Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, изучение исторических аспектов функционирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также тенденций его развития.
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг 4
1.1. Государственные ценные бумаги, их виды и функции 4
1.2. Особенности ценообразования государственных ценных бумаг 5
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг 6
2. Особенности рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации, состояние и перспективы 10
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения 10
2.2. Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг 15
2.3. Анализ текущего состояния рынка государственных ценных бумаг России и перспективы его развития 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
До конца года ситуация на рынке ОФЗ только ухудшится, считают эксперты. Учитывая отсутствие поддержки госбумаг со стороны крупных игроков и бегство инвесторов из длинных позиций, переоценка доходностей ОФЗ продолжится.
Снижение доходностей ОФЗ ударит прежде всего не по частным управляющим компаниям, в структуре портфелей которых доля этих бумаг незначительна, а по Банку развития. В портфеле ВЭБа, инвестирующего пенсионные накопления, более 60% занимают ОФЗ. Согласно закону "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации", любая управляющая компания, в том числе ВЭБ, должна обеспечить сохранность пенсионных накоплений, то есть не может показывать отрицательную доходность их инвестирования. По итогам второго квартала ВЭБ показал доходность инвестирования накопительной части пенсии в размере 4,85% годовых. При этом за этот же период котировки ОФЗ в целом снизились на два процентных пункта.
Несмотря на неблагоприятные прогнозы экспертов, анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ за 2009 показывает стабилизацию ситуации на рынке государственных ценных бумаг.
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг России
Рынок госбумаг является сегодня одним из основных сегментов российского финансового рынка, предоставляя участникам возможности инвестирования средств в сверхнадежные инструменты и обеспечивая формирование индикаторов безрисковых процентных ставок, необходимых как рынку корпоративных облигаций, так и иным сегментам финансового рынка, и экономике в целом.
Вместе с тем, за последние годы основной функцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансового рынка инструментарием для управления ликвидностью. Так, сделки прямого репо с Банком России, заключаемые на рынке госбумаг, стали основным инструментом ЦБ при проведении денежно-кредитной политики, а сделки междилерского репо, совершаемые участниками рынка госбумаг, позволяют им эффективно размещать и привлекать временно свободные средства под надежное обеспечение.
К существующим на рынке госбумаг проблемам можно отнести недостаточную ликвидность вторичного рынка, что является в значительной степени результатом концентрации бумаг в портфелях крупных пассивных инвесторов. В первую очередь речь идет об инвестировании в госбумаги пенсионных накоплений. Однако по мере дальнейшего роста объема рынка в соответствии с планами Минфина и обсуждаемого расширения инструментария для инвестирования пенсионных средств ликвидность рынка госбумаг будет расти.
Усилия ММВБ по развитию рынка госбумаг направлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностей и сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение к международным стандартам торговли, клиринга и расчетов в рамках концепции создания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумаг продолжают появляться все новые технологий, которые в дальнейшем работают на благо всего российского финансового рынка.
В связи с тем что на рынке госбумаг преобладают среднесрочные и долгосрочные инструменты, у участников отсутствуют ориентиры в определении стоимости "коротких" денег; у дилеров и инвесторов ограничены возможности по формированию и эффективному управлению своими портфелями государственных ценных бумаг. Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение программы стрипования.
На сегодняшний день программы стрипования17 — раздельного обращения купонов и номиналов облигаций — используются в большинстве развитых стран. Одной из причин популярности программ стрипования стало то, что их введение предоставляет Министерству финансов, как эмитенту, возможность предложить участникам пользующиеся спросом краткосрочные финансовые инструменты без изменения политики долгосрочных заимствований и без сокращения дюрации долга. Для Банка России появление нового короткого сегмента рынка государственных ценных бумаг, сопровождающееся повышением активности участников рынка, означает формирование индикатора стоимости коротких денег, общее повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг и, как следствие, возможность более гибко осуществлять денежно-кредитную политику и управлять ликвидностью банковской системы.
Возможность стрипования государственных облигаций увеличивает спрос на них со стороны инвесторов, способствует снижению уровня процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к сокращению расходов Минфина по обслуживанию госдолга.
Предложения по началу работы по программам стрипования ММВБ были подготовлены и направлены в Министерство финансов и Банк России. Нужно учесть, что проект этот долгосрочный, а для его реализации необходима разработка детальной нормативной базы по аналогии с опытом большинства зарубежных стран, где процессы стрипования и реконституции регламентируются нормативными актами министерств финансов или центральных банков. Также необходимо решение вопросов налогообложения стрипов, определение подходов к процедурам стрипования и реконституции с точки зрения бюджетной классификации.
В рамках совершенствования механизма проведения расчетов можно говорить о перспективе введения расчетов в реальном времени по крупным сделкам, заключаемым на рынке госбумаг.
Рынок государственных ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической задолженности государства. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупных проектов, для покрытия целевых расходов Правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
Одним из основных критериев развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность. Базой для определения доходности государственных облигаций служит их цена. Определение доходности государственных ценных бумаг с помощью различных методов, приведенных в параграфе 1.3, позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и определить возможность наиболее выгодного вложения денежных средств.
Многообразие государственных ценных бумаг предоставляет возможность выбора наиболее подходящего варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства.
Рынок государственных ценных бумаг в переходный период российской экономики прошел различные этапы, на протяжении которых наблюдались как положительные, так и отрицательные его особенности, обусловленные спецификой макроэкономического развития, постановкой и решением стратегических задач и текущим управлением рынком федеральных облигаций. К возникновению кризиса 1998 года привел комплекс стратегических и тактических ошибок денежных властей, отчасти спровоцированных макроэкономическим развитием России и состоянием государственного бюджета. В основе кризиса лежали такие факторы, как обеспечение неоправданно высокой доходности государственных ценных бумаг, расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы, стремление увеличить срок долга без учета структуры привлеченных средств и т.д.
За последние годы основной функцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансового рынка инструментарием для управления ликвидностью Развитие рынка ценных бумаг в последние годы характеризовалось стабильностью до августа 2008, который стал рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних государственных облигаций. В связи с общей тяжелой экономической ситуацией дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг носит неоднозначный характер. Однако, анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ за 2009 год показывает стабилизацию ситуации на рынке государственных ценных бумаг.
В
настоящее время
Законодательные акты:
Учебная и периодическая литература.
32. Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций. //www.rcb.ru