Статус, структура и задачи Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: провести анализ устройства банковской системы Российской Федерации и определить роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.
В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
провести ретроспективный анализ становления двухуровневой банковской системы в Российской Федерации;
определить правовой статус и функции Банка России;
рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Работа содержит 1 файл

18. Статус, структура и задачи Центрального банка РФ..docx

— 65.96 Кб (Скачать)
 
 

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что  финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Каждый уровень финансовой системы обладает определенной самостоятельностью, принимает и осуществляет свои решения. В структуре финансовой системы РФ Центральный Банк относится к финансово-кредитному звену.  

 

   Глава 2. Роль Центрального Банка в финансовой системе страны

    §1. История возникновения центрального банка и его роль в экономике

    Центральные банки являются главным звеном денежно- кредитной системы практически  во всех странах, имеющих банковские системы. На ранних стадиях экономического развития отсутствовало разграничение  между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками, но по мере развития денежно-кредитной системы  происходил процесс централизации  банкнотной эмиссии в немногих крупных  коммерческих банках, а впоследствии монопольное право выпуска банкнот  и проведения общей кредитно-денежной политики в масштабах страны закрепилось  за одним банком, который и стал центральным.

    Особое  место и роль центрального банка  в экономической системе современного государства определяются уровнем  и характером развития рыночных отношений. Товарно-денежные отношения на разных этапах своего развития претерпевали существенные изменения, изменялась и  роль кредитных институтов, в частности  банков. Так в эпоху, когда рынок  был стихийным, а денежное обращение  – золотомонетным, банки были просто посредниками в осуществлении торговых операций. Обычно выделялся из общего числа банков наиболее крупный для  обслуживания нужд правительства. В  течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушающие доверие  конкретные банки. Но в целом в  тех исторических условиях банки  отличались друг от друга своими размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном  понимании11.

    Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как органа государственного контроля и надзора чревато неоправданными потерями. В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX – XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром еще в 1848 году, Банк Испании – с 1874 года, Федеральная резервная система США – с 1913 года.

    Первые  центральные банки возникли значительно  раньше. Так Банк Англии появился в 1694г., когда английскому правительству  для ведения войны с Францией понадобился очень крупный заем, для выдачи которого несколько купцов объединились в один частный акционерный  банк, а в качестве благодарности  за оказанную государству услугу получили исключительное право эмиссии  банкнот, свободно разменивавшихся  на золото. Выпущенные этим банком банкноты стали платежным средством и  вошли в платежный оборот страны. Кроме того, Банку Англии было предоставлено  право размещения государственных  займов, в результате чего была сформирована система управления государственным  долгом через этот банк. В течение  полутора веков Банк Англии выполнял роль центрального банка. Законодательно же это было запрещено лишь в 1844 году актом Роберта Пилля. Этот акт  вошел в историю, поскольку вследствие своей глубокой ошибочности он нанес  большой вред экономике Англии. В  частности, этим актом предписывалось практически 100-процентное обеспечение  золотом всей банкнотной эмиссии  в Англии. В 1857 г. этот акт был отменен. После второй мировой войны, в 1946 году Банк Англии был национализирован и наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено  право контроля за банками.

    В отличие от Англии, где центральный  банк вырос «снизу», Государственный  банк России был учрежден «сверху» в 1860 году по указу императора Александра II, причем если, например, Банк Англии действовал как независимый кредитно-эмиссионный  центр, то Государственный банк России был подчинен министерству финансов. Он действовал на основании устава, согласно которому являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать «упрочению денежной кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране. В  начале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о «временных выпусках» в небольших объемах  кредитных билетов, учитывал векселя  и срочные обязательства, выдавал  ссуды и открывал кредиты, покупал  и продавал ценные бумаги, драгоценные  металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета  и до конца ХIХ в. оставался  банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. При этом кредитование земледельцев, ремесленников, мелкой промышленности не получило большого развития12.

    Поворот в деятельности Государственного банка  был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной  экономики», предусматривавшей широкое  кредитование отечественных производителей. В 1984 г. был принят новый устав, закрепивший право выдавать «промышленные» ссуды, значительную часть которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. А в результате денежной реформы 1895-1897 гг. банк получил эмиссионное право.

