Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:31, контрольная работа
В России в настоящее время много проблем связанных с организацией безналичного денежного оборота: у нас он, как правило, меньше, чем в развитых странах, практически отсутствуют безналичные расчеты между потребителями и магазинами, велико недоверие населения к пластиковым картам. Все это затрудняет действие механизма банковского мультипликатора.
Поэтому тема безналичного денежного оборота в настоящее время является актуальной.
Введение
1 Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ
2 Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо
2.1 Расчеты платежными поручениями
2.2 Расчеты аккредитивами
2.3 Расчеты по инкассо
3 Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт
3.1 Расчеты чеком
3.2 Расчеты векселями
3.3 Расчеты банковскими картами
Заключение
Список литературы
Достоинства:
- поставщик получает гарантию своевременной оплаты от покупателя, т.к. отгрузка производится после извещения об открытии аккредитива;
- несмотря на то, что деньги забронированы, поставщик получит их только при условии исполнения условий договора.
В современной практике используют несколько форм аккредитива:
- депонированный (открытый) – банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя сумму со счета плательщика. Денежные средства списываются еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору;
- непокрытый (гарантированный) – списанные средства с расчетного счета покупателя не перечисляются в банк поставщика, а депонируются на специальном счете. Выплаты производятся за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика.
Возможны и другие классификации:
- отзывный аккредитив может быть изменен банком-эмитентом без уведомления организации получателя средств. Отзыв не создает обязательств банка-эмитента, а исполняющий банк платежи не производит;
- безотзывный – может быть отменен и изменен только с согласия поставщика. Исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении условий аккредитива. Эта форма чаще используется.
Существуют и другие вариации аккредитивной формы:
- если поставщик реализует продукцию через посредника, то в качестве платежа может использовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу поставщика;
- в случае периодических поставок используют возобновляемый аккредитив. После поставки партии с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются средства. Либо средства депонируются в соответствующих суммах под каждую поставку.
Порядок расчетов устанавливается в договоре. Плательщик предоставляет в банк аккредитив установленной формы, в котором указываются вид аккредитива, условия оплаты, номер счета, срок действия, полное и точное наименование документов, наименование товаров.
Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик предоставляет в банк-исполнитель 4 экземпляра реестра счетов и документы, свидетельствующие о выполнении контракта.
Недостатки:
- значительный документооборот между банками и их клиентами;
- невозможность в короткие сроки произвести оплату;
- у плательщика на время действия контракта из оборота отвлекаются значительные денежные средства;
- аккредитивная форма расчетов является также самой дорогостоящей.
Рис.2 Схема с использованием покрытого аккредитива
1. предоставление в банк аккредитива по установленной форме;
2. списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;
3. уведомление продавца об открытии аккредитива;
4. отгрузка продукции;
5. предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке;
6. контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;
7. уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива;
8. уведомление покупателя об использовании аккредитива.
Рис.3 Схема с использованием гарнтированного аккредитива
1. Предоставление аккредитива по установленной форме;
2. сообщение об открытии гарантированного аккредитива;
3. отражение открытия аккредитива в исполняющем банке;
4. уведомление продавца об открытии аккредитива;
5. отгрузка продукции;
6. предоставление в банк документов;
7. контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта;
8. уведомление банка-эмитента от использовании аккредитива;
9. списание денежных средств;
10. уведомление покупателя о списании средств.
Расчеты по инкассо – банк обязуется по поручению своего клиента и за его счет получить от должника причитающуюся клиенту сумму денежных средств.
Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом или без него. В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений.
Платежное требование - поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора к должнику об уплате определенной суммы через банк. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами.
Платежные требования предоставляются в банк получателя на бланке установленной формы. Кроме основных реквизитов оно содержит условия оплаты, срок для акцепта, дату отсылки плательщику документов, наименование товара.
Принимающий платежные требования банк получателя осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме. В случае соблюдение правил два экземпляра с реестром платежных требований передаются в банк плательщика. Поступившие в исполняющий банк платежные требования проверяются на соответствие условий данной формы расчетов условиям договора между банком и плательщиком.
