Рефинансирование кредитных организаций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма рефинансирования кредитных организаций в России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие российской системы рефинансирования;
определить, какие инструменты используются для проведения рефинансирования;
проследить динамику ставки рефинансирования с начала существования механизма рефинансирования до нашего времени;
оценить проведение рефинансирования в 2009 и 2010гг.;
обозначить, какие проблемы есть у современной системы рефинансирования;
определить направления развития системы рефинансирования в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Эволюция системы рефинансирования в России………………………….....5
1.1. Появление системы рефинансирования………………………………….5
1.2. Первый кризис ликвидности……………………………………………...6
1.3. Поворотный момент кризиса 1998г. .………………………………….....7
2. Система рефинансирования в России…………..……………………………12
2.1. Кредиты Банка России …………………………………………………..12
2.2. Другие инструменты рефинансирования ………………………………18
2.3. О ставке рефинансирования …………………………………………….20
2.4. Система рефинансирования 2009-2010г………………………………. 24
3. Актуальные проблемы и направления развития сложившейся системы
рефинансирования…...…….. ………………………………………………...28
3.1. Недостатки сложившейся системы рефинансирования ………………28
3.2. Направления развития системы рефинансирования…………………...30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ДКБ.doc

— 356.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

  профессионального образования

Ижевский государственный технический университет

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине  «Деньги, кредит, банки»

на тему: «Рефинансирование кредитных организаций 

в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                              студент гр.4-22-66з

                                                                                                 .

Принял:                                                                                   Майоров В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск  2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Эволюция системы рефинансирования в России………………………….....5

    1.1. Появление системы рефинансирования………………………………….5

    1.2. Первый кризис ликвидности……………………………………………...6

    1.3. Поворотный момент кризиса 1998г. .………………………………….....7

2. Система рефинансирования в России…………..……………………………12

    2.1. Кредиты Банка России …………………………………………………..12

     2.2. Другие инструменты рефинансирования ………………………………18

    2.3. О ставке рефинансирования …………………………………………….20

    2.4. Система рефинансирования 2009-2010г………………………………. 24

3. Актуальные проблемы и направления развития сложившейся системы

   рефинансирования…...…….. ………………………………………………...28

    3.1. Недостатки сложившейся системы рефинансирования ………………28

   3.2. Направления развития системы рефинансирования…………………...30  

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В мировой практике политика рефинансирования кредитных организаций центральным банком первоначально использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование всё активнее стало использоваться и как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. В настоящее время центральные банки являются кредиторами последней инстанции и выполняют функцию банка банков.

     Российская система рефинансирования возникла сравнительно недавно. Первоначально рефинансирование коммерческих банков проводилось путём целевого кредитования Банком России отраслей экономики. Однако централизованное кредитование оказалось неэффективным, поскольку не способствовало развитию конкурентоспособной экономики. Поэтому в 1994г. Банк России прекратил практику предоставления централизованных кредитов. Размещение стало осуществляться через кредитные аукционы.

     Кредитные  аукционы являлись одной из  форм развития рыночных отношений в сфере денежно-кредитной политики, способствовали более эффективному размещению кредитных ресурсов, выделяемых на рефинансирование, создавали равные условия для всех его участников.

     В данной  курсовой работе будет рассмотрен  как первоначальный механизм рефинансирования, так и современная практика проведения Центральным банком рефинансирования коммерческих банков.

     Целью курсовой работы является изучение механизма рефинансирования кредитных организаций в России. Для этого необходимо решить следующие задачи:

    • проследить развитие российской системы рефинансирования;
    • определить, какие инструменты используются для проведения рефинансирования;
    • проследить динамику ставки рефинансирования с начала существования механизма рефинансирования до нашего времени;
    • оценить проведение рефинансирования в 2009 и 2010гг.;
    • обозначить, какие проблемы есть у современной системы рефинансирования;
    • определить направления развития системы рефинансирования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ  СИСТЕМЫ  РЕФИНАНСИРОВАНИЯ  В РОССИИ

1.1. Появление  системы рефинансирования

 

