Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении влияния финансов на развитие современных международных экономических отношений.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Сущность и понятие финансов
2. Анализ государственного бюджета
3. Функциональные возможности Министерства финансов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ……………………………………….4
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов………………….4
1.2 Финансы как экономическая категория………………………………………..7
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….11
2.1 Анализ по исполнению государственного бюджета на 2008-2010 годы…...11
2.2 Функциональные возможности Министерства финансов…………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30
1.2. Финансы как экономическая категория
В настоящее время, так как товарно-денежные отношения приобрели глобальный характер, финансы носят денежный характер и связаны с создание денежных фондов.
Первый признак финансовых отношений – денежный характер.
Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность четырёх фаз: производство; распределение; обмен; потребление.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей фазах воспроизводственного процесса. Но характер движения денег существенно различается. На второй фазе движение стоимости в денежной форме происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо отчуждением, либо их обособлением в рамках денежных фондов различного целевого назначения без смены владельца. В обмене распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товар или услугу, т.е. совершается акт купли-продажи. На второй стадии происходит одностороннее движение денег без встречного эквивалента, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной или в услуговой. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства – это распределение, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и по субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.
Второй признак финансовых отношений – это их распределительный характер.
Третий признак финансов – это их неэквивалентный характер.
Некоторый авторы называют в качестве четвертого признака финансов – государственный принудительный характер финансовый отношений. Это не совсем корректно. В отношении финансов предприятий и финансов домашних хозяйств этот признак работает частично[6].
Признаки финансовых отношений:
• денежный характер;
• распределительный характер;
• неэквивалентный характер;
• частично государственно-принудительный.
Финансы делятся на два уровня: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов. В рыночной экономике финансы частных предприятий и организаций отделены от государства, имеют обособленный характер, но государство через различные рычаги, стимулы, санкции может эффективно влиять на финансы частных предприятий. Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами. Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти[7].
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения. Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны[8].
Существует два принципа построения финансовой системы:
принцип демократического централизма;
принцип фискального (бюджетного) федерализма.
В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).
Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования).
Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.
Финансы представляют собой особую категорию, и в этом смысле они присутствуют в любой экономике, в любом государстве. Но хотя финансы и объективны, в них присутствует и субъективный элемент. Строят финансовые отношения люди. В этом как раз и заложена возможность использования финансов в процессах экономического развития. От научной объективности, от искусства наших законодателей, финансистов зависит, насколько финансы будут соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов общества (государство, предприятия, организации, домохозяйства)[9].
Как экономический субъект хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние – воздействием финансов на материальные интересы участников рыночных производственных процессов. Это происходит через формы организации финансовых отношений (направленность налогообложения на собственность, а не на деятельность). В условиях командной экономике государство практически не использует количественные и качественные методы воздействия на процессы воспроизводства, т.к. финансовые ресурсы, полностью изымались государством и не распределялись в соотношении с государственными планами. А централизованное распределение и прямое бюджетное финансирование развивало мошенничество и безответственность в использовании финансовых ресурсов.
В рамках использования финансов в общественном производстве выделяют три основных направления финансового воздействия на процессы общего развития:
Финансовое обеспечение потребителей расширенного производства.
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
Финансовое стимулирование и повышение эффективности производства[10].
Все эти направления могут быть успешно реализованы при условии покрытия производственных затрат финансовыми ресурсами.
Финансовые ресурсы аккумулируются субъектами хозяйствования и государством. Это основной денежный источник расширенного воспроизводства. В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы валютного национально производства ВНП, но основным источником является национальный доход и главным образом та его часть, которая представлена ЧД, т.е. без затраты на предприятии ЧД, - это прибыль.
Финансовые ресурсы формируются фактически за счет части национального богатства, вовлеченного в хозяйственный оборот, переходящих остатков бюджетных средств, обращенных на покрытие затрат текущего года, резервных фондов охранных организаций, средства от продажи части золотовалютных запасов страны, выручки от реализации имущества (государственного и муниципального), средства от приватизации и т.д.
Существенным источником финансовых ресурсов являются доходы от внешнеэкономической деятельности и нашей собственности зарубежом.
Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства – это кредиты банков, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, облигаций и т.д..
Основой финансовых ресурсов является прибыль, различные виды налогов, амортизационные отчисления, страховые фонды и т.д. Финансовые ресурсы, прежде всего, нужны субъектам хозяйствования, у них формируется децентрализованные финансовые ресурсы. Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, на финансирование научно-технологических разработок, на социальную сферу, экологические предприятия и т.д. Децентрализованные финансовые ресурсы обеспечивают процесс воспроизводства на микроуровне. Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов.
Формами их испытания являются бюджетные и внебюджетные фонды. Средства этих фондов направляются на управление, оборону, на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и т.д.[11].
Всю историю командной экономики состояние финансовых ресурсов в стране отличалось крайнем дефицитом. Это явилось следствием незаинтересованности хозяйственных субъектов в их наращивании.
