Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:50, реферат
Целью данной работы является изучение рынка банковских услуг, в частности рынка потребительского кредита.
Задачи представленного исследования:
• Выявление основных лидеров на данном рынке, выяснение причин их успеха;
• Получение конкретных данных об объеме рынка в целом и доли каждого игрока;
Приложение (опросы населения по затронутой тематике)
В середине 2009 года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование российского рынка потребительского кредитования. Всего было опрошено 1593 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В результате оказалось, что потребительские кредиты в последние четыре года являются наиболее быстрорастущим активом российской банковской системы. За период с начала 2006 года по начало апреля 2009 года номинальный объем кредитов физическим лицам увеличился в 4,6 раза (с 245 млрд. руб. до 1128 млрд. руб.), а их доля в активах банковской системы - в 2,5 раза (с 4,4% до 10,8%).
Анализ группы лидеров рынка потребительского кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно - три крупнейших, по нашей оценке, банка отрываются от основной группы, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.
Бесспорным лидером на рынке остается Сбербанк РФ, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами, хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивающий. Двумя его основными частными конкурентами остаются банк «Русский стандарт» (9,2% рынка всего и 16,3% рынка без учета Сбербанка), ставший «пионером» данного рынка, и Росбанк (4,6% рынка всего и 8% рынка без учета Сбербанка).
Их ближайшие (по объемам выданных кредитов) конкуренты (банки «Уралсиб», «Хоум-кредит-финанс» или ХКФ-банк, Райффайзенбанк Австрия, МДМ-банк и Банк Москвы) свою долю рынка (без учета Сбербанка) в первом квартиле 2009 года сократили. Особенно сильно это коснулось ХКФ-банка, который уменьшил не только долю рынка, но и абсолютную величину выданных кредитов (почти на 1,3 млрд. руб. или на 6%).
В то же время, на фоне роста объемов предоставляемых потребительских кредитов, на рынке данной банковской услуги складывается парадоксальная ситуация. Статистика гласит следующее.
В соответствии с результатами другого опроса, проведенного в 2008 г., почти две трети россиян (60%) за последние два-три года не имели дела с потребительскими или банковскими кредитами, свидетельствуют результаты опроса.
В то же время пользовались кредитами более трети россиян (39%). Чаще других это делали люди молодого и среднего возраста и лица с доходом более 3000 рублей на человека (примерно по 50%), реже - жители сел (32%). Социологи отмечают, что реже, чем по выборке пользовались кредитами также и москвичи (31%).
Самыми распространенными сегодня являются кредиты на покупку бытовой техники и других товаров, предоставляемые магазинами, - ими пользовались 32% россиян. 9% брали кредиты на неотложные нужды. Другие виды кредитования менее распространены - так, автокредитом пользовались 2% опрошенных, ипотекой, кредитами на образование и на развитие бизнеса - по 1% россиян.
Каждый пятый респондент (19%), прибегавший к подобной схеме расчета за товары или услуги за последние год-два, делал это только один раз. 17% - два-три раза, четыре раза и чаще брали кредит 3% россиян.
При этом треть россиян (29%), пользовавшихся кредитами, не жалеют об этом. 9% испытывают определенные сожаления, аргументируя это тем, что «денег не хватало на текущие нужды», а с другой - «невыгодными условиями кредита - высокими процентными ставками».
Однако каждый пятый участник опроса (19%) сказал, что ему было легко выплачивать кредит (чаще это молодые люди и респонденты с относительно высокими доходами). Почти столько же (18%) - что тяжело (чаще респонденты в возрасте 36-55 лет). Сегодня более половины россиян (54%) допускают для себя возможность приобретения товаров в кредит, причем среди тех, кто уже имел дело с кредитами, таковых 94%, а среди тех, кто не имел, - 29%.
Исключают для себя возможность использовать потребительский кредит 42% опрошенных, банковский - 55%.
Заключение
Исходя их проведенных опросов и анализа рынка данной банковской услуги, можно сделать определенные выводы касательно современного состояния и дальнейшего развития данного рынка:
· На сегодняшний день мы видим положительную тенденцию развития рынка потребительского кредитования в нашей стране;
· На данном рынке наибольшее значение имеют такие факторы, как: удобство доступа, скорость обслуживания, обходительность, полнота ассортимента, бренд;
· Целевая аудитория - люди молодого и среднего возраста и лица с доходом более 3000 рублей на человека, реже - жители сел (32%);
· Банки активно используют такие базовые концепции маркетинга, как стратегический маркетинг, событийный маркетинг, «one-to-one» маркетинг;
· На будущее можно спрогнозировать дальнейшее развитие и дифференциацию рынка потребительского кредита в нашей стране путем предоставления населению более специализированных программ кредитования.
Список литературы
1. Федеральный закон «О потребительском кредитовании».
2. Юданов, А.Ю. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач, Москва, КНОРУС, 2008 г.
3. Гольцберг, М.А. Хасан-Бек, Л.М. Кредитование. Пер. с англ. Киев, торгово-издательское бюро ВHV, 2007 г.
4. Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 2004 г.
5. Липсиц, И.В. Экономика без тайн. Москва, Дело ЛТД, 2006 г.
6. Журналы: Маркетинг, Маркетолог, Маркетинг в России и за рубежом, Эксперт, Вопросы статистики, Коммерсант.