Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа
Реформа кредитной системы 1987 - 1990-х годов вызвала к жизни новые коммерческие банки и внесла элементы конкуренции в банковскую сферу. Известно, что коммерческие банки стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика банковских услуг………………………………5
2.Традиционные банковские услуги населению:………………………....11
2.1.Безналичные расчеты. Их формы……………………………………15
3.Электронные банковские услуги населению……………………………19
4. Тенденции развития банковской системы………………………………..22
4.1. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения………23
4.2.Решение насущных проблем –путь к успешному развитию банков..28
4.3. Основные направления ……………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………………… 40
Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.
Такое
положение связано с тем, что
на рынке банковских услуг в условиях
рыночного хозяйства возникает
серьезная конкуренция. Появление
на рынке новых продавцов
ТРАДИЦИОННЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
Классификация традиционных банковских услуг:
а) Операции банка по привлечению средств в депозиты
Коммерческие
банки выполняют различные
1. пассивные
операции - это операции, посредством
которых банки формируют свои
ресурсы для проведения
2. активные
операции, посредством которых банки
размещают имеющиеся в их
3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию.
б) банковские операции по кредитованию индивидуальных заемщиков
1. Общая
характеристика кредитного
Активными операциями называются операции банков по размещению имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Степень рискованности кредита определяется в коммерческом банке с учетом основных критериев:
В зависимости от этих критериев определяется и процентная ставка по каждой выданной ссуде, уровень процентных ставок по кредитам, по депозитам и размер комиссионного вознаграждения за оказание услуг определяется коммерческими банками на договорной основе с учетом взаимных интересов банков и клиентов.
Формируя свою кредитную политику, коммерческий банк должен учитывать характер колебаний и категорию депозитов. Для уменьшения степени рискованности кредита банкам необходимо разрабатывать методы расчета коэффициента связанности депозитов с учетом особенностей работы и руководствоваться им при размещении депозитов в активы.
Важно также использовать различные приемы и методы оценки ликвидности баланса банка, рейтинговые оценки, выполнение экономических нормативов Центрального банка (директивные и оценочные) и т.д.
Важно учитывать также процентный риск, возникающий в том числе, при формировании депозитов и проведении кредитных операций.
Большое
значение при формировании кредитной
политики банка имеют внешние
риски, которые характеризуют уровень
развития экономики страны в целом,
стабильность ее денежно-кредитных
отношений и другие факторы, не связанные
непосредственно с
Кредитная политика включает в себя ряд элементов, среди них:
1) сфера деятельности банка, регион, в котором банк развивает свои операции
2) виды предоставляемых банком услуг
3) обеспечение кредитов
4) анализ кредитоспособности заемщика
5) срок погашения ссуды
6) процентная политика банка, в частности, взимание платы за пользование ссудами, строится сегодня с учетом рентабельности банка, а также интересов развития экономики страны в целом.
2) . Организация кредитных отношений банка с заемщиком.
Организация
кредитных взаимоотношений
1 этап.
Формирование портфеля
2 этап.
Проведение переговоров с
3 этап. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форма его предоставления.
4 этап. Формирование кредитного дела.
5 этап.
Работа с клиентами после
6 этап.
Возврат кредита с процентами
и закрытие кредитного дела.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ. ИХ ФОРМЫ.
РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.
В настоящее время в нашей стране система безналичных расчетов населения включает: во-первых, безналичные перечисления по счетам клиентов, и, во-вторых, собственно безналичные расчеты населения за товары и услуги.
Прогрессивной формой обслуживания населения является выплата через управления банков заработной платы рабочим и служащим, оплата труда членам кооперативов, пенсий, авторских гонораров, страховых и других сумм.
В связи
с развитием операций по перечислению
денежных доходов населения постоянно
возрастает объем работы банков. Увеличения
количества обслуживающих лиц, числа
производимых банками операций требует
совершенствования материально-
Одним из важнейших направлений работы коммерческих банков по совершенствованию обслуживания населения является развитие безналичных расчетов граждан с торговыми, коммунальными и другими предприятиями. В настоящее время банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций: принимают платежи населения в пользу предприятий, учреждений, организаций, а также доход государственного и местных бюджетов; выдают расчетные чеки для оплаты товаров и услуг; производят по поручениям вкладчиков безналичные расчеты по платежам, выполняют другие операции.
Деятельность коммерческих банков в условиях перехода к рынку требуют новых подходов и решений по вопросу совершенствования и развития расчетно-кассовых операций и прежде всего в сфере организации безналичных расчетов населения. В последние годы существенно расширилась сфера применения безналичных расчетов за товары и услуги. Расчетные чеки стали применяться при оплате услуг, предоставляемых предприятиями бытового обслуживания, при покупке туристами инвалюты для поездки за рубеж и оплате стоимости путевок, при оплате услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания по предварительным заказам, оплате стоимости приобретаемых населением садовых домиков.
Расчетный чек применяется для расчетов за любые виды товаров и услуг. Еще одной формой безналичных расчетов служит чековая книжка.
Чековая книжка Сберегательного банка является именным денежным документом и выдается вкладчику банка на любую сумму в сомах в пределах остатка средств на счете по вкладу до востребования. Задача развития безналичных расчетов населения чрезвычайно актуальна и сулит немалые выгоды как в целом для государства, так и для населения, а также для банковской системы и торговых (бытовых) организаций. Т. к. тем самым сократит потребность в наличных деньгах и уменьшит издержки обращения, а также позволит ускорить оборот денежных средств в хозяйстве, расширить рынок платных услуг и будет способствовать росту сбалансированности денежных доходов и расходов населения.
Для населения развитие безналичных расчетов привлекательно сточки зрения удобства осуществления расчетов за приобретаемые товары длительного пользования, повышения безопасности при расходовании денежных средств. Перспективным направлением развития и совершенствования безналичных расчетов населения через банки является внедрение новой техники и технологии в банковскую практику.
Сегодня осуществлять банковские операции в таких гигантских объемах, в нужном темпе с высокой точностью немыслимо без современных информационных технологий, базирующихся на хорошо отлаженных локальных, региональных и глобальных компьютерных системах.
Коммерческие
банки выполняют расчетно-
Расчеты осуществляются, как правило, в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя средств в обслуживающем его банке. Основные принципы организации безналичные расчетов по товарным операциям можно сформулировать следующим образом:
Платежи по нетоварным операциям обусловлены необходимостью погашения предприятиями и населением различных денежных обязательств, как правило, приуроченных к конкретным срокам, нарушение которых недопустимо. Это могут быть платежи в бюджет, налоги, штрафы, пени, неустойки и т.д.
Основными принципами расчетов по нетоварным операциям, как в безналичном порядке, так и наличными деньгами являются следующие:
1. платежи
осуществляются не позже
2. платежи
производятся, как правило, за
счет собственных средств
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития рынка банковских услуг