    Денежно-кредитная  политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание  стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной  экономики. В начале ХХ в. в Российской империи окончательно сложилась  двухуровневая банковская система. После событий 1917 г., согласно декрету  «О национализации банков», Государственный  банк был преобразован в кредитное  учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия  на банковское дело. Все банки были слиты с Государственными банком, который стал называться Народным банком. В условиях новой экономической  политики в 1921 г. был учрежден Государственный  банк РСФСР, в дальнейшем преобразованный  в Государственный банк СССР. Он принял активное участие в возрождении  финансовой системы страны и был  проводником денежной реформы 1922-1924 гг.

    В начале 30-х годов при переходе к принципам централизованного  планирования в экономике была проведена  реформа кредитной системы, в  результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового кредитования экономики и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.

    В начале реформ 1990-х годов на базе Российской республиканской конторы  Госбанка СССР был учрежден Госбанк  РСФСР, которому после упразднения  Государственного банка СССР были переданы его функции, а также имущество  на территории РСФСР. С принятием  в декабре 1990 г. закона о Центральном  банке РСФСР банку было предоставлено  право выпуска и изъятия денег  из обращения13.

    Необходимость создания двухуровневой банковской системы была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной  стороны, они требуют свободы  предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что  обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование, то есть контроль и целенаправленное воздействие, и это обстоятельство требует создания особого института в виде центрального банка.

    История доказала, что централизация и  обеспечение контроля служат обязательными  предпосылками эффективности банковской системы. Децентрализованное функционирование и развитие банков из-за разнородности  бумажных денег, плохого регулирования, не соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный беспорядок в  и без того стихийную экономику. С этой точки зрения создание центральных  банков, которые регулируют денежно-кредитные  отношения, явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы  частного предпринимательства.

    Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся  в центре всей банковской системы. Позднее  такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а в определенный момент такие  банки вообще национализировали. Чаще всего капитал центральных банков полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Со временем изменились и сами центральные  банки: уменьшились по масштабам  капиталов, операций, балансов, а их функции и методы воздействия  на банковскую систему модифицировались14.

    Какие бы функции не возлагались на центральный  банк, он всегда является органом государственного регулирования, сочетающим черты банка  и государственного ведомства.

    Центральный банк, прежде всего, выступает как  посредник между государством и  остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван  регулировать денежные и кредитные  потоки с помощью инструментов, которые  закреплены за ним в законодательном  порядке и реже - по традиции.

    Во  всех развитых странах действуют  законы, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции  центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная  задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

    Наряду  с законом о центральном банке  взаимодействия между центральным  банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных  институтов по отношению к центральному банку.

    Банковское  законодательство является комплексной  отраслью законодательства, объединяющей в себе публичные и частноправовые методы правового регулирования. Такое  сочетание приводит к тому, что  правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормами  административного, финансового, а  также гражданского законодательства.

    Следует заметить, что нормативные акты Банка  России не могут иметь обратной силы. В тех случаях, когда нормативный  акт Банка России затрагивает  права, свободы или обязанности  граждан, то он подлежит регистрации  в Министерстве юстиции российской Федерации. Закон о Банке России и в связи с этим сам Банк России определяет форму нормативных  актов, издаваемых им. На практике нормативные  акты Банка России издаются в форме  инструкций, правил, положений, писем  и др.

§2. Правовое регулирование деятельности ЦБ РФ

    Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» от 02.12.1990 с последующими изменениями и дополнениями. Местонахождение  центральных органов Банка России – город Москва.

    Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в  порядке, которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

    Так же в законе «Центральном Банке РФ»  зафиксировано, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах15.

    Банк  России является юридическим лицом.

    ЦБ  РФ не ставит целью своей деятельности получение прибыли. Среди его  целей следует выделить следующие:

    
     
    • защита  и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;
    • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
    • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
    • назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;
    • назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России;
    • представление Банком России на рассмотрение Государственной Думе годового отчета, а также аудиторского заключения;
    • определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
    • проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
    • доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год – при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Информация о работе Статус, структура и задачи Центрального банка РФ