Роль кредитно-банковской системы в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Формой движения ссудного капитала является кредит.

Работа содержит 1 файл

Курсовая, 1 семестр.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     По  итогам 2008 года доля просроченных ссуд в совокупном кредитном портфеле российских банков увеличилась практически втрое – почти до 4%, при этом основной объем прироста «плохих» долгов пришелся на II полугодие 2008 г. Он составил более 500 млрд. руб. против 48 млрд. руб. в I полугодии прошлого года. В свою очередь, из-за сжатия рынков капитала российский банковский сектор недополучил порядка 2,5 трлн. руб. в виде долгосрочных кредитов и займов. Ставки привлечения рублевых депозитов за последние несколько месяцев 2008 года выросли в среднем на 1,5 – 2% годовых. Все это негативно отразится на объемах банковского кредитования. В 2009 г. можно ожидать снижения темпов прироста совокупного кредитного портфеля отечественных банков до 20 – 25% в год. [ ]

     В 2009 г. российскому банковскому сектору неизбежно предстоит пройти через масштабную реструктуризацию. По оценкам экспертов, в течение года около 200 банков, преимущественно мелких и средних, могут лишиться лицензии или сменить собственника. Но, пройдя суровые испытания, банковский сектор существенно оздоровится. На нем останутся по-настоящему устойчивые и жизнеспособные кредитные организации, адекватно оценивающие риски и выстраивающие бизнес в четком соответствии с экономическими реалиями. 

     3.2. Основные направления  денежно-кредитной политики Банка России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов 

     В связи со сложившейся ситуацией  в мировой экономике Правительство  Российской Федерации и Банк России разработали программу на 2009 г. и  период 2010 и 2011 годов, приоритет в  которой был отдан снижению инфляции в 2009 г. до 7–8,5%, в 2010 г. – 5,5–7%, а к 2011 г. – 5–6,8%. [ ]

     Расчеты по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, а также предполагаемой динамике цен на активы. Денежная программа представлена в четырех вариантах. [ ]

     Первый  вариант денежной программы предусматривает в 2009 году сокращение чистых международных резервов на 4 млрд. долларов США, вследствие чего требуется увеличение чистых внутренних активов на 0,84 трлн. руб. В условиях снижения чистого кредита расширенному правительству на 0,55 трлн. руб. Банку России потребуется увеличить чистый кредит банкам более чем на 0,8 трлн. рублей. В 2010 предусматривается снижение чистых международных резервов (ЧМР) на 0,35 трлн. руб., а в 2011 г. – на 0,87 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы (ЧВА) увеличиваются на 1,05 и 1,5 трлн. руб. соответственно. В 2010 г. для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,4 трлн. руб., в 2011 г. – на 3,5 трлн. рублей.

     В рамках второго варианта денежной программы в 2009 г. прирост ЧМР ожидается на уровне 1,45 трлн.руб., что превышает потребности роста денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, и вызывает необходимость снижения ЧВА на 0,6 трлн. рублей. Объем чистого кредита банкам в этом варианте программы может возрасти в 2009 г. на 0,63 трлн. рублей. В условиях этого варианта в 2010 году предусматривается рост ЧМР на 0,79 трлн. руб., в 2011 г. – снижение на 0,36 трлн. рублей. ЧВА увеличиваются при этом на 0,04 и 1,15 трлн. руб. соответственно. В 2010 г. для обеспечения такой динамики Банку России необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 1,9 трлн. руб., а в 2011 г. – на 3,6 трлн. рублей.

     По  третьему варианту денежной программы в 2009 г. прогнозируется прирост ЧМР на 1,7 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы, соответствующей целевому ориентиру по инфляции, это потребует снижения ЧВА на 0,79 трлн. рублей. В структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству снизится на 2,1 трлн. рублей, а чистый кредит банкам возрастет на 0,63 трлн. рублей. В 2010 г. по данному сценарию предусматриваются увеличение ЧМР на 1,5 трлн. руб. и снижение ЧВА на 0,55 трлн. рублей. В условиях снижения чистого кредита расширенному правительству на 1,6 трлн. рублей. Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 1,6 трлн. рублей. В 2011 г. третий вариант программы предусматривает рост ЧМР на 0,43 млрд. руб., что является недостаточным для обеспечения запланированных темпов прироста денежной базы и требует увеличения ЧВА на 0,52 трлн. рублей. Чистый кредит банкам в этой ситуации возрастет на 3,23 трлн. рублей.

     Согласно  четвертому варианту денежной программы прирост ЧМР может составить в 2009 г. почти 3 трлн. руб., в 2010 г. – 4,25 трлн. руб., в 2011 г. – 2,74 трлн. рублей. Исходя из оценки денежной базы при этом потребуется снижение ЧВА на 1,8; 2,9 и 1,4 трлн. руб. соответственно. Чистый кредит расширенному правительству в этом варианте снижается в 2009 г. на 2,7 трлн. руб., в 2010 и 2011 гг. – на 2,8 трлн. рублей. При этом в 2009 г. возникает необходимость обеспечить увеличение чистого кредита банка на 0,15 трлн. руб., в 2010 г. – на 0,19 трлн. руб., в 2011 г. – на 2,2 трлн. рублей

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов.

     В 2009 – 2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как  в области реализации денежно-кредитной  политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

     В 2009 – 2011 гг. деятельность Банка России в сфере банковского регулирования  и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

     Банк  России продолжит работу по следующим  направлениям:

  • Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);
  • Упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;
  • Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;
  • Обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию;
  • Рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций кредитных организаций.
 
 

Приложение 

Организационная диаграмма 1 «Структура банковской системы  РФ»

 

Таблица 1. Состав рискообразующих факторов

Макроэкономические  факторы

(внешние)

Микроэкономические  факторы

(внутренние)

- Общее состояние  экономики страны. Уровень инфляции, темпы роста ВВП, дефицит бюджета и др.;

- Активность  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ, применяемые им инструменты  и методы;

- Региональные  особенности функционирования банка;

- Уровень  конкуренции на кредитном рынке;

- Уровень  цен на банковские продукты  и услуги;

- Спрос  на кредит со стороны клиентов.

- Качество кредитной  политики банка;

- Кредитный  потенциал банка;

- Стабильность  депозитной базы;

- Ценовая  политика банка;

- Степень  рискованности и прибыльности отдельных видов ссуд;

- Ограниченность  информационного потока при кредитовании;

- Профессиональная  подготовленность, квалификация и  опыт персонала банка;

И др.

Таблица 2. Методы управления кредитным риском и их содержание

Методы  управления Содержание методов
Дифференциация  заемщиков Оценка кредитоспособности ссудозаемщика; определение условий  кредитования, исходя из его рейтинга.
Диверсификация  кредитных вложений Применение  на практике разных объектов и форм кредитования; сочетание мелких и  крупных ссуд; создание филиалов для снижения территориального и отраслевого рисков; сбалансирование кредитного портфеля по срокам и т.д.
Ограничение рисков Применение  лимитов объема крупных кредитных  вложений, приходящихся на единицу  собственных средств банка. Лимитирование объемов кредитования одного заемщика, отдельных отраслей. Лимитирование объемов кредитования для крупных заемщиков. Управление проблемными кредитами.
Хеджирование  рисков Проведение  забалансовых операций с производными финансовыми инструментами – кредитными деривативами.
Деление рисков Сотрудничество  с другими банками по совместному  кредитованию крупных проектов.

Информация о работе Роль кредитно-банковской системы в современной рыночной экономике