Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 04:43, курсовая работа
Целью данной работы является:
• Рассмотреть систему банковских расчетов Российской Федерации.
• Дать характеристику основным ее элементам
• Показать перспективы создания единой расчетной системы на территории РФ.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие системы межбанковских расчетов………………………….
Глава 2. Система межбанковских расчетов в Российской Федерации………
Глава 3. Перспективы развития межбанковских расчетов в Российской Федерации………………………………………………………………………..
Заключеие…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
При
этом основным направлением
деятельности почти
всех Расчетных Палат
является проведение
региональных и внутри
региональных расчетов.
Работает схема, при
которой взаимозачет (клиринг)
производится между
банками- корреспондентами
по бухгалтерским
книгам в Расчетных
Центрах - клиринговых
палатах. Банки-корреспонденты
выходят на связь
с центрами по несколько
раз в день. Электронный
документооборот
в таких клиринговых
палатах очень
высок, т.к. согласно
статистике порядка 70-80%
всех платежей являются
местными. Таким образом,
удается сократить
время прохождения
платежей между банками
до режима реального
времени, что является
экономически выгодным
для них, позволяя
оборачивать денежные
средства по несколько
раз в день. В
клиринговых центрах
невозможна ситуация,
при которой банк,
открыв счет для проведения
платежей, переставал
бы регулярно выходить
на связь. Последние
события, связанные
с остановкой расчетов
некоторыми крупными
банками, взявшими на
себя функцию региональных
платежных центров,
подтвердили мировой
опыт, где в качестве
транзитных банков могут
выступать только
специализированные
небанковские кредитные
организации, не имеющие
основных банковских
рисков.
Глава 3. Перспективы создания единой расчетной сети на территории РФ.
Централизованная расчетная сеть, имеющая длительный опыт функционирования, должна послужить основой для построения единой системы межбанковских расчетов в режиме реального времени, но при этом, безусловно, следует учитывать и присущие ей серьезные недостатки. Это сложность и длительность прохождения платежа, несовпадение во времени между списанием средств со счета плательщика и зачислением на счет получателя, отвлечение средств в незавершенные расчеты на значительные сроки, большая вероятность ошибок и злоупотреблений, высокая стоимость и низкая экономичность расчетов.
Проблема комплексной автоматизации межбанковских расчетов в России стоит сегодня как никогда остро. Это связано, в первую очередь, с необходимостью ускорить прохождение платежных документов по инстанциям. Продуманная, а главное, реализованная концепция автоматизации позволит высвободить значительные суммы денег, никак не используемых во время нахождения в пути.
Центробанком России предпринимаются меры по формированию своей расчетной системы с применением новых алгоритмов учета и обработки информации на базе электронных систем перевода денежных средств.
Идеальным был бы вариант прямых корреспондентских отношений между банками, при которых благодаря АИТ каждый платежный документ отправляется от банка-отправителя к банку- получателю. Внедрение такой системы предполагает стыковку транспортного уровня с функционирующими в банках разнообразными автоматизированными банковскими системами (АБС).
В условиях отсутствия возможностей быстрой модернизации системы межбанковских расчетов Банка России создание банками альтернативных межбанковских систем - безусловно, правильный путь. В перспективе желательно объединение этих систем под контролем Центрального банка с участием как можно большего круга коммерческих банков по типу Федеральной банковской резервной системы США.
Фирмы - разработчики автоматизированных банковских расчетов прикладывают значительные усилия для ее решения. Однако немало зависит и от самих банков, ибо любая система разрабатывается под конкретного клиента. Автоматизация банковских расчетов - основа для деятельности банка и необходимый фактор его конкурентоспособности. Это понимает большинство руководителей банков. Но при существующем в данный момент многообразии программного обеспечения для автоматизации всех видов деятельности банка возникает проблема унификации и выработки единых стандартов для новых программных продуктов и мер по стыковке уже созданных.
Фирмы-разработчики понимают, насколько важно обеспечить надежную и удобную стыковку между программами разных фирм. Ведущие фирмы-разработчики банковских систем предложили разработать единый формат для обмена данными между различными банковскими системами. В проекте разработки единого формата участвуют московские фирмы "Асофт", "Диасофт", "Инверсия", "R-Stу1е", "Интербанксервис", "Програмбанк" и др. Однако сложность проблемы стыковки множества работающих разнородных банковских систем такова, что к внедрению предлагается несколько проектов.
