Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:02, реферат
Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков.
В данной работе рассматриваются вопросы становления и развития системы банковского надзора в России, принципы и механизмы банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Введение.________________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1 Становление и развитие системы банковского надзора в России.______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________8
Глава II.Принципы и механизмы банковского надзора в России.________11
2.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России.________________________________________________11
2.2 Текущий надзор.______________________________________________11
2.2.1 Документарный надзор.______________________________________12
2.2.2 Инспектирование.___________________________________________13
Глава III. Основные направления повышения эффективности банковского регулирования и надзора в России. Противодействие отмыванию преступных доходов.________________________________________________________16
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций.________________16
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов.________________18
Заключение._____________________________________________________21
Список использованных источников.________________________________22
Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности.
Департамент банковского регулирования и надзора имеет следующие управления:
- Управление методологии финансовых рисков;
- Управление методологии рисков внутрибанковских систем;
- Управление методологии текущего надзора;
- Управление анализа банковского сектора;
- Управление экспертизы правовых актов;
- Управление организации надзора за кредитными организациями Московского региона;
- Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;
- Организационно-экономическое управление;
- Управление информационного обеспечения.
Главная инспекция кредитных организаций Банка России включает следующие подразделения:
- Инспекцию № 1;
- Инспекцию № 2;
- Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;
- Управление инспектирования кредитных организаций по специальным проверкам;
- Информационно-аналитическое управление;
-Управление координации и методологии сопровождения инспекционной деятельности.
Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора.
В последние годы главной задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т.е. лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели.
Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной банковской практике. Это:
- формирование текущего банковского надзора как системы, т.е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;
- ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;
- совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;
-
повышение квалификации сотрудников Банка
России, занимающихся вопросами текущего
банковского надзора.
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России.
2.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»Банк России, как орган банковского регулирования и банковского надзора, призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные данным Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, - объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета банковского надзора назначает заместителей председателя Комитета банковского надзора, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета банковского надзора.
Комитет банковского надзора отвечает за подготовку решений по реализации политики Банка России в сфере банковского регулирования и надзора.
Реализация политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления).
2.2 Текущий надзор.
Текущий надзор (надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций) включает в себя документарный (дистанционный) надзор и инспектирование. Стратегической задачей текущего надзора является обеспечение надлежащего уровня управления кредитной организацией, т.е. такого управления, которое учитывает как внутренние, так и внешние аспекты деятельности кредитной организации и обеспечивает ее функционирование на непрерывной основе.
2.2.1 Документарный надзор.
В Российской Федерации центральным звеном текущего надзора является документарный надзор. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного мониторинга деятельности кредитной организации на возможно ранней стадии обнаруживать возникающие в ее деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитной организации и, в конечном счете, привести ее к банкротству. Документарный надзор позволяет также своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в деятельности кредитной организации негативных явлений и тенденций.
Документарный надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в Российской Федерации территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения кредитной организации.
Информационной базой документарного надзора являются:
- отчетность кредитных организаций (включая консолидированную отчетность банковской/консолидированной группы, банковского холдинга в случае, если кредитная организация является головной организацией или участником банковской/консолидированной группы, банковского холдинга);
- акты инспекционных проверок:
- данные, полученных в ходе посещения кредитной организации сотрудниками надзора, совещаний с руководством (руководителями подразделений) кредитной организации либо путем запроса информации от кредитной организации:
- внутренние документы кредитной организации, регламентирующие порядок, процедуры контроля за рисками, функционирования системы и службы внутреннего контроля, бизнес-планы и др.;
- аудиторские заключения;
- сведения из средств массовой информации, включая электронные;
- другая существенная с точки зрения деятельности кредитной организации информация.
Не реже одного раза в месяц надзорные подразделения территориальных учреждений Банка России анализируют текущее финансовое состояние поднадзорных кредитных организаций. По итогам такого анализа выносится оценка финансовой устойчивости, а также, в случае необходимости, принимается решение о применении к кредитной организации корректирующих мер надзорного характера.
2.2.2 Инспектирование.
Проверки кредитных организаций проводятся Банком России в рамках реализации функций банковского регулирования и надзора. Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации, либо по мотивированному решению Совета директоров. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.
Проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.
Основной целью проведения проверок кредитных организаций является оценка общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:
- оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
Проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два вида:
В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, они подразделяются на:
- региональные - проверки структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России;
- межрегиональные - проверки структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) также могут быть:
- плановыми - такие проверки проводятся в соответствии со Сводным годовым планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций, составляемым на очередной календарный год, но при необходимости возможно внесение изменений в Сводный план;
- внеплановыми - они проводятся на основе решения Совета директоров Банка России. Председателя Банка России (лица, его замещающего). Комитета банковского надзора Банка России, а также решения о проведении внеплановой проверки кредитной организации, которое принимается руководством Банка России по предложению структурного подразделения Банка России, решения руководителя территориального учреждения Банка России (при проведении региональной проверки) или генерального инспектора межрегиональной инспекции.
Подготовка к проведению проверок кредитных организаций осуществляется на основе имеющейся в Банке России информации. Подготовка проводится для того, чтобы уточнить вопросы, подлежащие проверке, проверяемый период, и определить объем выборки документов (информации), необходимых для проведения проверок. Предварительной оценке подлежат:
- финансовое состояние кредитных организаций;
- подверженность кредитных организаций рискам;
- системы управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций;