковские продукты, которые даже в условиях сегодняшней России, позволят зарабатывать деньги, соединяя воедино все три банковские функции: собирая дешевые ресурсы большого числа небогатых клиентов, контролируя передвижение денег по циклу банковский счет - клиент - магазин - банковский счет, и кредитуя предприятия и торговые структуры, связанные с этой клиентурой. Это одна из немногих сегодня реальных возможностей для банков зарабатывать деньги.
Введение
1 . Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковской системе.
1.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов.
1.2. Платежные системы.
2. Удаленное банковское обслуживание.
2.1 Банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте.
3. Система клиент-банк
3.1 Ключевые особенности системы
3.2 Возможности системы
3.3 Категории пользователей
Введение
1 . Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковской системе.
1.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов.
1.2. Платежные системы.
2. Удаленное банковское обслуживание.
2.1 Банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте.
3. Система клиент-банк
3.1 Ключевые особенности системы
3.2 Возможности системы
3.3 Категории пользователей
Введение
Сегодня любой банк во всем мире выполняет
три основные функции: сбор денежных
средств, их перемещение, и кредитование
ими. Сбор денежных средств сам по
себе стоит банку денег, на перемещении
средств уже можно
К сожалению, в России кредитование, как предприятий, так и населения - в современных условиях занятие очень ненадежное, и пока не позволяет ориентироваться на него, как на основную сферу получения доходов банком.
С помощью организации систем электронных расчетов вполне возможно построить банковские продукты, которые даже в условиях сегодняшней России, позволят зарабатывать деньги, соединяя воедино все три банковские функции: собирая дешевые ресурсы большого числа небогатых клиентов, контролируя передвижение денег по циклу банковский счет - клиент - магазин - банковский счет, и кредитуя предприятия и торговые структуры, связанные с этой клиентурой. Это одна из немногих сегодня реальных возможностей для банков зарабатывать деньги.
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги.
Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.
При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег так таковых.
Коммерческие банки в
1.
Теоретические аспекты систем
электронных расчетов в
Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов - все это тяжелым бременем ложится на экономику страны.
В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота - создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов. По экспертным оценкам, такая система может обеспечить сокращение наличного денежного обращения почти на треть.
С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчетов с помощью специальных банковских карточек.
В настоящее
время этот способ безналичных расчетов
получил такое широкое
1.1. Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов.
В настоящее время пластиковые карточки - это инструмент, который сейчас являются современным, доступным для общего пользования и в последнее время все чаще и чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающих.
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express.
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле.
В России одним из таких банков стал «Сбербанк РФ», который за 2009 год увеличил объем эмиссии пластиковых карт всех типов на 30, 7 % , то есть до 39, 8 млн. штук. При этом количество карт международных платежных систем выросло за год на 34, 9 % и составило 36, 7 млн. карт. Количество операций в сети устройств самообслуживания по международным банковским картам, включая операции снятия наличных денежных средств, за 2009 год превысило 133, 8 млн. транзакций.
«Сбербанк РФ» выходит на новую ступень развития и уже в мае 2010 года планирует выпуск нового продукта с использованием чиповой технологии «Про 100», новые карты «Про 100», будут использовать технологию EMV стандарт, которая используется международными платежными системами «MasterCard и Visa».
По данным на 1 января 2010 года количество эмитированных Сбербанком микропроцессорных карт «Сберкарт» составило 3, 1 млн. штук.
В целом кредитная организация
«Сбербанк РФ» планирует
Также можно отметить, что уже весной 2010 года «Сбербанк» планирует начать широкую эмиссию кредитных карт и выпустить в течение года 1, 5-2 млн. штук. Благодаря «технологической революции», то есть пластиковым картам оборот экваринговой торговой сети Сбербанка в 2009 году увеличился на 29 % и составил 202, 9 млрд. рублей.
Именно пластиковые карточки в
ряде случаев выступают ключевым
элементом электронных
Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:
Во-первых, они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеются в виду.
Во-вторых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке.
В-третьих, это могут быть страховые
депозиты, к которым банки (российские)
прибегают для обеспечения
За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки (не во всех банках).
Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами).
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.
С позиции эмитента - банка, выпускающего карточки в обращение наиболее серьезным является вопрос рентабельности выполняемых услуг. Так для большинства операций, выполняемых при помощи кредитных карточек, требуется несколько лет, чтобы стать прибыльными.
В мировой банковской практике использование пластиковых карточек является важным источником прибыли. Российские банки, активно развивая эту область деятельности, нередко не отдают себе отчета в том, что речь идет о высокорисковых операциях.
Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают на себя внимание две проблемы:
● объем бумажного
● высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества.
Использование кредитных карточек
существенно влияет на развитие безналичного
денежного оборота, сокращает издержки
обращения. Существуют и некоторые
другие достоинства: рост оборота и
прибыли, повышение
Компании по выпуску кредитных карточек организуют шумные рекламные компании, подчеркивающие эти преимущества. Свои издержки компании покрывают доходами от отсроченных платежей владельцев карточек. Следует отметить, что в развитии этой сферы услуг, распространении карточек заинтересованы как компании и банки, так и их клиенты.
Использование новейших платежных
средств, в частности кредитных
карточек, позволяет банкам существенным
образом снизить свои издержки на
изготовление, обработку, учет бумажно-денежной
массы, других бумажных платежных средств,
сэкономить время и затраты живого
труда. Огромная работа по осуществлению
электронных расчетов выполняется
быстро, надежно, при минимальной
потребности в обслуживании. Кроме
того, пользование кредитной
1.2. Платежные системы.
Платежной системой будем называть
совокупность методов и реализующих
их субъектов, обеспечивающих в рамках
системы условия для
Одна из основных задач, решаемых при создании Платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей.
Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование, так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы.
Таким образом, с организационной точки зрения ядром Платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав Платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания.
Для успешного функционирования Платежной
системы необходимы и специализированные
нефинансовые организации, осуществляющие
техническую поддержку
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах Платежной системы и держателях карточек.
Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.
Кроме того, на основании накопленных
за день протоколов транзакций процессинговый
центр готовит и рассылает
итоговые данные для проведения взаиморасчетов
между банками-участниками
Процессинговый центр может
также обеспечивать потребности
банков-эмитентов в новых
Информация о работе Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковской системе