Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:50, реферат
Целью данной работы является изучение рынка банковских услуг, в частности рынка потребительского кредита.
Задачи представленного исследования:
• Выявление основных лидеров на данном рынке, выяснение причин их успеха;
• Получение конкретных данных об объеме рынка в целом и доли каждого игрока;
Содержание
Представленная работа
посвящена исследованию рынка потребительского
кредита в России. Данная тематика
обусловлена несколькими
Целью данной работы
является изучение рынка банковских
услуг, в частности рынка
Задачи представленного исследования:
· Выявление основных лидеров на данном рынке, выяснение причин их успеха;
· Получение конкретных данных об объеме рынка в целом и доли каждого игрока;
· Подтверждение эмпирических данных конкретными результатами, полученными из опросов населения;
· Создание «портрета» целевой аудитории - наиболее лояльных потребителей данной услуги;
· Анализ общих черт
банков-лидеров для выявления
эффективной маркетинговой
При подготовке данной работы использовались первичные источники информации - опросы населения, опубликованные на официальных сайтах в Интернете.
Также активно использовались
вторичные источники
o материалы законодательного
и инструктивного характера,
o отчеты и доклады
коммерческих
o Официальные сайты объектов исследования;
o Газеты (Диалог, Риск, БИКИ, Коммерсантъ-Дэйли, и др.);
o Журналы (Маркетинг,
Маркетолог, Маркетинг в России
и за рубежом, Эксперт,
o Данные статистики.
I.Анализ рынка
Банковская система как совокупность рыночно ориентированных коммерческих банков начала формироваться в России в конце 80-х гг. Отправной точкой ее развития служила государственная банковская монополия, представленная Госбанком СССР. Со времен перестройки, банковская система России пережила бурное развитие. Число коммерческих банков сегодня немного не дотягивает до 1300. Несмотря на это, крупнейшие игроки российского рынка банковских услуг до сих пор частично или полностью принадлежат государству. А именно: «Внешторгбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк» и «Сбербанк России». Особняком в рамках банковской системы страны стоят также «Газпромбанк» и «Банк Москвы». Увеличивается поток прямых инвестиций в банковскую сферу путем открытия европейскими, американскими и даже азиатскими банками своих представительств в нашей стране. Это такие, известные по всему миру, банки как Райффайзенбанк (Австрия), Ситибанк (США), Юниаструм банк, банк сосьет женераль восток (Франция) и т.д.
Разрастается количество
банковских услуг, предоставляемых
гражданам России. Сегодня в банке
вы можете получить кредит на разные цели,
под разные процентные ставки на разный
срок; внести вклад, перевести деньги,
застраховать свое имущество, провести
операции с валютой, ценными бумагами,
драгоценными металлами; получить пенсию
или стипендию. Такие операции как
консалтинг, факторинг, хеджирование и
множество стандартных
Материал настолько широк, что в одной работе осветить все услуги, предоставляемые современными банками, просто невозможно. Именно поэтому, в данном маркетинговом исследовании анализируется только один вид услуг, предоставляемых банками, а именно - потребительский кредит. Причины выбора именно этого направления будут изложены позже.
Начнем с небольшого
обзора рынка банковских услуг в
России. Как уже было сказано, крупнейшие
игроки на данном рынке - «Внешторгбанк»,
«Внешэкономбанк», «Россельхозбанк» и
«Сбербанк России», частично или
полностью принадлежащие
Однако нельзя забывать, что в целом данная отрасль отличается катастрофической дифференциацией: 1000 банков, отсчитанных с конца национального рейтинга, в совокупности располагают всего лишь 5% активов, 4% кредитного портфеля и 3% вкладов населения. Другими словами, подавляющее большинство российских банков - это настоящие «карлики» без капитала и без кредитного портфеля.
В итоге, на российском рынке банковских услуг складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны - мощь крупных банковских гигантов, поддерживаемых государством. С другой - множество мелких банков, сидящих без капитала, но, несмотря на это, зарабатывающих прибыль и постепенно расширяющих свою сеть. Именно этой парадоксальной ситуацией объясняется выбор данной темы - маркетинговое исследование рынка потребительского кредита. Первоначально именно «банки-карлики» с ничтожными активами и долями рынка нашли свободную нишу и имплементировали данную услугу на российский рынок, использовав при этом множество маркетинговых ходов, благодаря которым смогли существенно потеснить (а в отдельных случаях даже обогнать) лидеров, опираясь лишь на собственные силы и конкурентные возможности рынка.
банк потребительский кредит рынок стратегия
1.
Крупнейшие банки
по объемам выданных
потребительских кредитов (2004
г.)
