Сущность и правовые основы банковского регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Банки—одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Процесс экономических преобразовании начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие сущности банка
2 Функции коммерческого банка
3 Принципы деятельности коммерческого банка.
4 Организационные основы управления банком
5 Сущность и правовые основы банковского регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Комерческий банк ДКБ КР.doc

— 88.50 Кб (Скачать)



Оглавление

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие сущности банка

2 Функции коммерческого банка

3 Принципы деятельности коммерческого банка.

4 Организационные основы управления банком

5 Сущность и правовые основы банковского регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Банки—одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Процесс экономических преобразовании начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из «несущих конструкции» административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное. Необходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

С учетом этого дается не только характеристика существующей практики деятельности коммерческих банков в России, но и значительное внимание уделяется банковскому опыту стран с развитой рыночной экономикой и перспективам его использования в наших условиях

Банки выполняют разнообразные функции и выступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.


1 Понятие сущности банка

История древних веков не оставила полных сведений о том, когда возникли банки и какие операции они выполняли. Первые банки, по мнению одних ученых, возникли в условиях мануфактур­ной стадии капитализма и появились в отдельных итальянских го­родах (Венеция, Генуя) в XIV и XV вв. Другие специалисты счита­ют, что банки возникли в более ранний период — при феодализме.

Слово «банк» заимствовано из итальянского «бапсо» — «стол». С 1707 г. эти «банкостолы» устанавливались на площадях, где про­ходила торговля товарами. Она велась с использованием разно­образных монет, в связи с чем требовались специалисты, которые бы разбирались в множестве монет.

Понятие банка, закрепившееся в нашем понимании, отожде­ствлялось с менялами и их особыми столами и в Древней Греции, где банкиры назывались трапезидами (от слова «трапеза», озна­чающего «стол»). Трапезы были и в Древнем Риме, где существо­вали менсарии (от латинского слова «mensa» — стол), занимав­шиеся обменом валют. Таким образом, банки возникли на основе «Меняльного дела» — обмена денег различных городов и стран.

Однако, если следовать данной трактовке происхождения банка, то возникает вопрос: кто выполнял операции с деньгами внут­ри государства?

По свидетельству историков, операциями с деньгами занима­юсь либо отдельные лица, либо церковные учреждения. Храмы были надежным местом для хранения ценностей.

Начало деятельности банков в России относится к середине XVIII в.; их предшественницей считается Монетная канцелярия основанная в Петербурге в 1733 г. и предназначенная для выдача ссуд.

К определению сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие «банковские операции». В их перечень входят те, которые в соответствии с законодательством относят­ся исключительно к банковской деятельности. Однако проблема сущности банка с юридической точки зрения остается открытой. Следует отметить, что не юридический закон определяет сущ­ность банка как такового, не операции, разрешенные законом, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему зако­нодательное право осуществлять соответствующие сделки.

При определении сущности банка необходимо абстрагировать­ся от операций отдельно взятого банка, ее надо рассматривать на макро уровне по отношению к экономике в целом. Сущность банка едина независимо от его типов и требует раскрытия его особенностей и специфических черт.

Банк — специфическое предприятие, производящее продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств.

Основным продуктом банка в сфере услуг является кредит. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Сущность банка требует раскрытия его структуры. Под структурой бан­ка понимается такое его устройство, которое дает ему воз­можность функционировать как специфическому предприятию.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры можно дать ему следующее определение: банк — это денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежно­го оборота в наличной и безналичной формах. Согласно банков­скому законодательству: банк — это кредитная организация, ко­торая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять рас­четные операции по поручению клиентов. При всем единстве сущ­ности банка на практике функционирует множество их видов.

Банки как элемент банковской системы могут развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами, и прежде все­го с банковской инфраструктурой, представляющей собой совокуп­ность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков и включает:

1. Внутренний блок: законодательные нормы; внутренние правила совершения операций; построение учета, отчетности, ана­литической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка; структура аппарата управления.

