Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Российский рынок корпоративных облигаций появился в конце девяностых годов, но за последние 10 лет проделал путь от небольшой торговой площадки, где происходила торговля низколиквидными ценными бумагами, до огромной структуры, которая может удовлетворить интересы эмитентов и инвесторов. Несмотря на бурное развитие рынка облигаций в России, его показатели в несколько десятков раз уступают показателям рынка юго-восточной Азии, отечественный рынок облигаций можно сравнить лишь с рынками стран Южной Америки и Восточной Европы.

Содержание

Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации…………....3
Тестовые задания…………………………………………………………11
Задача………………………………………………………………….….12

Список литературы……………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

ЦРБ.docx

— 31.31 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации…………....3
  2. Тестовые задания…………………………………………………………11
  3. Задача………………………………………………………………….….12

    Список  литературы……………………………………………………….13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Рынок корпоративных облигаций  в Российской Федерации.

         Российский рынок корпоративных облигаций появился в конце девяностых годов, но за последние 10 лет проделал путь от небольшой торговой площадки, где происходила торговля низколиквидными ценными бумагами, до огромной структуры, которая может удовлетворить интересы эмитентов и инвесторов.  Несмотря на бурное развитие рынка облигаций в России, его показатели в несколько десятков раз уступают показателям рынка юго-восточной Азии, отечественный рынок облигаций можно сравнить лишь с рынками стран Южной Америки и Восточной Европы.

        Одной из важнейших тенденций развития российского рынка облигаций является перераспределение объемов в пользу внешнего рынка. Многие российские компании продают свои облигации на крупнейших мировых торговых площадках, привлекая инвестиции из-за рубежа.

        Другой тенденцией развития рынка облигаций в России является то, что большая часть оборота ценных бумаг происходит на биржевых площадках, вероятнее всего это связано с тем, что в начале девяностых годов на ММВБ были отлажены механизмы реализации государственных облигаций, к тому посредничество биржи дает гарантию в юридической чистоте сделки.

        Корпоративная облигация представляет собой ценную бумагу, которая выпускается предприятием для финансирования собственной деятельности. Как правило, корпоративные облигации являются долгосрочным финансовым инструментом.

        Некоторое время назад рынок корпоративных облигаций в России показывал довольно низкие результаты, но после преодоления последствий экономического кризиса прибыль инвесторов, работающих на данном рынке, начала расти.

         В настоящее время корпоративные облигации используют такие крупные российские компании, как «Газпром», «РЖД», «Транснефть», «Башнефть» и «АФК-Система».

        Сейчас на рынке корпоративных бумаг присутствуют предложения, способные принести существенную прибыль инвестору, которая может значительно превышать прибыль по депозитным вкладам и иным способом получению дохода.

       Одним из крупнейших игроков на рынке корпоративных облигаций являются управляющие компании, под руководством которых находятся различные паевые инвестиционные фонды.

        В настоящее время в сети Интернет существует множество сайтов, где можно найти аналитическую информацию о российском и зарубежном рынке ценных бумаг, кроме того, многие эксперты дают рекомендации о покупке или продаже данного вида ценных бумаг.

       Некоторое время назад было разработано программное обеспечение, которое позволяет проводить покупку и продажу корпоративных ценных бумаг в режиме он-лайн. Вся информация о торговых сделках передается в зашифрованном виде, что позволяет гарантировать безопасность сделок.

        Как правило, подобное программное обеспечение содержит аналитические модули, которые позволяют производить разноплановую оценку динамики цен корпоративных ценных бумаг. Кроме того, многие поставщики программного обеспечения предлагают консультационные услуги, которые позволяют максимально эффективным образом распоряжаться инвестиционными средствами.1

        Самыми активными покупателями на рынке корпоративных облигаций являются страховые компании и пенсионные фонды, которые предпочитают приобретать корпоративные облигации для гарантированного увеличения дохода, кроме того,  эти организации имеют налоговые льготы, что позволяет получить более заметный доход по этому виду ценных бумаг. Новые выпуски корпоративных облигаций могут появиться на рынке путем открытого или частного размещения. При открытом размещении корпоративные облигации могут быть проданы всем желающим, при закрытом – только определенным инвесторам.

        Рынок корпоративных облигаций в нашей стране развивается не слишком быстро, хотя именно этот вид ценных бумаг был единственным способом получения внешних инвестиций для большинства предприятий. В настоящее время финансовые аналитики оценивают объем российского рынка корпоративных облигаций в 1.5 триллиона рублей.  Структура продажи корпоративных облигаций у многих компаний стандартная, заимствование берется сроком на 3 года, средний объем выпуска корпоративных облигаций составляет около 1 миллиарда, а погашение облигаций происходит в течение 2 лет. Прежде чем выйти на рынок корпоративных облигаций компании-новички должны провести тщательную подготовительную работу, которая включает в себя уход от сомнительных финансовых схем.