рейтинг | банк | объем выданных кредитов (млрд. рублей) | |
1 | Русский стандарт | 17, 65 | |
2 | Сбербанк | 13,82 | |
3 | Хоум кредит | 4,96 | |
4 | Райффайзенбанк (Австрия) | 3,4 | |
5 | Первое ОВК | 2,467 | |
6 | Уралсиб | 2,095 | |
7 | КМБ-Банк | 1,76 | |
8 | МДМ Банк | 1,49 | |
9 | Сибакадембанк | 1,37 | |
10 | Дельтабанк | 1,33 | |
11 | Московский кредитный банк | 1,29 | |
12 | Международный Московский Банк | 1,12 | |
13 | Сургутнефтегазбанк | 1,08 | |
14 | Росбанк | 1,07 | |
2. Крупнейшие банки по объемам выданных потребительских кредитов (2006 г.)
рейтинг | банк | объем выданных кредитов (млр. рублей) | Изменение псравнению с аналогичным показателем 2005, % | |
1 | Русский Стандарт | 102,96 | 30,76 | |
2 | Росбанк | 40,04 | 9,35 | |
3 | ВТБ 24 | 22,36 | 833,37 | |
4 | Альфа-Банк | 22,36 | 379,3 | |
5 | УРСА банк | 16,64 | 139,85 | |
6 | Транскредитбанк | 14,82 | 232,24 | |
7 | Восточный экспресс | 14,04 | 351,66 | |
8 | Уралсиб | 13,78 | н.д. | |
3. Крупнейшие банки по объемам выданных потребительских кредитов (2009 г.)
рейтинг | банк | объем выданных кредитов (млр. рублей) | доля рынка (%) | |
1 | Сбербанк | 1084,6 | 29,8 | |
2 | ВТБ24 | 304,5 | 8,4 | |
3 | Росбанк | 95,7 | 2,7 | |
8 | Русфинанс банк | 72,5 | 2 | |
5 | Райффайзенбанк | 66,7 | 1,8 | |
4 | Банк Москвы | 63,8 | 1,7 | |
7 | Уралсиб | 63,8 | 1,7 | |
11 | МДМ банк | 63,8 | 1,7 | |
12 | Россельхозбанк | 63,8 | 1,7 | |
6 | Русский стандарт | 60,9 | 1,6 | |
10 | Альфа-банк | 55,1 | 1,5 | |
9 | Юникредит банк | 52,2 | 1,4 | |
13 | ХКФ банк | 43,5 | 1,2 | |
Данные рейтинги демонстрируют лидеров рынка потребительского кредита, включая объем выданных кредитов населению и занимаемую долю рынка. Для базы сравнения выбраны 2009 г., демонстрирующий наиболее свежие данные о состоянии рынка; 2004 и 2006 гг. - представляющие данные об активах банков, занимающихся потребительским кредитом в динамике.
Даже беглый анализ представленных данных говорит о том, что бесспорным лидером на современном рынке потребительского кредита является «Сбербанк».
Причины столь очевидного
доминирования «Сбербанка»
¦ в его обширной (с огромным отрывом от других банков России) филиальной сети;
¦ 100% государственной гарантии вкладов и всероссийской известности, унаследованной еще от советской системы «сберкасс»;
¦ сложившейся на этой основе репутации самого надежного банка страны.
Население выбирает «Сбербанк»
по той причине, что ему нет
аналогов. Депозиты принимают многие
банки, но такой доступностью и надежностью
больше не обладает никто. «Сбербанк»,
со своей стороны, полностью осознает
собственное монопольное
Получая в свое распоряжение столь дешевые ресурсы, «Сбербанк» имеет возможность использовать механизм ценовой конкуренции на рынке кредитования частных лиц. Ставки, по которым он предлагает кредиты физическим лицам, выгодно отличаются от ставок независимых коммерческих банков.
Каким же образом можно победить такого «Голиафа»? Какие маркетинговые ходы можно противопоставить коммерческим банкам, чтобы отвоевать своей сегмент рынка?
Исследования показывают, что ориентация на такие факторы как:
· Удобство доступа;
· Скорость обслуживания;
· Обходительность;
· Полнота ассортимента;
· Бренд
приносят свои плодотворные результаты.
Удобство доступа. Банк должен располагаться таким образом, чтобы клиент не тратил много времени на дорогу. В современных условиях такое преимущество дает только разветвленная филиальная сеть. Ее отсутствие серьезно ограничивает возможности банка и практически делает его «локальным» учреждением, обслуживающим местную клиентуру. Очевидно, мощным конкурентным преимуществом по-прежнему обладает «Сбербанк РФ», чья филиальная сеть (свыше 15 000 подразделений) по своим размерам в несколько раз превосходит группу филиалов, принадлежащую всем остальным банкам. Представляется, что такая ситуация надолго закрепляет за этим монополистом его рыночную власть, поскольку создание целой сети удаленных подразделений -- дело одновременно капиталоемкое и очень долгое.
Тем не менее, для того,
чтобы осуществить прорыв на розничный
рынок, банки иногда используют для
продажи своих услуг чужие
«точки». В этой роли могут выступить
почтовые отделения, бизнес-центры и
торговые комплексы. Не имея широкой
сети филиалов, ряд коммерческих банков
сумел завоевать рынок