Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:59, шпаргалка
Раздел №1 «Экономическая теория»
№ 2 Рыночная экономика и её характерные черты. Субъекты рыночной экономики Государственное регулирование экономики.Рыночная экономика (рынок в широком смысле) - форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Функции рыночных отношений: информационная, коммуникативная, оценочная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.
Ответы к гос. экзаменам.
Раздел №1 «Экономическая теория»
№ 2 Рыночная экономика и её характерные черты. Субъекты рыночной экономики Государственное регулирование экономики.Рыночная экономика (рынок в широком смысле) - форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Функции рыночных отношений: информационная, коммуникативная, оценочная, регулирующая, стимулирующая, распределительная. Структура рыночной экономики рассматривается исходя из следующих критериев: 1) экономическое назначение элементов (выделяются три сектора: рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, денежный рынок); 2) территориальные границы и масштабы товарно-денежных потоков (местный, региональный, национальный и мировой рынки); 3) отрасли формирования купли-продажи (нефтяной, зерновой, автомобильный и другие рынки); 4) тип конкуренции (совершенная, несовершенная); 5) соотношение спроса и предложени21.я (рынок покупателя, рынок продавца); 6) характер прод аж (оптовые и розничные рынки); 7) соответствие действующему законодательству (легальные и нелегальные-теневые); 8) степень зрелости рыночных отношений (развитой рынок и формирующийся рынок). Преимущества рыночной экономики: обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей, развивает инициативу и предприимчивость, рационально распределяет ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг, оперативно изменяет объем и структуру предложения, способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР и др.
Недостатки рыночной экономики: стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды,не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических програм м, фундаментальных исследований, не создает стимула для производства "чистых общественных товаров" (оборона, охрана общественного порядка), не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных и других групп населения и проч. Несовершенство рынка по мере возможности компенсируется соответствующими экономическими функциями государства. Субъекты рыночной экономики:1) Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:- самостоятельно принимает решения;- является собственником какого-либо фактора производства;- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.2) Фирма - это экономическая единица, которая:- самостоятельно принимает решения;- стремиться к максимизации прибыли;- использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.3) Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.
№ 3Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.
Рынок (Р) – явл. формой взаимоотношений, связей м/у отдельно самостоятельно принимаемыми решения хозяйствующими субъектами. Для функционирования Р требуется наличие и реализация многообразных форм собств-ти. Важным условием явл. создание рыночной инфраструктуры.Р - место, где продают и покупают. Прежде всего, Р - обязательный компонент товарного произв-ва, товарного обмена: Товар – Деньги – Товар. Р выполняет след. ф-ции: 1.Обеспечение взаимосвязи произв-ва и потребления. Р нацеливает производителя на выпуск именно той прод-ции, к-рая нужна потребителю,2.Стимулирование эффективности произв-ва. Конкуренция, без к-рой немыслим Р означает, что существует много производителей данной прод-ции .Каждый хочет получить максимум прибыли. Для этого надо снизить затраты,3.Снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя произв-во. Значит, можно выделить еще одну ф-цию Р - стимулирование научно-технического прогресса, 4. Дифференциация производителей. Р ориентируется на сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общ-ва, 5. Забота производителя о кач-ве выпускаемой прод-ции. Недоброкачественная прод-ция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыль, но и не возместит затраты. Р - определенный способ согласования деят-ти участников общественного произв-ва; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос сис-ма. Наиболее полно сущность Р проявляется в модели так называемого “свободного” Р или Р совершенной конкуренции. Выделяют следующие признаки свободного рынка: 1.Наличие неограниченного числа конкурентов, свободный доступ на Р и выход из него, 2.Абсолютная мобильность, подвижность всех видов ресурсов, 3.Наличие у каждого участника Р полной инф-ции (о ценах, спросе, предложении).4.Ни один из участников Р не может оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками, 5.Р в целом хар-ся богатой и сложной структурой, 6.Классификация рынков по различным категориям: 1) По эк-кому назначению объектов рыночных отношений: а) Р потребительских товаров и услуг,б)Р товаров промышленного назначения, в) сырьевой Р, г)Р ноу-хау, д) Р труда, е) Р ц/б и др. 2) По географическому положению: а)местный, б)национальный, в)мировой.3) По степени ограничения конкуренции: а) монополистический (наличие одного или нескольких производителей, диктат цен, наличие барьеров для вступления в отрасль);
б)олигополистический (немногочисленное число фирм, господствующих на рынках товаров и услуг - в основном некоторые отрасли, н-р., алюминиевая), в) свободный, г)смешанный.4). По отраслям: автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.5). По хар-ру продаж: оптовый, розничный.Эффективность рыночного механизма.Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и не направлены на то, чтобы успешно функционировала эк-ка в целом. Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, увязывающий решения через сис-му цен и конкуренцию. Цены дают инф-цию об условиях на Р, как для потребителей, так и для производителей, то есть обеспечивает взаимосвязь произв-ва и потребления. Р нацеливает производителя на выпуск именно той прод-ции, к-рая нужна потребителю. Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция: сдерживает частные интересы, направляет их на произв-во общественно необходимых товаров; ограниченные ресурсы используются более эффективно. К преимуществам рыночного механизма экономисты относят: 1. Эффективное распределение ресурсов. 2. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. 3.Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. 4.Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению кач-ва товаров и услуг. Но рыночному механизму присуща и ограниченность, к-рая: 1. не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов. 2.не обеспечивает защиту окружающей среды, только законодательные акты. 3.не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (океан).4.в условиях Р порою игнорируют потенциально негативные последствия принимаемых решений. 5.не создает стимулов для произв-ва товаров и услуг коллективного пользования (дорог, образования). 6.не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. 7.не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. 8.не ориентированность на произв-во социально-необходимых товаров. Решение перечисленных проблем берет на себя гос-во. Его эк-кие ф-ции: 1. Создание нормативно-правовой базы для эффективного функционирования рыночной сис-мы. 2. Защита конкуренции.3.