       Финансовый кризис внес определённые коррективы на рынке корпоративных облигаций, отдельные компании объявили о своем дефолте, что вызвало некоторый застой на рынке корпоративных облигаций, так как инвесторы предпочитали не рисковать и не вкладывать денежные средства в этот вид ценных бумаг. Но к концу 2009 года наметились позитивные изменения на рынке, который постепенно выходит на докризисный уровень.

       Одной из основных проблем рынка корпоративных облигаций в России является минимальное количество информации о деятельности предприятия, которую может получить инвестор, что удерживает большую часть инвестиционных компаний от покупки корпоративных облигаций российских предприятий.

       Несмотря на все сложности, корпоративные облигации российских компаний пользуются популярностью у инвесторов и часто являются одной из основных составляющих портфеля ценных бумаг у различных инвестиционных фондов [3, 153].

       На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций. Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты (основные – ФЗ “О рынке ценных бумаг” и “Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”) не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации.

  1. Прежде всего, следует сказать о нерациональности налогообложения корпоративных облигаций. Это связано с существованием налога на операции с ценными бумагами, установленного в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачиваемого эмитентом одновременно при регистрации эмиссии за счет чистой прибыли. Данный налог не несет в себе, по крайней мере, три отрицательных момента:

 •  Во-первых, само существование налога, да еще уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;

Во-вторых, возникает дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, т.е. облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия;

В-третьих, в сложившейся ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательны бумаги с короткими сроками обращения. Однако для эмитента регулярный выпуск “коротких” облигаций излишне дорог, так как требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами.

2) Действующие акты ФКЦБ России не позволяют начинать вторичное обращение облигаций ранее регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. Это в свою очередь не дает российским эмитентам возможности оперативного управления долгом за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами, поскольку сначала должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска и лишь затем может начаться их вторичное обращение.

3) Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной “цены отсечения”) удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договариваться с потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования.

4) Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачиваемые эмитентам проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа.

                Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения. Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. №696 стало возможным отнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентам, на себестоимость. Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.

 5)  Еще одна проблема состоит в том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований, также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии с ГК РФ и ФЗ “Об акционерных обществах” при выпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие формальные условия [4, 112]:

    • номинальная стоимость всех  выпущенных обществом облигаций  не должна превышать размер  уставного капитала общества, либо  величину обеспечения, предоставленного  обществу третьими лицами для  целей выпуска;

    • выпуск облигаций допускается  после полной оплаты уставного  капитала;

    • выпуск облигаций без обеспечения  допускается на третьем году  существования общества при условии  надлежащего утверждения к этому  времени двух годовых балансов  общества;

  • общество также не вправе размещать  облигации, конвертируемые в акции  общества, если количество объявленных  акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют  облигации.

       Необходимым условием развития рынка корпоративных облигаций является создание активного вторичного рынка: он мог бы разрешить конфликт интересов, изначально заложенный в природу корпоративных облигаций. Конечно же, эмитент заинтересован в выпуске “длинных бумаг”: это удобнее для реализации крупных проектов, обеспечение гарантии выплат. А так же с точки зрения налогообложения инвесторам менее рискованными представляются “короткие вложения”. На вторичном рынке они могут покупать корпоративные облигации на любой срок.

         Реальные предпосылки для развития активного вторичного рынка корпоративных облигаций есть пока только в Москве. Качественное обслуживание облигационных займов в регионах представляется проблематичным как из-за неразвитости инфраструктуры, так и из-за низкой ликвидности бумаг местных эмитентов. Повышение ликвидности в отношении корпоративных облигаций зависит от степени “прозрачности” хозяйственной деятельности и финансового положения эмитентов.

      Одним из вариантов повышения “кредитной репутации” в глазах иностранных инвесторов может стать выпуск российскими компаниями долговых обязательств, зарегистрированных в качестве иностранных ценных бумаг их дочерних предприятий за пределами России и обеспеченных российскими активами, находящимся в такой юрисдикции, где они могут быть востребованными судом в пользу держателей облигаций. Первоначальным заемщиком при этом выступает российский эмитент, кредиторами – иностранные инвесторы. Привлечение средств осуществляется через зарубежный фондовый рынок. По мере закрепления “кредитной репутации” рынок облигаций данного эмитента может быть параллельно запущен и в России, а затем и полностью возвращен сюда.

Информация о работе Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации