Регулирование Центральным банком России деятельность коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с регулированием Центральным Банком России деятельности коммерческих банков. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

. охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;

. определить место коммерческих банков в банковской системе;

. рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3

Глава 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ

РОССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ............................ 5

1.1. Цели и задачи деятельности ЦБ РФ ........................................................... 5

1.2. Функции ЦБ РФ ......................................................................................... 6

1.3. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков ..... 12

1.4. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков ..... 14

1.5. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих

банков ..........................................................................................................17

Глава 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА АКЦИОНЕРНОГО

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА «КУЗБАСПРОМБАНК» ............................ 21

2.1. Общая характеристика банка ..................................................................... 21

2.2. Анализ доходов ......................................................................................... 22

2.3. Анализ расходов ......................................................................................... 24

2.4. Анализ финансового результата ........................................................... 26

2.5. Коэффициентный метод оценки деятельности коммерческого банка ...... 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................... 36

Список литературы .......................................................................................... 38

Работа содержит 1 файл

банки Маштакова 18[1].12.08.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     - нормативы достаточности капитала  коммерческого банка;

     - нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;

     - минимальный размер обязательных  резервов, депонируемых в

     Центральном банке РФ;

     - максимальный размер риска на  одного заемщика. При этом

     Центральный банк применяет нормативы как  директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

     Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным  банком по состоянию на 1 и 16 число  каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение 
Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

     При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В  противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих  дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка.

     До  отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.

     Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании.

     При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или  выборочную проверку правильности составления  расчета коммерческого банка  и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.

     При временном недостатке у коммерческого  банка ликвидных средств для  пополнения резервного счета Центральный  банк может предоставить ему краткосрочный  кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором.

     В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств  на резервный счет в Центральном  банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита  на эти цели учреждение 
Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день.

     При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.

     Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать  предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.

     В случае возникновения у банка  внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции. 
 
 

 
1.5. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков
 

     Контроль  и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.

     Контроль  и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:

     - межгосударственный контроль;

     - государственный контроль;

     - аудиторский контроль;

     - учредительский контроль (для паевых  и акционерных банков).

     Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

     - внутриведомственный контроль;

     - межведомственный контроль;

     - региональный контроль;

     - вневедомственный контроль.

     Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие  контрольные органы. Так, внутриведомственный  контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

     -Центральным  банком России, являющимся основным  субъектом государственного контроля  и надзора в банковской системе;

     -Министерством  финансов России и его региональными  учреждениями.

     Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:

     - проверку соответствия деятельности  банковских учреждений действующему  законодательству;

     - оценку степени риска операций  отдельных банков, их группировок, секторов;

     - проверку состояния ликвидности  баланса, ликвидности активов  и ликвидности контролируемого  банка;

     - контроль и анализ прибыльности  банковских операций, структуры  доходов и расходов банка;

     - проверку фискальной и социальной  защиты работников банка.

     В банковском законодательстве фиксируются  следующие основные моменты организации  государственного банковского контроля:

     - банковские учреждения и специализированные  кредитно-финансовые институты обязываются  предоставлять любую необходимую  информацию в соответствующий контролирующий орган;

     - устанавливаются механизм, порядок  и сроки проверки банков;

     - определяются основные нормативные  методы регулирования, обязательность  соблюдения контрольных и желательность  оценочных коэффициентов;

     - в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется.

     Комитет по делам банков создается для  согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России.

     Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:

     - определение направлений деловой политики коммерческих банков;

     - планирование функционирования  банковской системы в целом;

     - определение и пересмотр прямых  количественных ограничений банковских  операций;

     - решение вопросов организации  новых кредитных учреждений и  регулирование процессов развития банковской сети;

     - вопросы согласования банковской  политики;

     - организация и совершенствование  системы страхования банковских  депозитов;

     - организация и совершенствование  системы банковского надзора.

     Надзор  за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ.

     Во  исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций  по надзору коммерческие банки обязаны  представлять учреждению 
Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно- расчетных операций.

     Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать другие полномочия.

     Учет  и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с  Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений.

     Региональные  управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.

     Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа  и надзора за ее работой Центральный  банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.

     Аудиторский контроль представляет собой форму  независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. 
Он осуществляется в двух основных формах:

     - внешний аудит;

     - внутренний аудит.

     Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными  аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

     Руководство банка и его работники обязаны  предоставить аудиторам всю необходимую  документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.

     По  результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и  правильности отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета.

 

Глава 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА АКЦИОНЕРНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА «КУЗБАСПРОМБАНК» 

Информация о работе Регулирование Центральным банком России деятельность коммерческих банков