Роль и место Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежно-кредитной политики.
Это предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть сущность и содержание денежно-кредитной политики Банка России;
2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
3. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ
4. проанализировать основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ;
5. рассмотреть особенности и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Содержание

Введение - 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ - 5 стр.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Ее объекты и субъекты - 5 стр.
1.2 Разработка денежно-кредитной политики - 7 стр.
1.3 Цели и задачи денежно-кредитной политики - 9 стр.
1.4 Методы денежно-кредитной политики - 11 стр.
1.5 Инструменты денежно-кредитной политики - 13 стр.

Глава 2. Показатели денежно-кредитной политики - 23 стр.
2.1 Анализ результатов денежно-кредитного регулирования экономики РФ в 2009 – 2010 гг. Центральным банком. - 23 стр.
2.2 Основные показатели денежно-кредитной политики за I квартал
2011 года.
- 33 стр.
2.3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012-2013 годов в России. - 35 стр.

Заключение - 39 стр.
Список литературы - 41 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 647.00 Кб (Скачать)
stify">  В условиях высокого уровня ликвидности  банковского сектора Банк России в 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободных средств кредитных организаций. Основными используемыми для этого инструментами были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России.

  Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. в 2 раза и достиг 35,3 трлн. рублей. За IV квартал 2010 г. их объем составил 9,1 трлн. Рублей (приложение Д).

  В 2010 г. активность на рынке облигаций  Банка России существенно повысилась по сравнению с предыдущим годом. В рассматриваемый период состоялось 34 аукциона по продаже ОБР, объем привлеченных средств на которых составил 1874,1 млрд. руб. (в 2009 г. — 32 аукциона на общую сумму 297,5 млрд. руб.). Объем ОБР, размещенных на аукционах в IV квартале 2010 г., сократился по сравнению с III кварталом и составил: в октябре 49,1 млрд. руб., в ноябре — 4,5 млрд. руб., в декабре — 4,5 млрд. рублей.

  Операции  Банка России по продаже и покупке  ОБР на вторичном рынке в 2010 г. составили соответственно 14,0 и 100,0 млрд. руб. против 14,9 и 2,5 млрд. руб. в течение предыдущего года. Операции Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке в ноябре составили около 2 млрд. руб., в декабре — 87,7 млрд. руб. по рыночной стоимости.

  В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка были приняты решения о переходе в ноябре 2010 г. к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения раз в два месяца и о прекращении с 15 декабря 2010 г. выполнения Банком России функций маркетмейкера по своим облигациям на вторичном рынке.

  Дополнительным  инструментом абсорбирования свободной  ликвидности были операции Банка  России по продаже государственных  ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем операций по продаже ОФЗ из собственного портфеля Банка России в 2010 г. составил 22,6 млрд. руб. (в IV квартале операции не проводились).

  Нормативы обязательных резервов, установленные  Банком России, в 2010 г. составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ) установлен в размере 0,6; для РНКО и РЦ ОРЦБ — 1,0. Корректировочный коэффициент, применяемый для определения суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ею долговым ценным бумагам перед кредитными организациями резидентами Российской Федерации, составлял 0,2 (приложение Е).

  Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, увеличилась со 151,4 млрд. руб. на 1.01.2010 до 188,4 млрд. руб. на 1.01.2011 (на 1.10.2010 она составляла 182,2 млрд. руб.) (приложение Ж).

  Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть частично выполняли резервные требования путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 декабря 2010 г. по 10 января 2011 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 695 кредитных организаций (68,1% от общего числа действующих кредитных организаций).

  Благодаря значительному объему свободных  средств в банковской системе  спрос кредитных организаций  на операции рефинансирования оставался  относительно низким.

  Совокупный  объем сделок прямого РЕПО Банка  России на аукционах и по фиксированной ставке уменьшился с 30,1 трлн. руб. в 2009 г. до 2,0 трлн. руб. в 2010 г. (в IV квартале он составил 98,2 млрд. руб.). Средний объем требований Банка России к кредитным организациям по данному инструменту рефинансирования также сократился — с 220 млрд. руб. в 2009 г. до 21,0 млрд. руб. в 2010 г. (в октябре—декабре он был равен около 2,0 млрд. руб.).

  Объем внутридневных кредитов в 2010 г. составил 28,4 трлн. руб. (в IV квартале — 8,4 трлн. руб.) по сравнению с 22,8 трлн. руб. в 2009 году. Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. В 2010 г. их объем составил 229,9 млрд. руб. (в октябре—декабре — 55,3 млрд. руб.), что меньше, чем в 2009 г., на 81,5 млрд. рублей.

