Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:07, контрольная работа
Банки—одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Процесс экономических преобразовании начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие сущности банка
2 Функции коммерческого банка
3 Принципы деятельности коммерческого банка.
4 Организационные основы управления банком
5 Сущность и правовые основы банковского регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие сущности банка
2 Функции коммерческого банка
3 Принципы деятельности коммерческого банка.
4 Организационные основы управления банком
5 Сущность и правовые основы банковского регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Банки—одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Процесс экономических преобразовании начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из «несущих конструкции» административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное. Необходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.
С учетом этого дается не только характеристика существующей практики деятельности коммерческих банков в России, но и значительное внимание уделяется банковскому опыту стран с развитой рыночной экономикой и перспективам его использования в наших условиях
Банки выполняют разнообразные функции и выступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.
История древних веков не оставила полных сведений о том, когда возникли банки и какие операции они выполняли. Первые банки, по мнению одних ученых, возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма и появились в отдельных итальянских городах (Венеция, Генуя) в XIV и XV вв. Другие специалисты считают, что банки возникли в более ранний период — при феодализме.
Слово «банк» заимствовано из итальянского «бапсо» — «стол». С 1707 г. эти «банкостолы» устанавливались на площадях, где проходила торговля товарами. Она велась с использованием разнообразных монет, в связи с чем требовались специалисты, которые бы разбирались в множестве монет.
Понятие банка, закрепившееся в нашем понимании, отождествлялось с менялами и их особыми столами и в Древней Греции, где банкиры назывались трапезидами (от слова «трапеза», означающего «стол»). Трапезы были и в Древнем Риме, где существовали менсарии (от латинского слова «mensa» — стол), занимавшиеся обменом валют. Таким образом, банки возникли на основе «Меняльного дела» — обмена денег различных городов и стран.
Однако, если следовать данной трактовке происхождения банка, то возникает вопрос: кто выполнял операции с деньгами внутри государства?
По свидетельству историков, операциями с деньгами занимаюсь либо отдельные лица, либо церковные учреждения. Храмы были надежным местом для хранения ценностей.
Начало деятельности банков в России относится к середине XVIII в.; их предшественницей считается Монетная канцелярия основанная в Петербурге в 1733 г. и предназначенная для выдача ссуд.
К определению сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие «банковские операции». В их перечень входят те, которые в соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской деятельности. Однако проблема сущности банка с юридической точки зрения остается открытой. Следует отметить, что не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, разрешенные законом, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки.
При определении сущности банка необходимо абстрагироваться от операций отдельно взятого банка, ее надо рассматривать на макро уровне по отношению к экономике в целом. Сущность банка едина независимо от его типов и требует раскрытия его особенностей и специфических черт.
Банк — специфическое предприятие, производящее продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств.
Основным продуктом банка в сфере услуг является кредит. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Сущность банка требует раскрытия его структуры. Под структурой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическому предприятию.
С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры можно дать ему следующее определение: банк — это денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах. Согласно банковскому законодательству: банк — это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов. При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов.
Банки как элемент банковской системы могут развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами, и прежде всего с банковской инфраструктурой, представляющей собой совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков и включает:
1. Внутренний блок: законодательные нормы; внутренние правила совершения операций; построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка; структура аппарата управления.
2. Внешний блок: информационное обеспечение; научное обеспечение; кадровое обеспечение; законодательная база. Успешная работа коммерческих банков может быть достигнута при соблюдении следующих основных принципов их деятельности:
1) осуществление деятельности в пределах имеющихся ресурсов;
2) полная экономическая самостоятельность и ответственность коммерческих банков за результаты своей деятельности;
3) взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на рыночной основе;
4) регулирование деятельности КБ может осуществляться" только косвенными экономическими путями. Прежде чем перейти к операциям, которые осуществляют коммерческие банки, необходимо рассмотреть их функции. Функции коммерческих банков необходимо рассматривать в нескольких аспектах:
1) на макроэкономическом уровне;
2) по отношению к банку как единому целому;
3) с учетом специфики банка.
Функция — это специфическое взаимодействие банка с внешней средой, направленное на сохранение банка как целостного образования. Коммерческие банки осуществляют следующие функции:
1) аккумуляция денежных средств. Особенность: собирает чужие временно свободные денежные средства и использует их как в своих интересах, так и в интересах своих клиентов;
2) регулирование денежного оборота. Через банки проходит весь платежный оборот. Регулирование осуществляется посредством различных нормативов ЦБ РФ;
3) посредническая функция. Банк выступает посредником между хозяйствующими субъектами и населением.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
В основе системы управления коммерческими банками могут быть заложены два подхода:
1) субординация — система передачи распоряжений;
2) координация — система разделения полномочий между инстанциями.
Теоретически структура управления банком может рассматриваться с точки зрения трех альтернативных вариантов:
1. Однолинейная структура управления основана на принципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной вышестоящей инстанции. Достоинство: четкое разграничение компетенции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.
2. Многолинейная (штатная) структура управления основывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключается в том, что на верхних уровнях происходит разделение управленческих функций между несколькими инстанциями, выступающими в качестве специализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокращение времени движения информации по инстанциям. Недостаток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.
3. Линейно-штабная структура управления представляет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предполагает создание инстанций двух видов: линейных инстанций, обладающих правом отдачи распоряжений, и специализированных Штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обладают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, оказывающий помощь линейным инстанциям в подготовке принятия Решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юридический отдел, отдел маркетинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: четкое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.
В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостатки, на практике используется модифицированная линейно -штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений.
В матричной организации комбинируются друг с другом два критерия построения организационной структуры — экономичен кие функции управления и группы услуг. Наряду с функциональными отделами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менеджеры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках «своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между менеджерами групп услуг и функциональными отделами в обмене информацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в случае недостаточно четкого разграничения полномочий различных функциональных отделов и менеджеров групп услуг.
Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций:
1) кредитные;
2) расчетные;
3) кассовые;
4) вексельные;
5) фондовые (с ценными бумагами);
6) межбанковские;
7) с иностранной валютой;
8) комиссионные (посреднические)
Общее собрание акционеров (пайщиков) является внешним органом управления банком. В его компетенцию входят:
1) принятие устава банка и внесение в него изменений и дополнений;
2) реорганизация банка;
3) ликвидация банка;
4) избрание председателя правления банка из числа членов наблюдательного совета;
5) формирование уставного капитала;
6) утверждение годовых отчетов, отчетов распределения прибыли и убытков. Наблюдательный совет банка — осуществляет общее руководство деятельностью банка. Его функциями являются:
Информация о работе Сущность и правовые основы банковского регулирования