Вопросы использования
государственного кредита не утратили своей
актуальности и сегодня. Наибольший интерес
к проблеме государственного долга возник
в начале 2003 года, когда намечалось погасить
довольно большую часть государственного
долга, и выплаты по нему должны были составлять
большую часть расходов федерального
бюджета. По данным Министерства финансов
в 2004 году структура государственного
внешнего долга включала: государственный
внешний долг - 123,4 млрд.долл. В 2005 г. Россия
досрочно в полном объеме погасила остаток
обязательств перед Международным валютным
фондом, а в августе 2006 г. Российская Федерация
осуществила платежи в погашение остатка
реструктурированной в 1996 и 1999 годах в
рамках Парижского клуба кредиторов задолженности.
В результате российские обязательства
перед всеми 17 государствами-членами Клуба
в сумме 21,6 млрд долларов США погашены
в полном объеме и Россия более не является
страной-дебитором Клуба. Общая экономия
средств федерального бюджета на процентных
платежах за период до 2020 года превысит
12,0 млрд долларов. Таким образом, в 2007 год
Россия вошла с государственным внешним
долгом 52,0 млрд.долл.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ГОСУДАСТВЕННОГО ДОЛГА РФ
3.1. Проблемы государственного
долга России.
Основные проблемы, связанные с нынешним
состоянием государственного долга:
- Законодательной и нормативной базой Российской Федерации какие-либо ограничения величины совокупного внешнего долга или его предельного уровня не предусмотрены.
В положениях об органах
федеральной исполнительной власти, в частности о Минфине России,
Минэкономразвития России, Росстате, не
содержится четко обозначенной функции
осуществления мониторинга совокупного
внешнего долга Российской Федерации.
Инструменты и полномочия органов государственной
исполнительной власти и денежно-кредитного
регулирования, позволяющие эффективно
влиять на процесс привлечения иностранных
заимствований, ограничены.
- Величина совокупного внешнего долга Российской Федерации перед нерезидентами по состоянию на 1 октября 2008 года достигла 540,5 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2006 года более чем в 2 раза. При этом увеличение происходило за счет роста обязательств перед нерезидентами российских корпораций и банков, в то время как долг органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования за рассматриваемый период сократился почти в 2 раза и к настоящему времени составляет 7,9 % от совокупной внешней задолженности. Основная часть совокупного внешнего долга перед нерезидентами (92,1 %) приходится на корпоративный долг банков и прочих секторов. К числу основных причин этой ситуации следует отнести в первую очередь причины экономического характера - низкую цену зарубежных заимствований, а также отсутствие достаточного количества долгосрочных ресурсов на внутреннем рынке, которые могли бы быть направлены на инвестиционные цели.
Кроме того, увеличению внешнего
долга всех секторов экономики способствовала
причина организационного характера
- недостаточность инструментов регулирования
этого процесса.
- Наличие достаточно высокого уровня внешней задолженности не могло способствовать стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке в период нарастания кризисных явлений во II полугодии 2008 года, проявившихся в резком оттоке капитала, повышении давления на российский рубль, снижения международных резервов и девальвации национальной валюты. Несмотря на существенно сократившиеся возможности заимствований на мировых финансовых рынках в текущий момент, вопрос об осуществлении систематического мониторинга, оценки его результатов и при необходимости принятия возможных мер по регулированию объема и характера внешних заимствований российских организаций по иностранным кредитам в целях снижения связанных с высоким уровнем внешней задолженности рисков и их влияния на экономическую устойчивость страны остается актуальным.
- Более четверти совокупного внешнего долга Российской Федерации приходится на банки и предприятия с государственным участием в капитале. Несмотря на то, что государство не несет прямой ответственности по выполнению этих обязательств, высока вероятность необходимости вмешательства государства и оказания финансовой поддержки в целях сохранения доли в капитале, сохранения системообразующих предприятий и других причин в случае возникновения трудностей с погашением внешней задолженности у такого рода заемщиков.
Общая сумма задолженности
перед нерезидентами на 1 октября
2008 года по 10 крупнейшим российским банкам
составляла порядка 40 % от общей задолженности
всего банковского сектора (более
800 банков). Это свидетельствует о
достаточно высокой концентрации рисков,
связанных с внешней задолженностью.
- Экономический и финансовый кризис в полной мере показал значительность и реальность рисков внешних заимствований хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем результаты
анализа бухгалтерской отчетности ряда кредитных организаций
и организаций реального сектора экономики
свидетельствуют о сопоставимости задолженности
перед нерезидентами с величиной имеющихся
у должников внутрихозяйственных резервов,
мобилизация которых могла бы обеспечить
погашение этой задолженности.
Наряду с этим нельзя
игнорировать тот факт, что процесс
трансформации организациями-должниками
имеющихся активов, главным образом,
в рублевые денежные средства, а
затем в валютные ресурсы для
погашения внешнего долга может
быть успешно обеспечен при наличии определенных
условий, не всегда прямо зависящих от
усилий этих организаций. Так, к числу
неблагоприятных факторов следует отнести,
в частности, возможные неплатежи должников
вследствие сложности их финансового
положения, падение стоимости или отсутствие
спроса на имеющиеся ценные бумаги, рост
курса валют.
3.2. Пути решения проблем государственного
долга России.