№ 4 Рыночный спрос и рыночное предложение.
Спрос - это кол-во продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определенного периода времени. Закон спроса описывает обратную связь между ценами и количеством то варов и услуг, которые будут куплены при каждой цене, то есть при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Эта очевидная зависимость называется законом спроса. На желание потребителя приобрести товар влияют следующие факторы: цена товара; вкусы потребителей; цены других товаров, взаимосвязь с этим товаром; доход домохозяйств и другие факторы. Изменение спроса. Предполагалось, что меняется только цена товара, другие факторы также оказывают влияние на кривую спроса: 1) Под влиянием изменения какого-то фактора покупатели предъявляют спрос на большее кол-во товаров при каждой цене или на меньшее кол-во товара при каждой цене. Тогда происходит смещение кривой спроса: если величины QD при каждой цене возрастают, то кривая смещается вправо (D1) - спрос увеличился; при снижении величин QD - кривая D сместится влево - спрос уменьшится (D2). Например, рост доходов населения, увеличение покупателей или ожидаемое повышение цен приводят к увеличению спроса. 2) Если все неценовые факторы сохраняются неизменными (кроме цены), то кривая остается на прежнем месте - спрос на товар не меняется, а происходит перемещение вдоль той же кривой спроса. Предложение - то количество товаров, которое продавцы готовы произвести и предложить покупателю по каждой конкретной цене в течение определенного количества времени. Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Чем выше цена, тем больше стимулов для производства и продажи продукта. С повышением цены растет количество товаров, поэтому кривая предложения имеет восходящий характер. То есть рост предложения находится в прямой зависимости от цены при прочих неизменных условиях. На количество товаров, которое желают произвести производители, оказывают влияние факторы: цена товара; цена ресурсов (чем выше цена, тем ниже предложение); уровень технологии (технологический рост снижает издержки на производство и увеличивает предложение); величина налогов; цели фирмы; количество производителей. И другие. При расширении предложения кривая сместится вправо (S1), например, при росте числа производителей, снижения цен на ресурсы, повышения уровня технологии и, наоборот, при сокращении предложения кривая предложения сместится влево
(S2) - при увеличении ставок налога, роста цен на ресурсы. Формирование равновесной цены. Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной (рыночной) цены. Равновесная цена – это та цена, при которой уравновешиваются величина предложения и величина спроса, то есть цена, при которой количество товаров, на которое покупатели предъявляют спрос, равняется количеству товаров, предлагаемых на продажу производителями (QD=QS). Точка пересечения (Р) - уравновешенная или равновесная цена. На изменение рыночной цены влияет: - неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен, - избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов и покупателей изменить ситуацию на рынке: 1) установлена более низкая цена, тогда будет излишек спроса. В экономике возникает ситуация дефицита товаров и услуг. Желание приобрести товар или услугу вызовет ситуацию увеличения рыночной цены. Следовательно - избыток спроса окажет повышающее давление на цену. 2) установлена более высокая цена. Тогда предложение товаров больше спроса покупателей. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чтобы соответствовать объему спроса. Следовательно, - избыток предложения окажет понижающее давление на цену. Подобные колебания цены будут продолжаться до установления цены на равновесном уровне. Существует ряд факторов, помимо цены влияющих на спрос и предложение, изменение которых приведет к изменению спроса или предложения: Увеличение спроса. Снижение спроса. Расширение предложения. Сокращение предложения. 1) Увеличение спроса (например, при повышении дохода домохозяйств) приведет к смещению кривой спроса вправо (D1), если остальные факторы не меняются, то кривая предложения не смещается и равновесие устанавливается в точке пересечения D1 и S. Значит, увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров и наоборот снижение спроса приводит к уменьшению и равновесной цены и равновесного объема. 2) В случае расширения предложения, кривая предложения сместится влево (S1) и приведет к снижению равновесной цены, но объем увеличится, и, наоборот, при сокращении предложения будет наблюдаться падение объема и рост равновесной цены.
