Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с регулированием Центральным Банком России деятельности коммерческих банков. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
. охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
. определить место коммерческих банков в банковской системе;
. рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3
Глава 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ
РОССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ............................ 5
1.1. Цели и задачи деятельности ЦБ РФ ........................................................... 5
1.2. Функции ЦБ РФ ......................................................................................... 6
1.3. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков ..... 12
1.4. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков ..... 14
1.5. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих
банков ..........................................................................................................17
Глава 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА АКЦИОНЕРНОГО
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА «КУЗБАСПРОМБАНК» ............................ 21
2.1. Общая характеристика банка ..................................................................... 21
2.2. Анализ доходов ......................................................................................... 22
2.3. Анализ расходов ......................................................................................... 24
2.4. Анализ финансового результата ........................................................... 26
2.5. Коэффициентный метод оценки деятельности коммерческого банка ...... 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................... 36
Список литературы .......................................................................................... 38
-
нормативы достаточности
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
-
минимальный размер
Центральном банке РФ;
- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом
Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
Регулирование
величины остатка средств, подлежащих
резервированию, производится Центральным
банком по состоянию на 1 и 16 число
каждого месяца путем сверки сумм фактически
внесенных средств и подлежащих внесению
(исходя из остатков на счетах привлеченных
средств, сложившихся в результате проведения
операций по этим счетам, и действующих
нормативов резервных требований). На
указанные даты коммерческий банк составляет
расчет размера средств, подлежащих резервированию,
и представляет его учреждению Центрального
банка вместе с балансом. Учреждение
Центрального банка сверяет данные расчета
с размером фактически зарезервированных
средств по данному банку с учетом действующих
норм минимальных резервных требований.
При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка.
До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.
Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании.
При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором.
В
случае нарушения коммерческим банком
установленных сроков внесения средств
на резервный счет в Центральном
банке и нецелесообразности предоставления
ему отсрочки и выдачи кредита
на эти цели учреждение
Центрального банка может применить к
нему экономические санкции в виде взыскания
штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса
за каждый календарный день просрочки
в течение первых пяти дней, а затем - в
размере 1,0% за каждый последующий день.
При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.
Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.
В
случае возникновения у банка
внезапной необходимости
1.5. Надзор и аудиторский
контроль за деятельностью
коммерческих банков
Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.
Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:
- межгосударственный контроль;
- государственный контроль;
- аудиторский контроль;
- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).
Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:
- внутриведомственный контроль;
- межведомственный контроль;
- региональный контроль;
- вневедомственный контроль.
Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:
-Центральным
банком России, являющимся основным
субъектом государственного
-Министерством
финансов России и его
Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:
-
проверку соответствия
- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
-
проверку состояния
-
контроль и анализ
-
проверку фискальной и
В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля:
-
банковские учреждения и
- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;
-
определяются основные
- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется.
Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России.
Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:
-
определение направлений
- планирование функционирования банковской системы в целом;
-
определение и пересмотр
- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование процессов развития банковской сети;
-
вопросы согласования
-
организация и
-
организация и
Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ.
Во
исполнение этих функций может быть
назначена сплошная или выборочная
проверка операций коммерческих банков.
В целях обеспечения функций
по надзору коммерческие банки обязаны
представлять учреждению
Центрального банка по месту своего нахождения
балансы, планы, отчеты и другие документы,
необходимые для определения правильности
ведения кредитно- расчетных операций.
Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать другие полномочия.
Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений.
Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.
Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.
Аудиторский
контроль представляет собой форму
независимого, нейтрального контроля
за деятельностью банков и иных кредитных
учреждений.
Он осуществляется в двух основных формах:
- внешний аудит;
- внутренний аудит.
Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.
Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.
По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета.
Глава
2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИЛИАЛА АКЦИОНЕРНОГО
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
«КУЗБАСПРОМБАНК»
Информация о работе Регулирование Центральным банком России деятельность коммерческих банков