2. Внешний блок: информационное обеспечение; научное обеспечение; кадровое обеспечение; законодательная база. Успешная работа коммерческих банков может быть достигнута при со­блюдении следующих основных принципов их деятельности:

1) осуществление деятельности в пределах имеющихся ресур­сов;

2) полная экономическая самостоятельность и ответственность коммерческих банков за результаты своей деятельности;

3) взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на рыночной основе;

4) регулирование деятельности КБ может осуществляться" только косвенными экономическими путями. Прежде чем перей­ти к операциям, которые осуществляют коммерческие банки, необходимо рассмотреть их функции. Функции коммерческих бан­ков необходимо рассматривать в нескольких аспектах:

1) на макроэкономическом уровне;

2) по отношению к банку как единому целому;

3) с учетом специфики банка.


2 Функции коммерческого банка

Функция — это специфическое взаимодействие банка с внеш­ней средой, направленное на сохранение банка как целостного об­разования. Коммерческие банки осуществляют следующие функ­ции:

1) аккумуляция денежных средств. Особенность: собирает чужие временно свободные денежные средства и использует их как в своих интересах, так и в интересах своих клиентов;

2) регулирование денежного оборота. Через банки проходит весь платежный оборот. Регулирование осуществляется посред­ством различных нормативов ЦБ РФ;

3) посредническая функция. Банк выступает посредником между хозяйствующими субъектами и населением.

3 Принципы деятельности коммерческого банка.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.


4 Организационные основы управления банком

В основе системы управления коммерческими банками могут быть заложены два подхода:

1) субординация — система передачи распоряжений;

2) координация — система разделения полномочий между ин­станциями.

Теоретически структура управления банком может рассмат­риваться с точки зрения трех альтернативных вариантов:

1. Однолинейная структура управления основана на прин­ципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая ни­жестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной вышестоящей инстанции. Достоинство: четкое разграниче­ние компетенции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.

2. Многолинейная (штатная) структура управления ос­новывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключа­ется в том, что на верхних уровнях происходит разделение уп­равленческих функций между несколькими инстанциями, высту­пающими в качестве специализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокра­щение времени движения информации по инстанциям. Недоста­ток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.

3. Линейно-штабная структура управления представля­ет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предпо­лагает создание инстанций двух видов: линейных инстанций, об­ладающих правом отдачи распоряжений, и специализированных Штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от выше­стоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обла­дают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, ока­зывающий помощь линейным инстанциям в подготовке принятия Решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юриди­ческий отдел, отдел маркетинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: чет­кое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.

В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостатки, на практике используется модифицированная линейно -штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, облада­ющие ограниченным правом отдачи распоряжений.

В матричной организации комбинируются друг с другом два критерия построения организационной структуры — экономичен кие функции управления и группы услуг. Наряду с функциональными отделами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менеджеры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках «своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между менеджерами групп услуг и функциональ­ными отделами в обмене информацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в случае недостаточно четкого разгра­ничения полномочий различных функциональных отделов и ме­неджеров групп услуг.

Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций:

1) кредитные;

2) расчетные;

3) кассовые;

4) вексельные;

5) фондовые (с ценными бумагами);

6) межбанковские;

7) с иностранной валютой;

8) комиссионные (посреднические)

Общее собрание акционеров (пайщиков) является внешним органом управления банком. В его компетенцию входят:

1) принятие устава банка и внесение в него изменений и до­полнений;

2) реорганизация банка;

3) ликвидация банка;

4) избрание председателя правления банка из числа членов наблюдательного совета;

5) формирование уставного капитала;

6) утверждение годовых отчетов, отчетов распределения прибы­ли и убытков. Наблюдательный совет банка — осуществляет об­щее руководство деятельностью банка. Его функциями являются:

Информация о работе Сущность и правовые основы банковского регулирования