№ 5. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
Под эластичностью понимается процентные изменения функции к процентному изменению аргумента. Принято различать эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичности. Эластичность спроса по цене отражает чувствительность или реакцию спроса на изменение цены. Коэффициент эластичность спроса по цене определяется: % изменение величины спроса/% изменение цены. Для большинства товаров при понижении цены товара величина спроса и величина предложения возрастают, другими словами приращение величины спроса (Qд) и величины предложения (P) имеют всегда разные знаки и эластичность спроса по цене всегда отрицательна, но принято не учитывать знак минус. Эластичность спроса взаимосвязана с суммарной выручкой, суммарная выручка представляет собой выручку полученную от реализации (Q) единиц товара по цене (P). TR=Q*P. Если эластичность меньше 1, то относительное увеличение Qд меньше, чем относительное снижение цены Px и падение цены вызовет уменьшение суммарной выручки. Если эластичность больше 1, то есть реализуется эластичный товар, то падение цены вызовет увеличение суммарной выручки. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: поскольку Qд любого товара зависит от индивидуальных предпочтений каждого потребителя, то очень сложно однозначно выявить факторы воздействующие на Qд товара при изменении цены товара. Однако необходимо заметить, что на реакцию величины Qд, на изменение цены товара, то есть на эластичность товара по цене огромное влияние оказывает наличие у данного товара товаров заменителей. Если товар Х имеет много заменителей, то, скорее всего при понижении цены данного товара (Px) потребители предпочтут заменить данным товаром другие товары заменители. В результате Qд данного товара изменится на значительную величину, значит, чем больше заменителей у товара Х, тем выше его эластичность. Зависимость эластичности от наличия товаров заменителей позволяет вывести дополнительные правила: 1.товары, расходы на которые занимают значительную часть в бюджете домохозяйств, имеют более высокую эластичность, чем товары, расходы на которые не значительны (повышение на 20 % цены автомобилей вызывает более сильную реакцию их Qд, чем изменение Qд, предположим тетрадей, при таком же повышение их цен). 2.предметы первой необходимости имеют обычно низкую эластичность спроса по цене, поскольку не имеют заменителей. 3.хотя предметы первой необходимости и низко эластичны, например: эластичность хлеба 0,8, однако в данной категории (хлеб) можно выделить отдельные под товары, – например: Бородинский, Дарницкий и т.д., хотя эластичность хлеба, как агрегативного товара меньше 1,а эластичность отдельного под товара может быть очень высокой. 4.эластичность спроса на данный товар в краткосрочном периоде ниже, чем эластичность спроса этого же товара в долгосрочном периоде, поскольку в долгосрочном периоде появляется больше возможностей для выпуска товаров заменителей, из этого следует еще два дополнительных правила. 5.если спрос на товар не меняется, то чем выше цена данного товара, тем выше эластичность его спроса по цене. Данное свойство можно объяснить следующим образом, если спрос на товар не изменяется, а цена его растет то, значит, уменьшается предложение данного товара, и на рынке начинают доминировать товары заменители. 6.если предложение товара остается неизменным, то увеличение спроса на данный товар приводит к снижению эластичности спроса по цене, поскольку расширение спроса на данный товар приводит к вытеснению товаров заменителей. Эластичность предложения Не смотря на то, что величина Qs зависит от многих факторов, на практике используют только эластичность предложения по цене. s= % изменение Qs/% изменение Р. Поскольку кривая предложения носит восходящий характер, то изменения величин Р и Qs происходят в одном направлении, поэтому величина s 0 (всегда), аналогично считается, что если s 1, то предложение данного товара эластично, если s 1, то предложение не эластично (s = 1, то эластичность единична). Если обратится к графикам, то аналогично кривым спроса можно считать, что на заданном интервале изменения цены товара, чем круче кривая предложения, тем менее эластично предложение данного товара. Если кривая предложения представляет собой горизонтальную прямую, то она абсолютно эластично (s = + ), если кривая предложения вертикальная прямая, то предложение абсолютно не эластично (s = 0). Факторы, влияющие на эластичность предложения Для предложения очень трудно выделить конкретные факторы, которые бы однозначно воздействовали на Qs. Величина Qs определяется в значительной степени возможностью производителей перестроить производство в ответ на изменение цены товаров.С этой точки зрения на эластичность предложения решающее воздействие оказывает временный фактор: если под воздействием увеличения спроса цена товара возросла, то в течение некоего периода времени (условно кратчайшего периода) производители не могут перестроить производство и увеличить Qs, поэтому кратчайшим периодом предложение товара будет абсолютно не эластичным, так как повышение цены товара не изменят величины Qs. В следующем периоде (условно краткосрочном) производители могут увеличить производство товара, на прежних производственных мощностях увеличивая число нанятых рабочих, в этом периоде предложение не эластично. В третий период (долгосрочный), если спрос не меняется, то производители увеличивают основные фонды и кривая предложения в долгосрочный период обычно очень эластична. На эластичность предложения также большое воздействие оказывает стоимость ресурсов: если для увеличения объемов производств, требуется большие затраты, то предложение такого товара не эластично.