Пока фирмы, тиражирующие свои системы, трудятся над решением проблемы их стыковки, в России появляются центры корреспондентских счетов, по логике работы весьма напоминающие клиринг. Это собственные клиринговые системы крупных коммерческих банков и межбанковские расчетные па- латы. В частности, имеются примеры реализации безбумажной технологии обработки платежных документов за счет применения алгоритмов криптографической шифровки информации (в том числе электронной подписи), которые по сути являются клиринговыми центрами для отделений и филиалов. Все указанные банки работают на собственных автоматизированных системах.
Преимущество клиринговых центров и расчетных палат заключается в том, что они строятся на принципе зависимости, от коммерческих банков (своих учредителей), которые готовы нести как юридическую, так и клиринговых центров происходит формирование цивилизованного рынка свободных капиталов.
Процесс создания независимых расчетно-клиринговых палат происходит сложнее, чем создание таких же центров при банках. Из всех палат реально функционирует (имея необходимые лицензии Банка России - техническую и банковскую) только одна - Центральная расчетная палата (ЦРП). У палаты сейчас свыше 200 банков-корреспондентов. При этом доля прямых проводок "Банк - Банк" по электронной системе через ЦРП составляет 30- 40%. Большая часть окончательных расчетов вдет через РКЦ.
В перспективе
с увеличением
числа банков - участников
палаты, прохождение
через систему ЦБ
будет сведено к минимуму,
а расчеты будут осуществляться
день в день.
Заключение.
Создание эффективной системы межбанковских расчетов, соответствующей требованиям времени и отвечающей международным стандартам, является одной из наиболее актуальных проблем в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку от скорости перечисления денежных средств зависит устойчивость финансового состояния каждого участника хозяйственного процесса и стабильность государства в целом.
В связи с этим основными задачами, стоящими перед российской банковской системой, являются следующие:
- ускорение и оптимизация прохождения платежей;
- внедрение современных технологий и стандартов, обеспечивающих постепенное вхождение России в мировую систему;
-
организация надежной
многоуровневой защиты
данных от
- обеспечение контроля на всех этапах осуществления платежей.
Таким образом, все более актуальной становится необходимость выработки заинтересованными организациями (Центральным банком, банками, клиринговыми центрами, расчетными палатами, фирмами-разработчиками программного обеспечения) единой концепции автоматизированной системы расчетов в России с учетом международных стандартов, рекомендованных Банком международных расчетов (Швейцария).
В связи с имеющимися трудностями расчетов между банками страны важными в настоящее время представляются разработка и эксплуатация межбанковских электронных сетей и возможность их подключения к общей сети ЦБ РФ. Это позволит ускорить расчеты между коммерческими банками, повысить достоверность передаваемой информации.
Список литературы.
1. Годовой отчет Центрального Банка Российской Федерации за 2007 год [Электронный ресурс]: - Электрон.док. - режим доступа: http://cbr.ru
2. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России [Текст] / С.В. Ануреев. - М: Финансы и статистика, 2006
3. Капаева Т.И. Учет в банках [Текст] / Т.И. Капаева. - М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006
4. Криворучко С.В. Платежные системы [Текст] / С.В. Криворучко. - М: Маркети ДС, 2008
5. Лаврушин О.И. Банковское дело [Текст] / под ред. О.И. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2008
6. Максютов А.А. Основы банковского дела [Текст] / А.А. Максютов. - М: Бератор - Пресс, 2007
7. Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Расчетные и кассовые услуги банка. [Текст] / Ю.С. Масленченков, А.М. Тавасиев, Н.Д. Эриашвили. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Элит, 2006
8. Рубинштейн Т.Б., Мирошкина О.В. Пластиковые карты [Текст] / Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина. - М: Гелиос АРВ, 2005
9. Семибратова О.И. Банковское дело [Текст] / О.И. Семибратова. - М: Издательский центр «Академия», 2006
22. Семикова П.В. Безналичные расчеты [Текст] / под ред. П.И. Вахрина. - М: Издательство «Экзамен», 2004
23. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела [Текст] / Е.Б. Стародубцева. - М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006