Основной путь решения проблеме дефицита финансовых ресурсов в настоящее время видится на пути перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Переход на эти механизмы позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования денежных средств. Становится возможным увеличивать резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использование ускоренной амортизации, снижение издержек.
Осуществление финансового ресурсного производственного процесса может осуществляться в трех формах:
Самофинансирование – оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования.
Кредитование – этот способ финансового обеспечения, при котором расходы субъектов покрывается за счет кредита в банке или привлекаемых средств с помощью выпуска ценных бумаг.
Государственное финансирование – оно производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Для рынка характерны первые два способа, а третий способ используется, как правило, на тех предприятиях, которые работают в рамках целевых программ, или на государственных предприятиях.
С целью обеспечения непрерывности общественного воспроизводства большое значение имеют создаваемые каждым субъектом хозяйствования и государством различные уровни бюджетной системы, резервные страховые фонды[12].
2.1 Анализ по исполнению государственного бюджета на 2008-2010 годы
По состоянию на 1 января 2008 года доходы государственного бюджета (в том числе гарантированный трансферт) исполнены на 100,3 % к годовому плану и фактическое поступление составило 2 887,8 млрд.тенге.
План государственного бюджета за 2007 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 43,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 28,3 млрд.тенге, индивидуальному подоходному и социальным налогам – 21,2 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,1 млрд. тенге, акцизам - 2,8 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по таможенным платежам и налогам – 13,7 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 33,9 млрд.тенге. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на (- 25,8) млрд. тенге.
По корпоративному подоходному налогу при плане 730,0 млрд.тенге в бюджет поступило 758,3 млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».
По налогам с заработной платы исполнение планов поступлений обусловлено увеличением фонда заработной платы по республике за январь-ноябрь текущего года к соответствующему периоду 2006 года на 35,6%, среднемесячной номинальной заработной платы на 29,0%.
Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,1%, при плане 210,4 млрд.тенге в бюджет поступило 221,0 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 285,1 млрд.тенге в бюджет поступило 295,7 млрд.тенге.
№ | Наименование | Кассовое исполнение | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | Налоговые поступления | 2 356 040,3 | 2 819 509,7 | 2 228 681,8 |
2 | Неналоговые поступления | 2 356 040,3 | 85 539,9 | 136 175,5 |
3 | Поступления от продажи основного капитала | 92 685,9 | 56 939,6 | 35 887,4 |
| Поступления трансфертов | 258 045,3 | 1 072 421,3 | 1 104 600,0 |
4 | Общие доходы | 2 887 838,4 | 4 034 410,5 | 3 505 344,7 |
5 | Государственные услуги общего характера | 164 743,8 | 224 012,3 | 166 062,7 |
6 | Оборона | 166 646,3 | 185 358,4 | 187 615,3 |
7 | Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 240 992,8 | 271 467,4 | 316 189,7 |
8 | Образование | 455 430,1 | 572 403,0 | 660 917,1 |
9 | Здравоохранение | 299 380,5 | 363 209,9 | 450 892,5 |
10 | Социальная помощь и социальное обеспечение | 502 381,4 | 622 016,7 | 758 308,4 |
11 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 199 937,0 | 233 925,5 | 304 048,8 |
12 | Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 122 209,9 | 163 968,6 | 173 618,1 |
13 | Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 52 269,3 | 60 507,4 | 58 577,0 |
14 | Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира | 100 919,4 | 170 364,8 | 168 117,9 |
15 | Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 10 465,4 | 40 080,3 | 30 920,7 |
16 | Транспорт и коммуникации | 289 653,9 | 332 709,1 | 337 511,5 |
17 | Прочие | 39 165,6 | 96 163,6 | 64 853,4 |
18 | Обслуживание долга | 34 010,9 | 57 876,5 | 69 206,9 |
19 | Общие затраты | 2 678 244,6 | 3 394 063,5 | 3 746 840,2 |
20 | Чистое бюджетное кредитование | 8 102,0 | 42 460,8 | 27 476,5 |
21 | Приобретение финансовых активов | 419 439,7 | 932 434,6 | 224 593,0 |
22 | Образование | 350,0 | 350,0 | 9 871,5 |
23 | Здравоохранение | 10,9 | 270,6 | 4 186,3 |
24 | Прочие | 321 543,2 | 866 522,3 | 167 906,7 |
25 | Поступления от продажи финансовых активов государства | 2 652,9 | 1 309,6 | 872,4 |
26 | Сальдо по операциям с финансовыми активами | 416 786,8 | 931 125,0 | 223 720,5 |
27 | Дефицит (профицит) бюджета | -215 295,0 | -333 238,8 | -492 692,6 |
28 | Поступление займов | 175 902,3 | 477 297,3 | 809 430,1 |
29 | Погашение займов | 94 522,3 | 167 599,4 | 249 061,0 |
30 | Используемые остатки бюджетных средств | 133 915,1 | 333 238,8 | -67 676,5 |