Резервы коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России минимальные резервные требования применяются как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.
Последствия экономического кризиса в России на какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы достижения банковским сектором качественно нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего стабилизация и подъем экономики страны предоставляются проблематичными.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПЕЧАТЬ.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Обязательные резервы, создаваемые каждой кредитной организацией в Банке России, исходя из суммы  привлеченных ресурсов и установленного норматива обязательного резервирования, создает специальный ресурс Банка России который может использоваться для поддержания ликвидности отдельных банков.

В последние годы для  регулирования ликвидности банков стал применяться новый инструмент, использующий широко известный в  зарубежной практике принцип усреднения. Использование этого инструмента доступно только для финансово устойчивых кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям Банка России. Таким банкам предоставлено право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей.[8, c. 105]

Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Российская  практика обязательного резервирования,

Анализ изменений  нормативов обязательных резервов

 

Система обязательного  резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положении  Центрального банка Российской Федерации от 29 марта 2004 г. № 255-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.[2]

Реализация указанного назначения осуществляется на основе общеметодологических подходов к построению системы обязательного резервирования с учетом российской специфики.

Правовую основу данной системы, как и в зарубежных странах, составляют законодательные акты и  нормативные указания Банка России.

К числу законодательных  актов, определяющих применение обязательного  резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:резервные  требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России, сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»  зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том  числе по срокам, объемам и видам  привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок  резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

Положение от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования, решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

Важным элементом механизма  обязательного резервирования является определение состава резервируемых  обязательств.

В современных условиях состав резервируемых обязательств наиболее широк. Он охватывает следующие  виды привлеченных ресурсов:

    • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
    • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
    • средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);
    • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
    • депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
    • депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;
    • депозиты (до востребования и срочные) предприятий;
    • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
    • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
    • выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя4 и банковские акцепты и др.);
    • остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются;
    • остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).[9, c. 420]

Политика обязательного  резервирования становится одним из главных инструментов регулирования  деятельности коммерческих банков в  России.

Необходимость и эффективность минимальных резервов с точки зрения банковского регулирования подтверждается и мировым опытом.

Система обязательных резервов имеет три важных преимущества.

Прежде всего, она представляет собой метод регулирования, одинаково  принудительный для всех, поскольку она охватывает всю совокупность ликвидных средств, которыми располагают банки, результаты ее действия оказывают влияние на работу всех кредитных учреждений без дискриминации и не препятствует нормальной конкуренции; если некоторые банки оказываются более стесненными в своей деятельности, чем другие, то это объясняются особенностями управления каждым банком.

Далее, режим обязательных резервов легко допускает применение гибких методов регулирования; суммы, которые должны храниться на счетах, могут в действительности определяться путем вычисления средней величины за тот или иной период времени, который выбирается в соответствии с динамикой изменения объема ликвидных средств (например, месяц); таким образом, обязательные резервы не представляют собой замороженные средства, они могут быть использованы в случае необходимости, например, когда потребность в ликвидных средствах увеличилась в результате снятия денег со счетов, хотя они должны быть возвращены в течении нескольких дней.

Наконец, эта система дает центральному банку возможность проводить чисто денежную политику, она даже может быть несколько изменена в зависимости от характера резервируемых сумм.

В Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров.

Анализ нормативов обязательного  резервирования за последние годы

Нормативные значения обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представлены в Таблице 1.

 

Таблица. 1

 

 

Динамика изменения  нормативов обязательных резервов.

 

Дата

Нормативы обязательных резервов по обязательствам (%)

Перед банками – нерезидентами  в валюте РФ и в иностранной  валюте

Перед физическими лицами в валюте РФ

По иным обязательствам в валюте РФ и иностранной валюте

1

2

3

4

с 01.04.2011

5,5

4,0

4,0

с 01.03.2011 по 31.03.2011

4,5

3,5

3,5

с 01.02 2011 по 28.02. 2011

3,5

3,0

3,0

с 01.11.2009 по 01.12.2009

2,5

2,5

2,5

с 01.08.2009 по 31.10.2009

2,5

2,5

2,5

с 01.07.2009 по 31.07.2009

2,0

2,0

2,0

1

2

3

4

с 01.06.2009 по 30.06.2009

1,5

1,5

1,5

с 01.05.2009 по 31.05.2009

1,0

1,0

1,0

с 15.10.2008 по 30.04.2009

0,5

0,5

0,5

с 18.09.2008 по 14.10. 2008

4,5

1,5

2,0

с 01.09.2008 по 17.09.2008

8,5

5,5

6,0

с 01.07.2008 по 31.08.2008

7,0

5,0

5,5

с 01.03.2008 по 30.06.2008

5,5

4,5

5,0

с 15.01.2008 по 29.02.2008

4,5

4,0

4,5

с 11.10.2007 по 14.01.2008

3,5

3,0

3,5

с 01.07.2007 по 10.10.2007

4,5

4,0

4,5

с 01.10.2006 по 30.06.2007

3,5

3,5

3,5

с 01.08.2004 по 30.09.2006

2,0

3,5

3,5

с 08.07.2004 по 31.07.2004

-

3,5

3,5


 

На протяжении всего  периода рыночных преобразований, по мере укрепления рубля, Банк России последовательно  снижал данный норматив, что позволило  значительно повысить уровень банковской ликвидности и снизить ставки по краткосрочным кредитам, это благотворно повлияло на развитие банковской системы в целом.

