Статус, структура и задачи Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: провести анализ устройства банковской системы Российской Федерации и определить роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.
В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
провести ретроспективный анализ становления двухуровневой банковской системы в Российской Федерации;
определить правовой статус и функции Банка России;
рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Работа содержит 1 файл

18. Статус, структура и задачи Центрального банка РФ..docx

— 65.96 Кб (Скачать)

   Введение

    Банковская  система представляет собой неотъемлемый элемент национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие  как на экономические процессы в  стране, так и на жизнедеятельность  общества в целом. Непременным условием устойчивого развития и нормального  функционирования банковской системы  является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и  обществе правовая база. В условиях рыночной экономики роль государства, устанавливающего правовые нормы экономической  деятельности, включая финансовую, возрастает, усиливаются его регулирующие, надзорные и контрольные функции.

    Современная двухуровневая банковская система  отвечает требованиям рыночной экономики. Первый уровень представлен Центральным  банком Российской Федерации как  главным банком страны, государственным  органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью коммерческих банков, оказывающих банковские услуги как самостоятельные юридические  лица, представляющих второй уровень  банковской системы.

    Центральный банк Российской Федерации не отнесен  законодательством ни к одной  из ветвей государственной власти. Однако, будучи наделенным особым публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частноправовым, он является основным субъектом управления и правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере, обладающим правом принимать правовые акты в целях выполнения своих функций1.

    Банковская  сфера относится к числу наиболее регулируемых государством экономических  отношений. На III Международном банковском форуме Банки России XXI век было отмечено, что основные банковские законы уже  написаны, теперь их нужно совершенствовать. Безусловно, этот процесс не может  проходить без активного участия  Центрального банка Российской Федерации. Важным дополнением к нему является реализация Банком России своей нормотворческой  функции. Правовые акты Банка России стали значительной составной частью системы правовых актов Российской Федерации.  
Основы нормотворческой функции Банка России имеют законодательное закрепление. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты (в форме указаний, положений, инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

    Одним из основных принципов формирования и функционирования банковской системы  Российской Федерации является принцип  адекватного правового обеспечения. Значительная роль в реализации данного  принципа принадлежит нормотворческой  деятельности Центрального банка Российской Федерации.

    Совершенствование взаимодействия Центрального банка  Российской Федерации с федеральными органами законодательной власти должно происходить по пути оптимального соотношения  между федеральными законами и нормативными актами Банка России. Залогом стабильности экономического развития страны является сочетание законодательного регулирования  денежно-кредитной сферы и контроля со стороны представительных органов  власти с независимостью Банка России в процессе проведения денежно-кредитной  политики и принятия банком оперативных  решений, требуемых быстро изменяющимися  условиями рыночной экономики2.

    От  принимаемых Банком России решений  зачастую зависит судьба не только денежно-кредитной системы общества, но и экономики в целом, ее взаимодействие с мировой экономикой, расширяющееся  в современных условиях глобализации.

    Целью данной курсовой работы является: провести анализ устройства банковской системы Российской Федерации и определить роль Центрального банка РФ в финансовой системе страны.

    В соответствии с поставленной в курсовой работе целью необходимо решить следующие  задачи:

    1. рассмотреть понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
    2. провести ретроспективный анализ становления двухуровневой банковской системы в Российской Федерации;
    3. определить правовой статус  и функции Банка России;
    4. рассмотреть понятие и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что эффективность функционирования банковской системы страны определяется ее воздействием на экономику и состоянием последней на каждый данный момент. Российская банковская система все еще традиционно рассматривается как одна из самых рискованных в мире: она распылена и недостаточно капитализирована, без крупных иностранных инвестиций, подвержена высоко концентрированным рискам, уязвима для внешних шоков и потенциальной перемены направления политики правительства, недостаточно регулируема в слабой правовой среде, страдает от неадекватной практики бухгалтерского учета и непрозрачной структуры собственности. Справедливо и то, что система финансового посредничества в экономике развита недостаточно, а доверие населения к банковской системе очень ограничено.

    В первой главе курсовой работы рассмотрено понятие финансовой системы, проанализирована ее структура и дана краткая характеристика ее звеньев.

    Во второй главе курсовой работы освещен процесс становления банковской системы Российской Федерации, статус, основные цели и функции Центрального банка РФ, а так же основные направления денежно-кредитной политики, инструменты и методы ее осуществления. Данные вопросы подробно рассматриваются в работах следующих авторов:  Абрамова М.А., Александрова Л.С. «Финансы, денежное обращение, кредит», Головин Ю.В. «Банки и банковские услуги в России», Жуков Е.Ф. «Деньги, кредит, банки», Кураков Л.П. «Современные банковские системы», Портной М.А. «Деньги: их виды и функции».

    При написании данной главы были использованы следующие источники и литература: Закон «О Центральном банке РФ (Банке России).- №86-ФЗ от 10.07.2002г, Банковский надзор и аудит: учебное пособие. Под общ. ред. И. Д. Мамоновой, Кураков Л.П. «Современные банковские системы», Ерпылева Н.Ю. «Правовые стандарты банковского регулирования и надзора», журнал  «Законодательство и экономика» N 6, 1999 и другая литература.

    

 

   Глава 1. Финансовая система Российской Федерации

§1. Понятие финансовой системы

    Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

    Мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

    Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность  относительна в средине единого  целостного. Финансовая система - это  совокупность разнообразных видов  фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая  система». Как и всякая другая система, она является не простым набором  отдельных элементов, а совокупностью  взаимосвязанных элементов, которые  имеют однородные признаки3.

    Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак - это  различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных  финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных  на них функций, а также для  удовлетворения экономических и  социальных потребностей.

§2. Структура финансовой системы Российской федерации

    Понятие «финансовая система» употребляется  в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

    Само  понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать  и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы4.

    Итак, финансовая система - это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и  использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

    В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

      По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

    Централизованные (государственные) финансы включают:

    • государственные бюджеты;
    • государственные социальные внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • государственное страхование.

    К децентрализованным финансам относят:

    • финансы коммерческих предприятий и организаций;
    • финансы некоммерческих организаций;
    • финансы домохозяйств5.

    Централизованные  фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру  своих доходов и расходов. И  хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование  присутствуют, децентрализованные финансы  имеют определенную свободу и  независимость.

      По сфере финансовых  отношений финансовая  система РФ включает:

    • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
    • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
    • фонды страхования: государственного, частного;
    • финансы домохозяйств6.

    Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

    Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики  нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Информация о работе Статус, структура и задачи Центрального банка РФ