При расчетах с акцептом один экземпляр передается для акцепта плательщику. После акцепта исполняющий банк производит списание средств. Если плательщик отказывается от акцепта, то должен предоставить в банк – исполнитель заявление в трех экземплярах с указанием мотива отказа. При неполучении исполняющим банком в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным.
Рис.4 Схема расчетов с использованием платежных требований – поручений, подлежащих акцепту
1. отгрузка товара;
2. выписка и направление в банк-эмитент платежного требования-поручения;
3. передача документов в исполняющий банк и направление требования покупателю;
4. передача документов в исполняющий банк и направление требования покупателю;
5. акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующими заявлениями;
6. перечисление средств в случае акцепта или возврат – в случае отказа;
7. зачисление средств на счет продавца;
8. извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов свидетельствующих об отказе.
Безакцептное списание по хозяйственным договорам требует соответствующего указания такой возможности в договоре банковского счета. В случае если условия о безакцептном списании средств нет в договоре банковского счета либо плате6льщик не представил в банк сведения о получателях средств, платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта.
Рис.5 Схема расчетов с использованием безакцептных платежных поручений
1. заключение договора банковского счета, предусматривающего возможность безакцептного списания денежных средств;
2. отгрузка товаров;
3. выписка и направление в банк-эмитент или инкассового поручения;
4. передача документов в исполняющий банк;
5. проверка исполняющим банком соответствия применения данной формы расчетов договору банковского счета;
6. перечисление средств в случае соблюдения условий;
7. извещение плательщика о списании денежных средств;
8. зачисление средств на счет продавца;
9. извещение поставщика о поступлении средств.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
- В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в т.ч. для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- Для взыскания по исполнительным документам;
- В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
3 Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт.
Чек – ценная бумага, содержащая нечем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чек суммы чекодержателю.
Выделяют два вида чеков:
- денежные – для выплаты наличных денег;
- расчетные – используют для расчетов между юридическими лицами.
Расчетные чеки в свою очередь делятся на депонированные и гарантированные. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии. При отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств.
Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне указывается наименование плательщика и банка и выдавшего чековую книжку, а также приводятся необходимые банковские реквизиты плательщика. На обратной стороне цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Книжка регистрируется. Подтверждением подлинности чека служит идентификационная карта.
Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней. Выдача чека не погашает обязательства чекодателя, в исполнение которого он выдан. Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке, называемой индоссаментом.
Платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека авалист проставляет надпись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов.
Рис.6 Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки
1. заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки;
2. депонирование средств на специальном счете;
3. выдача чековой книжки;
4. отгрузка продукции;
5. выписка чека и передача его поставщику;
6. предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;
7. предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;
8. перечисление соответствующих сумм с лицевого счета книжки.
Вексель – ценная бумага, представляющая собой письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную в векселе сумму векселедержателю.
По предъявлению векселя делятся на срочные (с указанием точной даты платежа) и по предъявлению (без указания срока платежа).
Различают также:
- простой (соло) – в операциях участвуют векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа;
- переводной (тратта) – выписывается и подписывается кредитором – трассантом и представляет собой приказ должнику – трассату об уплате в срок указанной суммы третьему лицу – первому держатель векселя - ремитенту. Чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить свое согласие произвести платеж -акцептовать вексель.
Наиболее ликвидными являются векселя, снабженные гарантией банка в виде надписи на векселе – аваля. Лицо, совершившее аваль несет ответственность вместе с должником.
Вексель может быть передан одним держателем другому посредством передаточной надписи – индоссамента. Лицо, передающее вексель называется индоссантом, а получающее индоссатом. Надпись делается на обратной стороне векселя, при нехватке места на дополнительном листе – аллонже. Так вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц.
Различают векселя:
- казначейские – выпускается государством и представляет собой краткосрочное обязательство государства со сроком погашения 3, 6, 12месяцев;
- банковский вексель – выпускается банком. Доход владельца такого векселя определяется как разница между ценой погашения (номинал) и ценой продажи. Наиболее популярны ввиду их доходности, надежности, ликвидности и залоговой ценности;