  Общий объем предоставленных кредитным  организациям ломбардных кредитов в 2010 г. составил 75,0 млрд. руб. (в 2009 г. — 308,8 млрд. руб.). В IV квартале 2010 г. объем ломбардных кредитов сократился по сравнению с IV кварталом 2009 г. в 3,3 раза и составил 17,6 млрд. рублей (приложение З)

  Кроме того, кредитные организации использовали кредиты по фиксированной процентной ставке, обеспеченные активами или поручительствами кредитных организаций. Их объем в 2010 г. составил 334,6 млрд. руб. (из них кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций, — 51,7 млрд. руб.), в то время как в 2009 г. — 2,4 трлн. рублей.

  Общий объем предоставленных кредитным  организациям кредитов без обеспечения за 2010 г. составил 131,7 млрд. руб. против 3,4 трлн. руб. за предыдущий год. В IV квартале 2010 г. их объем равнялся 0,2 млрд. руб. (в соответствующий период 2009 г. — 0,31 трлн. руб.). Задолженность банковского сектора по беззалоговым кредитам в конце ноября 2010 г. снизилась до нулевого уровня. В рамках проводимой работы по постепенному свертыванию использования антикризисных инструментов Совет директоров Банка России 30 июня 2010 г. принял решение о приостановлении с 1 октября 2010 г. проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 г. — на все сроки. 

  2.2 Основные показатели денежно-кредитной политики за I квартал 2011 года. 

  Рост  ВВП России в марте 2011 года замедлился по сравнению с февралем и составил 4,2 %. По итогам же I квартала 2011 года рост ВВП составил 4,5 %.

  Инфляция в России за I квартал 2011 года составила 3,8 %, это на 0,6 % больше чем за I квартал 2010 года (3,2 %), в марте темпы роста замедлились до 0,6 % против 0,8 % в феврале. В апреле текущего года инфляционное давление остается значительным: на 25 апреля 2011 года темп инфляции в годовом выражении составил 9,6% (9,5% в феврале-марте).

  Рис. 5. Инфляция за I кварталы 2009 – 2011 гг.

  

    При этом продолжилось замедление  роста потребительских цен в  месячном выражении, в первую очередь цен на ряд продовольственных товаров. Банк России уточняет, что «дальнейшие шаги» по изменению параметров денежно-кредитной политики Банка России будут определяться соотношением рисков сохранения высокого инфляционного давления и замедление экономического роста, а также с учетом динамики внешне экономической ситуации.

  В период с 01.01.2011 г. и по 03.05.2011 г. Банк России уже дважды менял ставку рефинансирования. С 28 февраля она увеличилась с 7.75 % до 8,00 %, а с 03.05.2011 года Советом  Директоров было принято решение повысить ставку рефинансирования еще на 0,25 процентного пункта. Это решение было принято в связи с сохранением высокого уровня инфляционных ожиданий, превышающих ориентиры по инфляции на текущий год.

  Денежная  масса в России - М2 (национальное определение) за I квартал увеличилась до 19,531 трлн. рублей. Сумма наличных денег в обращении составила 4, 892 трлн. рублей. Денежная масса в широком определении составила 7,431 трлн. рублей, что на 2 трлн. рублей больше, чем за 1 квартал 2010 года.

  Объем депозитов кредитных организаций, привлеченных банком России только за 1 квартал составил 22,6 трлн. рублей, с учетом того, что по итогам всего 2010 года этот показатель был равен 35, 3 трлн. рублей.

   В конце  марта, на заседании совета директоров, было принято решение увеличить

нормативы обязательных резервов.

  - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте нормативы резервов повышены с 4,5% до 5,5% ;

  - по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и в иностранной валюте - с 3,5% до 4,0%.

  А сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских  счетах в банке России составила 304 млрд.рублей, что в 1,5 раза больше чем за 1 квартал 2010 года.

  Объем предоставленных внутридневных  кредитов по итогам 1 квартала составил 7 млрд. рублей, по кредитам овернайт – 57,8 млн. рублей, а по ломбардным кредитам – 7 млн. рублей. 

  2.3    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012-2013 годов. В России. 

  В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году– до 5-6%, в 2013 году– до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году

  Расчеты по денежной программе на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона «О федеральном бюджете на2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

  В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост  внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не  менее в  соответствии с  прогнозными оценками в  2011-2013 годах не  ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по  сравнению с  2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на  деньги. В  то  же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на  национальную валюту как средство сбережения. В  зависимости от  вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в  2011 году может составить 11-23%, в  2012 году  – 14-20% и  в  2013 году  – 13-17%.

  В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

  Действие  автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.

  В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

  Банк  России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности– депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия– депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.

  С  учетом нормализации ситуации на  денежном рынке Банк России  продолжит осуществлять меры по  сокращению использования антикризисных инструментов и  возвращению к  традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости

  Банк  России будет иметь возможность  возобновить использование кредитов без обеспечения и  других приостановленных к  настоящему моменту инструментов рефинансирования.

  При сохранении стабильной ситуации на  денежном рынке и  отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на  регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и  операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

Информация о работе Роль и место Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики