Роль и место Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежно-кредитной политики.
Это предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть сущность и содержание денежно-кредитной политики Банка России;
2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
3. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ
4. проанализировать основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ;
5. рассмотреть особенности и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Содержание

Введение - 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ - 5 стр.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Ее объекты и субъекты - 5 стр.
1.2 Разработка денежно-кредитной политики - 7 стр.
1.3 Цели и задачи денежно-кредитной политики - 9 стр.
1.4 Методы денежно-кредитной политики - 11 стр.
1.5 Инструменты денежно-кредитной политики - 13 стр.

Глава 2. Показатели денежно-кредитной политики - 23 стр.
2.1 Анализ результатов денежно-кредитного регулирования экономики РФ в 2009 – 2010 гг. Центральным банком. - 23 стр.
2.2 Основные показатели денежно-кредитной политики за I квартал
2011 года.
- 33 стр.
2.3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012-2013 годов в России. - 35 стр.

Заключение - 39 стр.
Список литературы - 41 стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

   Государственная Дума рассматривает основные направления  единой денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает  соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.  

  1.3. Цели и задачи денежно-кредитной политики 

  Цели  денежно-кредитной  политики делятся  на первичные и промежуточные.

  

                              Рис. 1. Цели денежно-кредитной политики Российской Федерации 

       Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

  Первичные или основные цели денежно-кредитной политики сводятся к достижению:

  1. Стабилизации уровня цен (процент инфляции);
  2. Достижению полной занятости (процент безработицы);
  3. Равновесного и стабильного экономического роста (прирост ВВП);
  4. Внешнеэкономической стабильности (равновесный платежный баланс).

  Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров.

  Процентная  ставка как промежуточная цель. Процентная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).

  Выбор промежуточной цели основан на следующих  критериях:

  1. быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре;
  2. возможность контроля и управления с помощью инструментов Центрального банка;
  3. согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.

  Основным  преимуществом таргетирования процентной ставки является то, что оно автоматически  стабилизирует реальный доход при имеющихся колебаниях спроса на деньги. Поддерживая номинальную процентную ставку на заданном уровне, центральный банк сохраняет состояние равновесия в экономике, что соответствует основной цели – обеспечении реального дохода.

  Недостатки процентной ставки как промежуточной цели.

  Во-первых, стабильность процентных ставок на желаемом уровне возможна, когда на открытом рынке предметом сделок является большое количество ценных бумаг. Однако таким количеством ценных бумаг центральный банк может и не располагать.

  Во-вторых, контролирование процентных ставок не является прямой компетенцией центрального банка. Последний представляет собой лишь один из многочисленных органов, которые воздействуют на рынок капиталов. Он в состоянии установить доходность лишь некоторых ценных бумаг, не может определить структуру ставок на все активы.  

  В-третьих, стабильность ставок устанавливается лишь после длительного периода. Например, низкие процентные ставки могут свидетельствовать о жесткости политики предшествующей, а не действующей в данное время.

  И, наконец, номинальный уровень процентных ставок постоянно находится под прессингом инфляционных ожиданий. Таким образом, применяемые индикаторы денежно-кредитной политики – денежная масса и процентные ставки – наряду с преимуществами имеют и определенные недостатки, которые делают  их уязвимыми.

  Таргетирование  инфляции как промежуточная цель. Инфляционное таргетирование  — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране.

  Таргетирование  инфляции состоит из нескольких стадий:

  1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  3. Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  4. Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.
 

  1.4. Методы денежно-кредитной политики 

  Методы  денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

             

                     

  Рис. 2. Методы регулирования  денежно-кредитной  политики Российской Федерации. 

  Прямое  и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

  Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

  Общие и селективные  методы денежно-кредитного регулирования. Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

  Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и имеют в основном директивный  характер. Их назначение связано с  решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой

  Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово - устойчивых институтов на банковском рынке.

  Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

  Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса. 

                           1.5 Инструменты денежно-кредитной политики 

  Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

  Основными инструментами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование кредитных организаций;
  5. валютные интервенции;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. эмиссия облигаций от своего имени.
  9. Депозитные операции.

  Процентная ставка - плата за кредит в процентном выражении к сумме кредита в расчете на определенный период времени: год, месяц и т.д.

  Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную ставку без фиксации процентной ставки.

  Банк  Росси использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

  Максимальная  процентная ставка по рублевым вкладам на февраль 2011 года составляла 8,18 % годовых.

  Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

  1. через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;
  2. через контроль над ставками кредитных учреждений.

  В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

  Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и  зависят от количества денег в  обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

  Политика  резервных требований. Обязательные резервы - один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

  В конце марта, на заседании совета директоров, было принято решение  увеличить нормативы обязательных резервов.

  - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте нормативы резервов повышены с 4,5% до 5,5% ;

  - по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и в иностранной валюте - с 3,5% до 4,0%.

  Обязательность  выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

  При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право  списать в бесспорном порядке к корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, суму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Информация о работе Роль и место Центрального банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики