Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть основные виды рынков ценных бумаг и определить сущность нормы процента.
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
Рассмотреть основные понятия, виды рынка ценных бумаг и нормы процента.
Проанализировать инфраструктуру рынков ценных бумаг;
Оценить рынок ценных бумаг, с точки зрения современного его состояния, проблем и перспектив развития.
Введение
Глава 1. Теоретические основы рынка ценных бумаг и нормы процента.
Понятие, сущность и задачи рынка ценных бумаг.
Классическая теория нормы процента.
Классификация рынка ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
Глава 2. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг.
2.1. Основные методы конъюнктурного анализа рынка ценных бумаг.
2.2. Рынок FOREX в системе рынков ценных бумаг.
2.3. Место рынка ценных бумаг и нормы процента в системе
рынков.
Глава 3. Состояние и проблемы Российского рынка ценных бумаг.
3.1. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в
России.
3.2. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг.
Заключение
Список используемых источников
Таким образом, функции, используемые классической теорией — реакция инвестиций и реакция величины сбережений из данного дохода на изменение нормы процента, — не дают материала для теории процента. Однако на основании этих функций можно сказать, на каком уровне установится доход при известной (из некоторых других источников) норме процента или, наоборот; какой должна быть норма процента, чтобы доход сохранился на данном уровне.
Традиционный анализ порочен, потому что ему так и не удалось правильно выделить независимые переменные системы. Сбережения и инвестиции относятся не к тому, что определяет систему, а к тому, что определяется в ней. Они выступают как сопряженные результаты действия таких определяющих факторов, как склонность к потреблению, график предельной эффективности капитала и норма процента. Правда, указанные факторы сами очень сложны и каждый из них может испытывать влияние предполагаемых изменений других параметров. Тем не менее они остаются независимыми в том смысле, что их значения нельзя вывести одно из другого. Для традиционного анализа не было тайной, что сбережения зависят от дохода, но в нем упущен из виду тот факт, что доход зависит от инвестиций, причем в такой форме, что если инвестиции изменяются, то и доход должен непременно измениться — как раз настолько, насколько нужно, чтобы изменения в величине сбережений были равны изменениям в величине инвестиций.
Рынок ценных бумаг — это многосложная структура, поэтому он может быть классифицирован по большому числу признаков, каждый из которых характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место. Различают следующие виды ценных бумаг:
Акция - это ценная бумага, которая представляет
собой свидетельство о внесении капитала
(доли, пая) в общий капитал акционерного
общества.
Владение акцией дает право на получение
по ней определенного дохода и право на
участие в управлении этим обществом.
Облигация - ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента в предусмотренный срок.
Вексель - обязательство одной стороны перед другой оплатить в определенный срок сумму денег за товар или услугу. Продавец покупает товар и расплачивается векселем, т. е. обязуется уплатить определенную сумму денег в определенный срок, т.е., это продажа товаров в кредит. Стоимость векселя с течением времени не изменяется.
Сертификат - это обязательство по вкладам. Сертификат предполагает обязательство двух сторон: банка – через определённый срок возвратить владельцу сертификата его первоначальный вклад плюс, повышенный процент и покупателя – владельца сертификата – не изымать из банка свои деньги в течение этого срока.
Чек - ценные бумаги, достаточно удобные для обращения. Если на расчетном счете есть определенная сумма средств в банке, то банк выдает чековую книжку.
В зависимости от стадии кругооборота ценной бумаги различают первичный и вторичный ее рынки.
Первичный рынок ценной бумаги — это отношения по поводу выпуска ценной бумаги в обращение. Это такие отношения между ее эмитентом и инвестором, при которых движение денег и товаров направлено от инвестора к эмитенту, а движение ценных бумаг, наоборот, — от эмитента к инвестору.
Таким образом, исходным звеном функционирования рынка ценных бумаг в определенной степени является первичный рынок. На нем основные эмитенты (государство, муниципалитеты, промышленные компании и кредитные институты) осуществляют эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, которые впоследствии либо «осядут» у инвесторов, либо перейдут на вторичный рынок.
Вторичный рынок — это обращение ценной бумаги между инвесторами. Это отношения между инвесторами по поводу ценной бумаги. В этом случае движение денег и товаров и обратное им движение ценных бумаг осуществляется исключительно между самими инвесторами.
Поскольку процессы погашения ценной бумаги или изъятия ее из обращения на практике не выделяются как особые части рынка и не имеют своего специфического названия, постольку условно считается, что эти части отношений рынка ценных бумаг тоже охватываются единым понятием вторичного рынка.
Если прибегнуть к аналогии с вещественным товаром, то можно сказать, что первичный рынок ценной бумаги представляет собой нечто вроде процесса ее «производства», а ее вторичный рынок представляет собой обычный рынок, подобный рынкам любых других товаров сточки зрения происходящих на нем процессов или имеющихся на нем товарно-денежным отношений. Продолжим данную аналогию: стадия гашения ценной бумаги — это приблизительно то же, что и стадия потребления вещественного товара, поскольку и ценная бумага, и товар на этой стадии рынка выбывают из него и прекращают вообще свое реальное существование.
По виду ценных бумаг данный рынок подразделяется на относительно самостоятельные рынки каждой отдельной ценной бумаги: рынки акций, облигаций, векселей и т.п. В этом случае под рынком подразумевается как бы само наличие в рыночной практике соответствующей ценной бумаги, выполняющей присущие ей функции, а вовсе не обязательно наличие рынка как сферы торговли конкретной ценной бумагой.
В зависимости от степени концентрации (сосредоточения) отношений эмитентов и инвесторов с точки зрения места, времени, процессов и т.п. рынок ценных бумаг подразделяется на биржевой и внебиржевой (не биржевой).
Биржевой рынок — это рынок, имеющий юридический статус биржи. Экономическим основанием биржи как рынка является высокая степень концентрации (сосредоточения) однотипных сделок (сделок купли-продажи) с ценными бумагами в определенном месте (в том числе в определенной электронной торговой системе) и за дискретный отрезок времени.
Итак, биржевой вторичный рынок представлен фондовыми биржами, которые имеются в любой стране. В настоящее время в мире насчитывается около 200 фондовых бирж, объединенных в Международную федерацию фондовых бирж. Наиболее крупные биржи — Нью-Йоркская, Лондонская, Франкфуртская, Токийская.
В каждой стране существует несколько бирж, на которых происходит покупка-продажа ценных бумаг. Так, например, в США насчитывается 12 фондовых бирж, из них крупнейшей является Нью-Йоркская фондовая биржа, на которую приходится до 84 % оборота всех бирж. Второе место по значимости занимает Американская фондовая биржа, находящаяся в Нью-Йорке. Эта биржа, как и другие региональные биржи, ориентируется на Нью-Йоркскую фондовую биржу по основной массе движения стоимости акций. Оставшиеся биржи небольшие по размеру и носят региональный характер. Региональные фондовые биржи осуществляют в основном котировку акций местных компаний небольших размеров.
Внебиржевой рынок — это рынок, характеризующийся хаотичностью процесса заключения сделок купли-продажи с ценными бумагами во времени и пространстве, а в организационно-юридическом плане данный рынок рассредоточен по стране и по участникам. Данный тип рынка ценных бумаг называют «уличным».
Организованный рынок — это рынок, функционирующий по обязательным для всех его участников правилам. Понятие организованного рынка в настоящее время автоматически включает и его регулирование со стороны государства, поскольку указанные правила должны быть обязательно утверждены государством.
В настоящее время торговля на организованном рынке осуществляется через электронные терминалы.
