Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:02, реферат
Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков.
В данной работе рассматриваются вопросы становления и развития системы банковского надзора в России, принципы и механизмы банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Введение.________________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1 Становление и развитие системы банковского надзора в России.______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________8
Глава II.Принципы и механизмы банковского надзора в России.________11
2.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России.________________________________________________11
2.2 Текущий надзор.______________________________________________11
2.2.1 Документарный надзор.______________________________________12
2.2.2 Инспектирование.___________________________________________13
Глава III. Основные направления повышения эффективности банковского регулирования и надзора в России. Противодействие отмыванию преступных доходов.________________________________________________________16
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций.________________16
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов.________________18
Заключение._____________________________________________________21
Список использованных источников.________________________________22
- достоверность представляемой в Банк России отчетности кредитных организаций;
- устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе предшествующих проверок кредитных организаций:
- исполнение кредитными организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Результаты проверки кредитной организации отражаются в акте проверки и докладной записке о результатах проверки. При проведении проверки кредитной организации, имеющей филиалы, составляется сводный акт проверки.
Акт проверки состоит из трех частей: вводной, аналитической и заключительной. Структура аналитической части акта проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности кредитной организации (ее филиала).
Глава III. Основные направления повышения эффективности банковского регулирования и надзора в России. Противодействие отмыванию преступных доходов.
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций.
Реализация государственной политики в сфере предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и изданными на их основании нормативными актами Банка России.
Работа по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций осуществляется на трех уровнях - самой кредитной организацией, территориальным учреждением Банка России и Банком России.
В области предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций практическими задачами надзорного блока Банка России являются:
- контроль за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в части принятия мер по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению:
- обеспечение своевременного предъявления требований об осуществлении кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также требований о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала):
- проведение экспертной оценки планов мер по финансовому оздоровлению (реорганизации) кредитных организаций и контроль за выполнением предусмотренных ими мероприятий:
- контроль за деятельностью временных администраций по управлению кредитными организациями как инструмент для осуществления мер по предупреждению банкротства.
При возникновении у кредитных организаций оснований, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Банку России предоставлены полномочия реализовать следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией:
- реорганизация кредитной организации.
В случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитные организации, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации.
Кредитные организации могут осуществлять меры по предупреждению банкротства по требованию Банка России или самостоятельно.
В случае установления указанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию:
- требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению;
- требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
- требование о реорганизации кредитной организации.
При получении требования Банка России кредитная организация обязана принять решение об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (разработка и осуществление плана мер по финансовому оздоровлению).
Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России.
В случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, зарегистрированного учредительными документами, кредитная организация обязана осуществить меры по увеличению величины собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, а в случае невозможности ее увеличения - снизить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) и внести соответствующие изменения в учредительные документы в соответствии с нормативными актами Банка России.
Неисполнение кредитной организацией требований Банка России является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных Федеральными законами.
Со
дня возникновения оснований для осуществления
мер по предупреждению банкротства и до
дня их устранения кредитная организация
обязана уведомлять Банк России о проведении
общих собратий учредителей (участников)
кредитной организации, заседаний совета
директоров (наблюдательного совета),
на которые Банк России вправе направить
наблюдателя, а также информировать о
совершении сделок с заинтересованными
лицами и крупных сделок.
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов.
Под влиянием общемировых тенденций глобализации, бурного развития информационных и коммуникационных технологий, интенсификации денежных потоков неизбежно растет уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Проникновение в банковскую систему средств, имеющих преступное происхождение, представляет серьезную угрозу ее устойчивости и стабильности, поскольку резко повышает вероятность возникновения рисков, прежде всего - правового, кредитного и операционного, а также риска потери репутации. Деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) как важная составляющая механизма управления рисками стала одним из актуальных вопросов, решаемых в последнее время российским банковским сообществом. Эта тенденция повлияла и на расстановку акцентов банковского надзора в сфере ПОД/ФТ: от формального к содержательному, основанному на мотивированном экспертном суждении относительно деятельности банка и направленному на оценку возможных рисков участия кредитной организации или ее клиентов в схемах, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.
Правовые механизмы ПОД/ФТ в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Основные направления деятельности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ ориентированы на выполнение возложенной на них данным Федеральным законом функции: выявлять операции, подлежащие обязательному контролю (на основании законодательно установленных критериев), и подозрительные операции (согласно дополнительным признакам), и представлять информацию о таких операциях непосредственно в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу Росфинмониторинг) в порядке, установленном Банком России. Направления деятельности сформулированы в Федеральном законе и включают в себя:
- разработку правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления;
- назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение этих правил, и реализацию указанных программ;
- реализацию иных внутренних организационных мер в целях ПОД/ ФТ.
Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ подготовлены и утверждены Банком России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Они основываются на 40 Рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), стандартах Базельского комитета по банковскому надзору, Всеобщих директивах по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе («Вольфсбергских принципах»), а также учитывают положительную практику организации такой работы в кредитных организациях индустриально развитых иностранных государств и российских банках. Рекомендации содержат комплекс мер (программ), которые кредитным организациям следует осуществлять в целях ПОД/ ФТ. и которые включают в себя:
- процедуры идентификации и изучения клиентов и выгодоприобретателей;
- механизмы выявления в деятельности клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и иных подозрительных операций;
- правила документального фиксирования и хранения информации, а также обучения сотрудников кредитной организации вопросам ПОД/ФТ;
- порядок отказа от заключения договоров банковского счета и выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также порядок приостановления операций клиентов в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Для обеспечения передачи кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Банком России установлен порядок, предусматривающий использование информационных и телекоммуникационных каналов связи Банка России. Информация передается в электронном виде с применением современных криптографических технологий, обеспечивающих высокую степень ее защищенности от несанкционированного доступа. Использование унифицированных форматов дает возможность осуществлять автоматизированную обработку передаваемой информации в уполномоченном органе.
Заключение:
Важным шагом на пути построения эффективного надзора является целесообразность жесткой регламентации границ вмешательства государства в деятельность кредитных организаций. Необходимо перейти на практику возмещения затрат, связанных с вмешательством государства в банковскую сферу.
Сегодня первостепенное значение приобретает право Банка России на профессиональное суждение при оценке бизнес-перспектив банков, анализе их финансовой устойчивости, качества внутреннего контроля и корпоративного управления. Возникает обстановка, когда субъективные решения надзорных органов являются определяющими.
Чтобы решить возникающие в связи с этим в надзорной практике проблемы между ЦБ РФ и банками, целесообразно внедрить стандарты качества банковской деятельности, разработанные АРБ совместно с Банком России. Эти стандарты должны стать основой для выработки мотивированного суждения надзорного органа по оценке деятельности банка.
Возможные в перспективе изменения в правовой базе банковского надзора в значительной мере будут зависеть от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, памятуя об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
2. Федеральный закон от 03.02.1996 №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
3. Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
4. Инструкция Банка России от 1 декабря 2003 года № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» с изменениями и дополнениями.
5. Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005.
6. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2007.