Система государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия государственного кредита. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Дать понятие государственного кредита;
- Рассмотреть его функции;
- Проанализировать формы государственного кредита;
- Исследовать современные тенденции в сфере государственного кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и значение государственного кредитования
2. Формы государственного кредита в Российской Федерации
3. Государственный долг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Система государственного кредита.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
stify">-         зачисление денежных средств, полученных в результате размещения (доразмещения) ГКО-ОФЗ, на счета казначейства в день совершения операции;

-         прозрачность рынка;

-         возможность проведения активных операций по управлению долгом с целью улучшения его структуры и оптимизации стоимости обслуживания.

Другие государственные облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, имеют значительно менее технологические способы размещения и обращения, что отрицательно сказывается на их ликвидности.

В области управления внешним долгом в период, прошедший после долгового и финансового кризиса 1998 года, существенное значение имеет завершение процесса урегулирования долга бывшего СССР, в том числе долга бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности бывшего СССР, включая достижение договоренности об урегулировании долга бывшего СССР Международному инвестиционному банку и Международному банку экономического сотрудничества.

Урегулирование долга бывшего СССР на фоне улучшения экономической ситуации в России, а также политика, направленная на восстановление имиджа Российской Федерации у иностранных кредиторов, привели к улучшению кредитных рейтингов России в период 1999-2001 годов, что, в свою очередь, позволило перейти к активной политике по управлению внешним долгом, восстановить возможность доступа Российской Федерации на внешние рынки.

Внешний долг государства сократился с 157.4 млрд. долларов США на 1 января 1999 года до 137 млрд. долларов США на 1 июля 2001 года благодаря списанию части задолженности бывшего СССР и политике по обеспечению погашения внешних обязательств без привлечения новых заимствований.

Завершение инвентаризации внешних заимствований бывшего СССР позволило приступить к созданию системы анализа рисков и разработать стратегию управления внешним долгом до 2005 года с учетом основных принципов бюджетной политики

Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:

1.      недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;

2.      не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;

3.      носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер.

В действующей системе управления долгом отсутствует:

(1) Четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом.

(2) Законодательное закрепление полномочий Правительства Российской Федерации по проведению полного спектра операций в области управления государственным долгом. Законодательно не определено само понятие "управление долгом" и, соответственно, пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.

(3) Детализированный учет долговых обязательств. В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

(4) Единая система анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга. В настоящее время размеры погашения и обслуживания долга в значительной степени зависят от материализации рисков, связанных со структурой государственного долга. В связи с тем, что учет доходов федерального бюджета осуществляется в рублях, а платежи по внешнему долгу производятся в иностранной валюте, государство несет значительные риски в форме возможного резкого изменения валютного курса рубля.

(5) Система и механизмы планирования в области управления государственным долгом. Несмотря на появление отдельных элементов планирования долговой политики в последние годы, следует признать, что в настоящее время не сложилось целостной системы планирования государственных заимствований и механизма определения политики в области управления государственным долгом.

(6) Координация долговой политики государства с политикой в области управления золотовалютными резервами и процентной политикой Банка России. Политика в области управления государственным долгом непосредственно влияет на денежно-кредитную политику и, в частности, на курс рубля, денежную массу, уровень золотовалютных резервов. Одновременно, денежно-кредитная (в том числе процентная) политика Банка России оказывает непосредственное влияние на стоимость, состояние и рынок внутренних заимствований, а размер золотовалютных резервов на способность страны погашать и обслуживать внешний долг, что, в конечном счете, влияет на кредитный рейтинг России и стоимость внешних заимствований.

(7) Открытая, регулярная и адекватная отчетность о государственном долге. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов, с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом.

(8) Система учета и регистрации субфедеральных, региональных и муниципальных заимствований, а также анализа заимствований негосударственного сектора экономики. Субфедеральные, региональные и муниципальные заимствования представляют собой также один из факторов риска устойчивости государственных финансов и оказывают непосредственное влияние на государственную политику в области управления долгом. Отсутствие четкой политики в отношении этих заимствований, а также механизмов их регулирования усугубило долговой кризис Российской Федерации в 1998 году.

(9) Единый орган, уполномоченный осуществлять заимствования от имени Правительства. Действующее законодательство не закрепляет функции учета, оперативного управления долгом и осуществления заимствований за одним уполномоченным органом Правительства, что предполагает возможность осуществления заимствований другими органами исполнительной государственной власти от имени Правительства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов.

В случае дефицитности бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

При проведении правильной кредитной политики с использованием государственных кредитных операций, одобряемых населением и трудовыми коллективами, с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства.

Оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов.

Одной из форм государственного кредита является государственный долг. Он характеризует результативность всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 496 с.

2.      Злобина А.А. Финансы. - М.: МГУП, 2001. 265 с.

3.      Поляк Г.П. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 303 с.

4.      Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой.-М., 2002

5.      Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. / Константинова О.Г. - Магадан: Изд-во МПУ,1997.-88 с



Информация о работе Система государственного кредита