- Влияние совокупного внешнего долга на устойчивость как экономики страны в целом, так и опосредованно государственных финансов, в частности, обусловливает необходимость разработки и внесения соответствующих изменений в существующие нормативные документы, которые позволили бы четко определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования (Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Банк России) не только по сбору и анализу данных по совокупному внешнему долгу, в особенности, внешнему долгу организаций с преобладающим участием государства в уставном капитале, но также по принятию, в случае необходимости, соответствующих мер по устранению негативных тенденций в этой сфере.
- Для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки связанных с ним рисков представляется целесообразным определить систему соответствующих показателей и их пороговых значений.
- В целях соблюдения безопасного уровня совокупного внешнего долга в целом и безопасных величин внешней задолженности российских предприятий и банков следовало бы предусмотреть в нормативных документах специальные регулирующие меры.
Так, может быть рассмотрен
вопрос о возврате к практике применения
Банком России в рамках банковского
надзора обязательного норматива,
устанавливающего максимальный размер
обязательств банка перед нерезидентами.
Аналогично могли бы
быть установлены соответствующие показатели, ограничивающие
на экономически безопасном уровне внешние
заимствования нефинансовых предприятий,
особенно с высокой долей государственного
участия в их капитале. Кроме того, по нашему
мнению, целесообразно принятие мер по
совершенствованию процедур управления
предприятиями с преимущественным участием
государства в их капитале в части регулирования
вопроса привлечения иностранных денежных
ресурсов и повышения прозрачности их
использования.
- Учитывая, что высокая доля иностранного капитала в денежных ресурсах российских банков и предприятий усиливает зависимость российской экономики от ситуации на мировом финансовом рынке и повышает риски, уровень которых практически не зависит от регулирующих действий российских органов денежно-кредитного регулирования, особое внимание целесообразно уделить разработке мер по развитию механизмов внутреннего кредитования и созданию условий для аккумулирования внутренних финансовых ресурсов.
- В связи с изложенным представляется целесообразным направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, отражающее необходимость принятия мер по регулированию величины совокупного внешнего долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назначение государственного
кредита проявляется в первую
очередь в том, что он является
средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае
дефицитности государственного бюджета
дополнительно мобилизуемые финансовые
ресурсы направляются на покрытие разницы
между бюджетными расходами и доходами.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые
с помощью государственного кредита средства
прямо используются для финансирования
экономических и социальных программ.
Это означает, что государственный кредит,
являясь средством увеличения финансовых
возможностей государства, может выступать
важным фактором ускорения социально-экономического
развития страны.
Но оценивая финансовое
значение государственного кредита
не следует забывать, что мобилизуемые с его
помощью государством средства являются
антиципированными, т.е. взятыми вперед
налогами. Необходимость погашения государственного
долга требует изыскания дополнительных
ресурсных поступлений в бюджет, а они
могут быть получены (если не считать новых
займов) только с помощью налогов. К тому
же погашения долговых обязательств и
уплата процентов по ним отвлекают часть
бюджетных доходов от производительного
использования, сокращает возможности
наращивания производственного и интеллектуального
потенциала общества.
При
наличии тенденции к сокращению
внешнего долга Российской Федерации
и снижению долговой нагрузки
на экономику Российской Федерации,
его структура по прежнему
не является оптимальной с
точки зрения управления долгом. В структуре государственного внешнего
долга Российской Федерации по состоянию
на 1 января 2004 года 35,9 % обязательств приходится
на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги,
номинированные в иностранной валюте.
К ним относятся еврооблигации, облигации
внутреннего государственного валютного
займа и облигации государственного валютного
займа. При этом кредиты Правительств
иностранных государств составляют 45
% в общем объеме государственного внешнего
долга. Управление нерыночной частью долга
невозможно с использованием преимуществ
текущей ситуации на финансовых рынках.
Основными задачами
по управлению долгом в ближайшее
время будут являться:
- сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
- оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
- оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
- рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
- повышение эффективности использования заемных средств.
Наиболее
безболезненный выход из сложившейся
ситуации – использование Стабфонда,
которое предлагается кабинетом
министров РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.98 г.
- Закон РФ от 13.11.1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», с учетом изменений и дополнений, утвержденных ФЗ от 03.07.1998 г.
- Бескова И.А. Управление государственным долгом. // Финансы. – 2000. - № 7. – С. 61 – 62.
- Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России //Вопросы экономики, №12, 1997. С. 62-80
- Государство и экономика / Соколинский В.М. – М. // 1996 г.
- Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2000.— 464 с.: ил
- Доклад об экономике России // http://worldbank.org.ru
- Илларионов А. Платить или не платить?/Человек и труд. 2002 №1
- Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом / Финансы. 2002 №3
- Саркисянц А.Г. Проблема возвращения финансовых активов России. / Бухгалтерия и банки. 2002 №5
- Саркисянц А.Г. Проблема возвращения финансовых активов России. / Бухгалтерия и банки. 2002 №5
- Финансы, денежное обращение и кредит. / Учебное пособие. Литовских А.М., Шевченко И.К. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135с.
- Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993 - 400с.
- Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М. Сабантини.- М.:Издательство ”Перспектива”; Издательство “Юрайт”, 2000.
- Финансы: Учеб. Пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой.-4-е изд.., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
- Финансы России. 2002. Стат.сб./Госкомстат России. М., 2002
- Шохин С. О. Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации // Аудитор Счетной палаты Российской Федерации - 2004 г.
- Шуркалин Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес. 2000
- http://www.minfin.ru - МинФин
- http://www.cbr.ru/ - ЦБ РФ
- http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики.