Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:58, курсовая работа
Цель данного исследования - описание и анализ деятельности специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, анализ перспектив их развития, их роли в рыночной экономике.
При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты деятельности различных специальных кредитно-финансовых институтов;
2.Выявить причины появления, существования и развития специальных кредитно-финансовых институтов;
3.Сказать об актуальности изучения специальных кредитно-финансовых институтов;
4.Обозначить тенденции развития различных специальных кредитно-финансовых институтов в рыночной экономике
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные черты и место в современной кредитной системе специальных кредитно-финансовых институтов.........................................................................6
2 Характеристика различных специальных кредитно-финансовых институтов..............................................................................................................11
2.1 Страховые компании.......................................................................................11
2.2 Пенсионные фонды………………………………………………………….15
2.3 Инвестиционные компании и фонды………………………………………20
2.4 Ссудо-сберегательные ассоциации…………………………………………24
2.5 Финансовые компании………………………………………………………29
2.6 Благотворительные организации…………………………………………...30
2.7 Ломбарды…………………………………………………………………….35
3 Роль специальных кредитно-финансовых институтов в рыночной экономике...............................................................................................................38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………………………...42
Приложения……………………………………………………………………...44
Образование фондов
В условиях сокращения вмешательства государства в регулирование процентных ставок банки и ссудо-сберегательные ассоциации ведут острую конкурентную борьбу за депозиты. Этот процесс выразился в расширении типов счетов, которые могут предлагаться ссудо-сберегательными ассоциациями, -- теперь сюда входят Л^ОИ^-счета и счета денежного рынка. С начала 80-х годов ссудо-сберегательные ассоциации начали более активно, чем раньше, занимать средства на денежном рынке. Например, им удалось выйти на рынок РЕПО. Они могут осуществлять займы на рынке федеральных фондов, а также занимать через «дисконтное окно» Федеральной резервной системы. Кроме того, ссудо-сберегательные ассоциации могут получить кредит у федеральных банков ипотечного кредита. Эти займы называются «авансами», они могут быть краткосрочными либо долгосрочными и иметь фиксированную или плавающую процентную ставку.
Требования к капиталу
Основные требования к капиталу ссудо-сберегательных ассоциаций совпадают с действующими для банков. Как и для коммерческих банков, они также должны учитывать риск процентной ставки. Однако структуры, регулирующие деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций, избрали другой подход к измерению риска процентной ставки. Вместо того чтобы использовать в качестве меры этого риска дюрацию, было предложено определять чувствительность излишка к изменению процентных ставок с помощью моделирования возможных ситуаций.
Депозитные учреждения (коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, сберегательные банки и кредитные союзы) принимают различные типы депозитов. С помощью средств, полученных в виде депозитов и из других источников финансирования, банки выдают кредиты различным организациям и осуществляют инвестиции в ценные бумаги. Депозитное учреждение стремится к получению положительного спреда между величиной активов, в которые оно вкладывает средства, и стоимостью своих обязательств. В процессе образования процентной прибыли депозитное учреждение сталкивается с кредитным риском (или риском финансирования). Для депозитного учреждения риск процентной ставки представляет собой риск того, что изменение процентной ставки негативно отразится на его прибыли.
Ссудо-сберегательная ассоциация является инвестором, когда она владеет депозитным сертификатом банка, но этот сертификат представляет собой обязательства выдавшего его банка.15
К капиталу депозитного учреждения предъявляются определенные, связанные с риском требования. Эти требования учитывают прежде всего кредитный риск, связанный с активами депозитного учреждения. В этих требованиях не учитывается риск процентной ставки, связанный с определенным для данного депозитного учреждения соотношением активов и обязательств. Согласно последним федеральным законодательным актам США, регулирующие органы должны изменить требования к капиталу таким образом, чтобы также был учтен и процентный риск. В качестве меры процентного риска для банков регулирующими органами было предложено использовать дюрацию, а для ссудо-сберегательных ассоциаций -- моделирование возможных ситуаций. Обострение на рынке проблемы ликвидности в конце 70-х - начале 80-х гг. в США резко ухудшило положение ссудо-сберегательных ассоциаций. Так, в середине 80-х гг. там насчитывалось 3 400 ассоциаций, а к настоящему времени 30% их либо обанкротилась, либо подверглась вынужденному слиянию. Кроме того, в целях выживания они пошли на широкое акционирование, отказавшись от прежней взаимной формы собственности, которая долгие годы представляла собой кооперативную форму, принадлежащую ее вкладчикам (депозитариям). При переходе к акционерной форме владельцы-вкладчики имели возможность купить акции на выгодных условиях. Эти изменения, а также диверсификация операций вызвали коренное изменение структуры пассивных и активных операций ссудо-сберегательных ассоциаций, о чем свидетельствует их баланс, приведенный в Приложение В. Прежде всего место кооперативных паев прочно занял собственный капитал, который стал базироваться в значительной степени на акционерном капитале. Ассоциации начали принимать сберегательные и срочные депозиты (последние делаются в малых размерах), что приблизило их пассивные операции к пассивным операциям коммерческих и сберегательных банков16
В
структуре активных операций также доля
ипотечных кредитов уменьшилась приблизительно
с 90% активов до 45,9%. При этом возросли вложения
в частные и государственные бумаги, увеличились
прочие активы. В этих условиях ассоциации
вынуждены были прибегнуть к новой рыночной
стратегии. Они стали практиковать выдачу
коммерческих и потребительских ссуд,
долги оформлять ценными бумагами и продавать
их на вторичном рынке, а сберегательные
счета переводить в срочные.