С 1995 по 1998 г. нормативы  отчислений кредитных организаций  в обязательные резервы банка  России колебались в диапазоне от 22% по счетам до востребования и срочным  обязательствам до 30 дней включительно на 01.02.1995 до 8% по срочным обязательствам свыше 91 дня на 31.01.1998, с тенденцией к последовательному снижению.

Ставка по средствам  в иностранной валюте, напротив, выросла с 2 до 9 % за аналогичный период. Причем по вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке России в рублях устанавливался более низкий норматив отчислений. С 01.02.1998 по 0.07.2004 действовали два норматива обязательных резервов: отдельно для средств, привлеченных Сбербанком и для других кредитных организаций, что обусловлено монопольным положением Сберегательного банка РФ на рынке вкладов.

Начиная с июля 2004 г. дифференцированный подход к банкам был устранен.

С 2008г. наблюдаются тенденции  к повышению нормативов обязательных резервов в связи с попытками Банка России сократить инфляцию. Между тем они могут отрицательно сказаться на состоянии ликвидности.

В целях предотвращения негативных последствий данной меры для состояния ресурсной базы банковской системы необходимо введение мер компенсационного характера, каковым может быть увеличение рефинансирования коммерческих банков. Что и было сделано Банком России, ярким примером является временное предоставление кредитов Банка России, предоставляемых без обеспечения.

Динамика нормативов обязательных резервов представлена на Рис. 1

Рис.1 Динамика нормативов обязательных резервов ЦБ РФ

 

Анализируя Рис. 1 мы видим, что в период с 1.09.2008 по 14.10.2008 г были наиболее высокие нормативы обязательных резервов.

 Так по обязательствам  перед банками-нерезидентами в  валюте РФ и в иностранной  валюте он составил 8,5%, по обязательствам  перед физическими лицами в  валюте РФ - 5,5%, по иным обязательствам  в валюте РФ и в иностранной валюте - 6%.

Это повышение было обусловлено  тем, что таким способом Банк России добивался снижения темпов инфляции. Но напомним, что именно в этот период мировой финансовый кризис набирал  свои обороты. Для поддержания отечественных банков Банк России принимает решение снизить нормативы обязательного резервирования.

Наименьшие значения нормативов обязательных резервов приходятся на период с 15.10.2008 по 30.04.2009, по всем обязательствам норматив составил 0,5%. А действующий  в настоящее время, т.е. 2,5%, установился с 1.08.2009 по 31.10.2009г.

Банк России с 1 апреля 2011г. увеличивает нормативы обязательных резервов.

По обязательствам кредитных  организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в рублях и  иностранной валюте размер обязательных резервов повышается с 4,5% до 5,5%.

 По обязательствам  перед физлицами и иным обязательствам  кредитных организаций в рублях  и иностранной валюте - с 3,5% до 4,0%. [3]

Такое решение принято  в связи с сохранением высоких  инфляционных ожиданий и рисков для устойчивости экономического роста, а также с учетом нестабильной ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках, развитие которой может оказать на российскую экономику неоднозначное воздействие.

Напомним, в конце февраля 2011г. ЦБ РФ уже повышал нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов.

Тогда по обязательствам банков перед юридическими лицами-нерезидентами норма отчислений была увеличена с 3,5% до 4,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам - с 3,0% до 3,5%.

В условиях кризиса ликвидности  центральный банк обычно снижает  норму обязательного резервирования, в условиях инфляции - повышает ее. Комбинация этих условий ставит центральный  банк перед выбором: один и тот  же инструмент позволяет решить одну проблему ценой ухудшения другой. [14, c. 225]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контроль  за выполнением резервных требований

 

 

Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр)  Банка  России (его уполномоченные подразделения) не реже одного раза в  квартал производит сплошную или  выборочную проверку правильности составления  кредитной организацией Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ РФ, и  достоверности представленных в нем сведений с использованием ежедневных  балансов кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации.

Указанную проверку проводят соответствующие подразделения  территориального учреждения РКЦ  Банка  России, на которые возложено исполнение этих обязанностей на основании соответствующего приказа (распоряжения) по территориальному учреждению (расчетно-кассовому центру) Банка России.[13, c. 146]

Информация о работе Резервы коммерческих банков