Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:54, курсовая работа
Целью работы является исследование условий использования электронных денег в РК.
Достижение цели потребовало решения задач:
Рассмотрения и изучения истории развития денег
Изучения понятия электронных денег
Анализа проблем внедрения и использования электронных денег в РК
Введение 3
Глава 1. Сущность и виды денег. Денежная система РК 4
Сущность и виды денег
4
1.2 Функции денег 8
Глава 2. Электронные деньги. 10
Определение электронных денег, возможности их использования.
10
Экономическая эффективность электронных систем
15
Проблемы внедрения электронной системы движения денег в РК
17
Глава 3. Пути совершенствования и развитие электронной денежной системы РК. 22
3.1 Особенности информационной безопасности электронных банковских систем. 22
3.2 Страхование компьютерных (электронных) преступлений в банковской сфере 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение
Оценки текущих объемов продаж в Internet и их динамики, приводимые Forrester Research, Gartner Group и IDC, показывают, что эти объемы в Европе возрасли с $1 миллиарда в 1997 до $67 миллиардов в 2002, в мире - с $8 миллиардов в 1997 до $327 миллиардов в 2002. Динамика более чем впечатляющая.
Однако в настоящее время электронная коммерция явно сдерживается из-за того, что использование электронных денег и безопасное использование пластиковых карточек пока не получило широкого распространения. В основном используется передача номеров пластиковых карточек от покупателя продавцу, о недостатках такого метода было сказано выше. К тому же весьма непросто получить в банке credit card merchant account - счет, позволяющий продавцу принимать карточки через Internet. Вследствие повышенного риска такого бизнеса далеко не каждый банк соглашается предоставлять такие услуги. Применение платежных схем, использующих электронные деньги вместо пластиковых карточек, а также схем безопасного использования пластиковых карточек позволит с минимальными затратами и практически без формальностей войти на рынок множеству мелких продавцов. Это также привлечет и массу покупателей, которые не решаются сегодня использовать карточки из-за вполне оправданных сомнений в безопасности таких операций.
Электронные деньги и пластиковые карточки. Вследствие всего вышесказанного электронные деньги ограничат использование пластиковых карточек в Internet. Речь в данном случае идет о существующих магнитных карточках международных платежных систем - применение же микропроцессорных карточек для целей аутентификации и хранения электронных денег будет однозначно расширяться. Единственный довод за использование существующих пластиковых карточек - использование одного (карточного) счета и для операций вне и внутри Internet не убедителен - во-первых, почти у каждого (западного) потребителя имеется несколько, а не одна карточка, соответственно, с разными счетами для каждой и это не кажется никому неудобством, во-вторых, в целях диверсификации рисков использование разных счетов для разных использований вполне оправдано.
Электронные деньги и банкоматы. Электронные деньги позволят использовать банкоматы нетрадиционным способом - для получения наличности без использования пластиковых карточек. Внутри каждого банкомата расположен обычный персональный компьютер, подключение которого к Internet позволит владельцам электронных денег обменивать их на наличность, пользуясь при этом для осуществления операции дисплеем и клавиатурой банкомата.
Электронные деньги и чеки. Электронные деньги смогут составить альтернативу чекам, в частности дорожным. Схема достаточно проста - в отделении банка ставится компьютер с доступом в Internet. Любой владелец электронных денег, пользуясь им, переводит (предоставляет) банку сумму в электронных деньгах, получая взамен соответствующую сумму в наличных за вычетом комиссии банку.
Электронные деньги и денежные переводы физических лиц. Аналогичным образом могут осуществляться и переводы физических лиц. Сумма в электронных деньгах пересылается в Internet от одного владельца другому, после чего ее можно получить в наличных описанными выше способами.
Естественно,
все вышеописанные выше способы
применения электронных денег требуют
наличия инфраструктуры по их обслуживанию
- пунктов выдачи наличных, продавцов,
принимающих такие деньги. Однако создание
каждого из элементов такой инфраструктуры
обойдется существенно дешевле, чем создание
элементов традиционных - пунктов выдачи
наличных по карточкам и чекам, эмиссии
и обеспечения защищенности карточек
и чеков и т.п.
В последнее время все больше и больше говорят про грядущую замену традиционных денег так называемыми электронными деньгами. Широкое распространение пластиковых карт и развитие платежных систем в Интернете способствовали тому, что проблема введения электронных денег вышла за рамки сообществ «технарей» и финансистов и обсуждается уже во всем обществе. Между тем, мало кто вообще имеет представление о том, какие проблемы стоят на пути широкого внедрения электронных денег.
Начиная с середины 90-х годов в ряде развитых стран мира ведутся проектные внедрения электронных денег, которые представляют собой новый вид наличных денежных знаков. В отличие от бумажной купюры или металлической монеты в качестве денежного знака выступает электронный импульс в памяти ЭВМ, исходящий от пластиковой карты или персонального компьютера. Одним из важных вопросов при внедрении электронных денег является анализ их влияния на денежно-кредитную систему страны.
Центральные эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними.
Основные вопросы, стоящие перед Центральными банками в связи с внедрением электронных денег, как правило, следующие:
-
разрешение эмиссии
- организация регулирования и обращения электронных денег;
- решение проблемы возникающих рисков в системах электронных денег.
Без одобрения или молчаливого невмешательства со стороны центрального банка попытка внедрения электронных денег в стране будет несостоятельна. Центральный же банк при решении вопроса о разрешении функционирования электронных денег cсталкивается с проблемой ограничения своих возможностей по регулированию денежно-кредитного оборота и возможной потерей контроля над денежной массой, так как нарушается его монополия на эмиссию наличных денег.
