Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности инфляции и её влияния на Российскую экономику.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- изучить понятие и сущность инфляции;
- рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
- рассмотреть антиинфляционное регулирование;
- выявить актуальные проблемы инфляции и ее регулирования в России;
- определить денежные и финансовые факторы инфляции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ 6
1.1. Понятие и сущность инфляции 6
1.2. Причины и формы проявления инфляции 10
1.3. Антиинфляционное регулирование 15
2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ 20
2.1. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирования в России 20
2.2. Денежные факторы инфляции 24
2.3.Финансовые факторы инфляции 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ
В
условиях кризиса проявились недостатки
бюджетной системы и
Сохранение значительного темпа инфляции связано с активизацией долговой политики государства. Предусмотренный Бюджетным кодексом лимит привлечения иных внутренних источников финансирования бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП был превышен (до 2,64%), и его действие приостановлено до 2013 г. Хотя значительная часть бюджетного дефицита покрывается за счет Резервного фонда (87,7% в 2009 г.; 63,3% в 2010 г.), внутренний госдолг возрос с 1499,8 млрд руб. на 01.01.2009 г. до 2094,7 млрд руб. на 01.01. 2010 г. Ежегодно увеличиваются госзаймы, особенно внутренние (Приложение 3).
Инфляционная составляющая бюджетной политики России обусловлена неэффективностью финансового контроля за доходами и расходами бюджетов всех уровней. По оценке Счетной палаты РФ, бюджетные злоупотребления удвоились за 2010 год.
В условиях кризиса усилилось отрицательное влияние налоговых факторов на инфляцию в связи с резким снижением налоговых поступлений в бюджет.
В целях регулирования финансовых факторов инфляции целесообразно: восстановить лимитирование бюджетного дефицита; перейти от консервативной к активной бюджетной политике в целях финансирования модернизации и инноваций экономики в соответствии с бюджетной реформой (2011 – 2012 гг.). Для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение и, наконец, принять соответствующий закон.
Для
снижения инфляционной составляющей налоговой
политики целесообразно проанализировать
эффективность использования
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация
денежного обращения и
Приложение
1
Индекс потребительских цен в России
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Уровень потребительских цен |
110,9 |
109,0 |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
Приложение
2
Профицит
и дефицит федерального бюджета
Год | Профицит (+), дефицит (-) | |
Трлн руб. | % к ВВП | |
2007 | +1,8 | 5,4 |
2008 | +1,7 | 4,1 |
2009 | -2,6 | 6,8 |
2010 | -2,9 | 5,8 |
2011 | -1,9 | 4,0 |
Приложение
3
Программа
привлечения государственных займов
в России
Объемы займов, млрд руб. | ||
Внутренние | Внешние | |
2009 | 429,1 | 3,6 |
2010 | 568,4 | 13,6 |
2011 | 748,6 | 17,6 |
Информация о работе Сущность инфляции и её влияние на российскую экономику