Виды эластичности. Эластичность спроса по доходу. Известно, что Qд товара Х зависит от многих неизвестных (цены товара, дохода потребителя, инфляционного ожидания, предпочтение потребителей, распределение дохода и т.д.), теоретически можно исследовать эластичность спроса, то есть реакцию Qд товара Х на относительное изменение любого параметра. Однако на практике используют только эластичность спроса по доходу, поскольку остальные параметры сложно выразить численным образом. Под эластичностью спроса по доходу понимают отношение % изменения величины спроса товара Х на % изменения дохода Y.y = % изменения Qд на товар Х/% изменения дохода Y.Основная особенность данной эластичности заключается в том, что она может иметь разные знаки (в отличие от эластичности спроса по цене (), которая всегда отрицательна) величина y и главное ее знак позволяют разделить все товары на две категории: 1.нормальные товары, товары высокого качества – для них y 0, то есть повышение дохода домохозяйства приводит к увеличению потребления товара Х при этом, если y 1, то данный товар считается эластичным по доходу, если же y 1, но y 0 то не эластичный по доходу товар. 2товары низкого качества, y 0, то есть когда доход потребителя возрастает, потребление такого товара падает (жиросодержащие товары, крахмалосодержащие товары).Перекрестная эластичность. Если имеются два взаимосвязанных товара Х и Y, то зачастую представляет интерес реакция Qд одного товара на изменение цены другого товара. Подобную взаимосвязь представляют с помощью перекрестной эластичности (x,y) – это % изменения величины спроса товара Х на % изменения цены на товар Y. x,y=% изменения Qд на товар Х/% изменения Р на товар Y Величина x,y и главное ее знак зависят от того, являются ли Х и Y товарами заменителями или дополняют друг друга. Для товаров заменителей изменения цены на товар Y и величины спроса товара Х идут в одну сторону: повышение цены на товар Y вызывает падение спроса на товар Y, значит, увеличивается спрос на товар Х и величина спроса на товар Х также возрастает. Поэтому для товаров заменителей x,y 0 (всегда) и теоретически может изменяться от 0 до + (абсолютная эластичность), если Х и Y дополняют друг друга, то изменения цены на товар Y и величины спроса товара Х идут в разных направлениях, и для таких товаров x,y 0 и может изменяться от 0 до - . Перекрестная эластичности используется при исследовании вопроса о степени монополизации рынка: если товар Х производится фирмой, которая становится монополистом, то x,y начинает падать и это служит сигналом для антимонопольных учреждений. Эластичность кривой спроса. Если потребитель выберет, какой–то интервал изменения цены, то эластичность спроса по цене () данного товара на этом интервале, изменения цены будет зависеть от конфигурации кривой спроса, очевидно, что если спрос описывается кривой Д1, то на участке Р1Р2 эластичность спроса значительно ниже, чем для спроса представляемого кривой Д2. Данный вывод справедлив, если оценка эластичности двух товаров проводится на одном и том же участке изменений цены товара. Принято называть эластичность спроса представляемую, той или иной кривой спроса, поскольку эластичность зависит от отношения (Qд2 - Qд1)/(P2 - P1) и отношения Рср/Qср , то эластичность кривой спроса зависит от того на каком участке кривой спроса измеряется эластичность. Наиболее наглядно данную зависимость можно представить, если полагать, что кривая спроса представляет собой прямую линию, можно доказать, что эластичность спроса по цене в данном случае будет меняться от + до = 0. Если кривая спроса представляет собой прямую линию, то эластичность спроса на такой товар будет постоянна только в двух случаях: 1. Когда кривая спроса горизонтальна, то в
Информация о работе Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"