В последние годы все большую популярность приобретает торговля акциями через электронные коммуникационные сети. Самые популярные из них— ISLAND, INSTINET, REDI, ARCHIPELAGO, BLOOBERG, BRUT. Как правило, на этом рынке осуществляется оптовая торговля, но минимальная партия меньше, чем на бирже. Оборот на этом рынке очень большой, что связано с высокой скоростью осуществления сделок и с низкими комиссионными, и превышает оборот на бирже в несколько раз. В настоящее время в ряде стран внебиржевые рынки по объему своих операций иногда близки к фондовым биржам. В США, например, в ряде случаев сделки по системе НАСДАК превышали обороты Нью-Йоркской биржи, но по объему капитализации первая уступает второй. Во внебиржевой схеме торговая система ни в коей мере не является участником сделки, а служит лишь местом, где фиксируется по определенным правилам факт совершения сделки между двумя участниками, и торговая система выступает не как участник, а в определенном смысле как независимый арбитр при совершении этой сделки. Центральную роль в структуре организации внебиржевого рынка играют система правил торговли, контроля за их выполнением и меры дисциплинарного воздействия, осуществляемые организатором внебиржевой торговли.
Неорганизованный рынок — это рынок без правил и без государственного регулирования.
Такие рынки на данный момент существуют во всех странах, однако их роль с развитием организованного рынка все в большей степени снижается. Неорганизованный рынок в ФРГ предполагает такую форму торгов, как торговля «по телефону» (в США такой рынок носит название «рынок через прилавок»). На этом рынке присутствуют мелкие инвесторы, которые стремятся приобрести небольшие партии.
Это может происходить в фондовых магазинах, банках, на почте и т.д. На этот же рынок могут попадать все ценные бумаги как мелких и средних, так и крупных компаний.
Российский
неорганизованный внебиржевой рынок
представлен так называемыми
«брокерскими площадками». Этот своеобразный
вариант «телефонного»
В зависимости от способа заключения сделок рынок ценных бумаг может быть публичным или электронным (компьютеризированным).
Публичный рынок — это рынок, на котором купля-продажа ценных бумаг осуществляется публично, т. е. обычно в присутствии профессиональных торговых участников рынка. Публичный рынок ценных бумаг есть не только присутственный рынок, но и гласный рынок, когда информация о сделках и торгах является открытой для всех участников любого рынка независимо от их местонахождения.
Электронный (компьютеризированный) рынок — это рынок, на котором процесс купли-продажи ценных бумаг осуществляется путем электронного контакта (по электронным сетям) между продавцами и покупателями.
В зависимости от вида заключаемых сделок рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный, инвестиционный и спекулятивный, наличный и долговой (маржинальный) и т.д. Сущность этих рынков станет понятной при рассмотрении содержания одноименных видов сделок (договоров, контрактов) с ценными бумагами в последующих разделах курса.
В обобщенном (сводном) виде классификация перечисленных выше рынков ценных бумаг представлена на (рис. 2)
(рис. 2)
Возможны и другие более специфические, или более частные, классификационные признаки, по которым рынок ценных бумаг подразделяется нате или иные части. Такие последующие признаки обычно носят узкоспециализированный характер и необходимы для каких-то конкретных целей анализа и прогнозирования процессов, которые происходят на данном рынке. Рынок ценных бумаг «бесконечен» в своих проявлениях, а потому и его классификаций может быть «великое» множество.
2.1. Основные методы конъюнктурного анализа рынка ценных бумаг.
Основными методами изучения конъюнктуры биржевого рынка являются:
1. мониторинг, или текущее наблюдение;
2. статистический анализ;
3. фундаментальный анализ;
4. технический анализ;
5. рейтинговый анализ;
6. экспертный анализ.
Конъюнктура оценивается с помощью системы показателей. Отбор
показателей для оценки конъюнктуры производится с учётом целей анализа и
особенностей избранного метода. Показатели должны отражать на каждый данный момент направление и степень изменения характеристик рынка ценных бумаг по сравнению с предшествующим периодом.