Влияние эмиссии электронных денег на денежную массу является неоднозначным и зависит от ряда дополнительных предположений. Сила влияния будет зависеть от определения понятия денежной массы, а именно от включения или невключения в нее электронных денег.
Так, если не учитывать объем электронных денег при расчете денежной массы, то при обмене электронных денег, выпущенных банком, на наличные деньги клиента произойдет уменьшение агрегата МО и соответствующее увеличение депозитов. При этом в конечном счете агрегат М1 скорее всего увеличится из-за эффекта расширения депозитов, следовательно денежная масса возрастет. Однако не все так однозначно. Если со стороны центрального банка введены обязательные резервные требования на объем эмитированных электронных денег, расширение депозитов будет меньше, а при стопроцентной ставке резервирования, которую предлагают установить некоторые экономисты, вообще не произойдет, и денежная масса не изменится.
Если же эмитентом электронных денег выступает небанковская организация, то и взаимосвязи будет проследить гораздо труднее: резервные требования центрального банка на нее не распространяются, а объем депозитов этой организации в коммерческом банке, возникший при выпуске электронных денег, в отсутствие специальных норм регулирования может быть использован ею по усмотрению.
При отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь искаженную информацию об объеме платежных средств в экономике, что в конечном счете снизит эффективность его денежно-кредитной политики. Кроме того, появляется опасность бесконтрольной эмиссии электронных денег, что может привести к инфляции.
Если ликвидность электронных денег, эмитированных частной компанией, не поддерживается государством, то опасения со стороны государственных органов о стабильности денежной системы совершенно напрасны. Для сильной валюты наличие конкурирующей валюты ничем не грозит, для слабой же является стимулом к ее усилению.
Еще один вопрос, ответ на который необходимо получить, - влияние распространения электронных денег на скорость денежного обращения. Обращение электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения и вызвать инфляцию даже без увеличения объема денежной массы. Однако, скорее всего этого не произойдет, так как система расчетов не существует сама по себе: деньги не станут обращаться без осуществления сделок. По расчетам Исследовательского института Hitachi положительный результат от повышения эффективности расчетов будет гораздо выше, чем риск инфляции. Электронные деньги - это средство ускорения и обеспечения операций там, где использование обычных денег либо неудобно, либо вообще неприменимо. Поэтому, некоторое увеличение инфляции за счет ускорения обращения возможно, однако, очевидно, что в целом это процесс положительный, ведь нельзя признать за благо сдерживание инфляции за счет того, что часть денежной массы не может быть использована, так как всегда находится «в пути», а часть операций не проводится, так как осуществлять их, используя существующие формы денежного обращения, неудобно или вовсе невозможно.
Очевидные проблемы с использованием электронных денег могут возникать с их ликвидностью, выраженной в стоимости в реальных деньгах и с обязательствами, накладываемыми на эмитента. Отсюда следует, что данная сфера деятельности будет нуждаться в регулировании, как правило, практика появления новых финансовых инструментов идет впереди, а соответствующее регулирование создается потом.
Рассмотрим
возможность влияния
Исходя из изложенного выше, рассмотрим несколько моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования рынка электронных денег.
Во-первых, необходимы надзор за деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать, в частности, национальный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение разумных и осторожных норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой - получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования.
Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности соотношение расчетного объема электронных денег и денежной массы отдельных стран опасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. Для этого необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем. Важно также использовать достаточно стойкие алгоритмы шифрования и защищенные протоколы передачи данных, а также разработать стандарты функционирования платежных систем. В-третьих, придется скорректировать методы денежно-кредитной политики. Центральный банк должен устанавливать предельную величину совокупной эмиссии электронных денег кредитными организациями. Центральный банк может обязать эмитентов электронных денег вкладывать полученные денежные средства в обмен на электронные в определенного рода активы, например, государственные ценные бумаги или депозиты центрального банка. Центральный банк может ввести определенную норму резервирования по выпущенным электронным деньгам, а также повысить норму резервирования по привлеченным средствам. Данный вариант целесообразен на начальном этапе внедрения электронных денег, так как позволяет активно регулировать и контролировать объем выпущенных денег. Также Центральный банк может ввести определенную плату за право эмиссии электронных денег в зависимости от объема выпуска и таким образом компенсировать свои потери. Однако необходимо осторожно подходить к использованию двух последних вариантов, так как чрезмерное финансовое ужесточение вызовет удорожание обслуживания электронных денег, что может привести к разделению на «дорогие» и «дешевые» деньги и к падению интереса потребителей к использованию электронных денег.
Останавливаясь более подробно на нормативно-правовом регулировании правоотношений, связанных с выпуском, обращением и обслуживанием платежных карт в Республике Казахстан, в первую очередь следует напомнить, что оно по сей день является крайне непоследовательным и отрывочным. Несмотря на то, что операции, расчеты по которым осуществляются посредством использования платежных карт, имеют довольно широкое распространение, единого нормативного акта, в котором бы базовые понятия, применяемые при обращении банковских карт, были закреплены юридически, не существовало долгое время.
В Казахстане необходимо разработать не только новые законы, которые вошли бы в состав уголовного и гражданского кодексов, но и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения участников «пластикового бизнеса» между собой.
Информация о работе Совершенствования и развитие электронной денежной системы РК