Финансовые компании представлены двумя видами: по финансированию продаж в рассрочку и личного финансирования. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.), предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансированием розничных торговцев. Вторые, как правило, выдают ссуды в основном потребителям, а иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компаний. Компании обоих видов предоставляют ссуды от года до трех лет.
Пассивные операции компании осуществляют главным образом за счет выпуска собственных ценных бумаг, а также краткосрочных кредитов у коммерческих сберегательных банков. Основой активных операций являются выдача потребительских кредитов, а также вложения в государственные ценные бумаги. На потребительские кредиты приходится до 90% активных операций.
Первоначально финансовые компании стали развиваться в США, особенно после Второй мировой войны. Именно здесь стала активно развиваться продажа товаров длительного пользования в кредит. В 60-е гг. опыт США переняли страны Западной Европы, Япония и др. Развитие финансовых компаний возможно при широкой насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, а также активной конкуренции между ними.
Финансовые компании служат важным инструментом проталкивания товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, в особенности в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъюнктуры. Особое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть на Западе приобретается в кредит. Многие автомобильные корпорации западных стран создают дочерние или зависимые финансовые компании с целью ускорения реализации своей продукции. Так, ведущая автомобильная корпорация США «Дженерал моторс» имеет дочернюю финансовую компанию «Дженерал моторс аксентанс корпорейшн». Многие американские, европейские и японские автомобильные компании имеют аналогичные подразделения. Своеобразие деятельности компании состоит в том, что она взимает довольно высокий процент за кредит -- от 10 до 30% в различные периоды колебания конъюнктуры.
Потребитель, или заемщик, в случае невозможности возврата потребительской ссуды лишается своего имущества, которое переходит в собственность финансовой компании.17
Согласно ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «Благотворительная организация - это неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц».
Цели благотворительной деятельности:
-социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
-подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
-оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
-содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
-содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
-содействия защите материнства, детства и отцовства;
-содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
-содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
-содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
-охрана окружающей среды и защита животных;
-охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и т.д. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Первая и самая массовая группа благотворителей -- коммерческие структуры. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке как нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.
Вторая активная группа благотворителей -- некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров. НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО. Такая же тенденция наблюдается и в России. Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.
Третья группа благотворителей -- физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещание наследства и проч.), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях
Создавая благотворительные фонды, крупные собственники и корпорации финансируют: образование (университеты, колледжи, школы), научно-исследовательские институты, центры искусств, церкви, различные общественные организации. Передача средств в благотворительные фонды осуществляется в виде крупных денежных поступлений или пакетов акций. За счет этого благотворительные фонды действуют на рынке капиталов, вкладывая средства в различные ценные бумаги или получая дивиденды с переданных им ценных бумаг, и таким образом увеличивают свой капитал.
Пассивные операции благотворительных фондов складываются из благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а активные - из вложений в различные ценные бумаги, включая государственные, а также в недвижимость. Большую часть активов (более 90%) составляют акции и облигации корпораций. Приоритет в создании благотворительных фондов принадлежит США. В этой стране они начали создаваться еще в довоенные годы на базе крупнейших личных состояний Карнеги, Форда, Рокфеллера и других богатых семейств. В последующие годы представители других крупных состояний тоже стали организовывать благотворительные фонды. Большое количество фондов возникло в юго-западной части страны (Калифорния, Техас, Невада, Луизиана). В послевоенные годы начали создаваться аналогичные фонды в странах Западной Европы и Японии.
Информация о работе Специализированные финансово-кредитные институты