Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа
Реформа кредитной системы 1987 - 1990-х годов вызвала к жизни новые коммерческие банки и внесла элементы конкуренции в банковскую сферу. Известно, что коммерческие банки стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика банковских услуг………………………………5
2.Традиционные банковские услуги населению:………………………....11
2.1.Безналичные расчеты. Их формы……………………………………15
3.Электронные банковские услуги населению……………………………19
4. Тенденции развития банковской системы………………………………..22
4.1. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения………23
4.2.Решение насущных проблем –путь к успешному развитию банков..28
4.3. Основные направления ……………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………………… 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра
экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Современное
состояние и перспективы
Научный руководитель:
Копытова А.И.
Автор работы:
Студентка группы 7812
Клишина
А.С.
Томск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика банковских услуг………………………………5
2.Традиционные банковские услуги населению:………………………....11
2.1.Безналичные расчеты. Их формы……………………………………15
3.Электронные банковские услуги населению……………………………19
4. Тенденции развития банковской системы………………………………..22
4.1. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения………23
4.2.Решение насущных проблем –путь к успешному развитию банков..28
4.3. Основные направления ……………………………………………..36
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………
40
ВВЕДЕНИЕ
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.
Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике.
В последние годы идет бурный процесс формирования финансовых рынков - денежного рынка и рынка капиталов. Развитие последнего невозможно без совершенствования двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Важно, чтобы в конечном счете вложенные средства выступали как фактор, способствующий развитию производства и оздоровлению экономики.
Выполнение банковских операций с широкой клиентурой - важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему.
Реформа
кредитной системы 1987 - 1990-х годов
вызвала к жизни новые
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания. Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
Выше
изложенное, а также тот факт,
что современное состояние и
перспективы развития банковского
обслуживания населения не было предметом
специального исследования экономистов
в нашей стране, подчеркивает новизну
и актуальность темы моей курсовой работы
в условиях перехода к рынку.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского продукта. Банковским продуктом являются:
Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономики в целом - на макроуровне. Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
Второй составной частью продукта банка являются предоставляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом:
Критерии классификации | Тип предоставляемых услуг |
В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности | Специфические
услуги
Неспецифические услуги |
В зависимости от субъектов получения услуг | Юридические лица
Физические лица |
В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка | Активные операции
Пассивные операции |
В зависимости от оплаты за предоставление | Платные услуги
Бесплатные услуги |
В зависимости от связи с движением материального продукта | Услуги, связанные
с движением материального
продукта
Чистые услуги |
Банковские
услуги прежде всего можно подразделить
на специфические и
1) депозитные операции
2) кредитные операции
3) расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
Кредитная операция является основной операцией банка. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товарно-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей.
Рассмотренные
три типа банковских операций называют
традиционными банковскими
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять. В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия, предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции, бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов, туристские услуги и др.
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.
В зависимости
от связи с движением
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают, главным образом, движение материального продукта, их основная часть относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям на развитие своей производственной и финансовой деятельности. Так или иначе, банковские операции, обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития рынка банковских услуг