     История  становления рыночных инструментов  рефинансирования в отечественной банковской системе ведёт свой отсчёт с момента отказа Банка России от  целевого кредитования государственных предприятий, доставшегося  ему в наследство от Государственного банка СССР. Существовавшая в начале 1990-х гг. практика предусматривала предоставление централизованных  кредитных ресурсов промышленной клиентуре по заранее оговорённым процентным ставкам. Коммерческим банкам в данной схеме отводилась роль посредника между Центральным банком и предприятиями. Однако разраставшийся системный кризис в экономике, породивший цепочку массовых невозвратов ранее выданных ссуд, и частые случаи злоупотреблений и мошенничества привели к сворачиванию данной схемы.

     Именно  на этом этапе за образец  для подражания в формировании новой рыночной системы рефинансирования отечественных банков была взята практика центральных банков развитых стран. Немаловажная роль в формировании инструментария денежно-кредитной политики принадлежала и Международному валютному фонду, предлагавшему активно использовать инструменты регулирования ликвидности для стерилизации денежной массы – важнейшего элемента программы финансовой стабилизации в России.

     Вместе с тем становлению системы рефинансирования в России, сколько-нибудь похожей на таковую в развитых странах, препятствовало практическое отсутствие внутреннего финансового рынка – основы современного инструментария денежно-кредитной политики. В сложившихся условиях основная ставка денежными властями была сделана на форсированное развитие  отечественного рынка государственного внутреннего долга – государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО/ОФЗ). Однако объёмные и качественные характеристики данного сегмента финансового рынка стали более или менее пригодными для использования в системе рефинансирования лишь начиная с 1996г. До этого момента в денежно-кредитном регулировании фактически царил «вакуум», худо-бедно заполнявшийся системой централизованного кредитования через государственные  банки и активным бюджетным финансированием предприятий реального  сектора экономики. [9, стр.13]

1.2. Первый  кризис ликвидности 

 

     Ситуация, когда старая система рефинансирования  уже практически не  действовала,  а новая ещё не «включилась», привела к возникновению кризиса 1995г. в российской банковской системе. В период, когда фактически  единственным источником «вливаний» централизованных ресурсов оставались банки с государственным участием (Сбербанк, Внешторгбанк, Промстройбанк, Агропромбанк), а остальные коммерческие банки в условиях массовых невозвратов кредитов сталкивались с перманентной нехваткой текущей  ликвидности и при отсутствии возможности мобилизации ресурсов на других  сегментах финансового рынка «держались» исключительно на межбанковских займах (доля которых составляла до 30% пассивов коммерческих банков), для возникновения финансовых затруднений достаточно было лишь временно купировать перелив свободных денежных средств внутри банковской системы. Именно это и произошло в августе 1995г., когда в течение нескольких дней в результате острейшего дефицита текущей ликвидности, замораживания расчётов и последующего массового оттока пассивов «рухнули» крупные по тогдашним меркам банки «Лефортовский» и «Мытищинский». [9, стр.13]

     Однако даже августовский кризис 1995г. не привёл к изменению парадигмы формирования системы рефинансирования, которая по-прежнему строилась по западному образцу. По мере становления рынка ГКО/ОФЗ основной  акцент был перемещён на введение популярных в мировой практике инструментов РЕПО и обратное РЕПО, по экономической сущности представляющих собой кредитование банковской системы под залог ценных бумаг. Кроме того, увеличение в структуре активов коммерческих банков высококачественных государственных облигаций позволило использовать их как залог для  ломбардных кредитов, выдаваемых на срок до 1мес. Бурное развитие различных форм рефинансирования, однако, ни у кого не создавало иллюзий относительно их экономического смысла: «игрушечные» инструменты не оказывали существенного воздействия на динамику денежной базы и краткосрочную процентную ставку – основные операционные ориентиры Центрального  банка. Важнейшим каналом влияния на размер денежной базы оставались операции Банка России на внутреннем валютном рынке и операции по прямой покупке и продаже государственных ценных бумаг. На краткосрочную процентную ставку в большей степени влияли операции по размещению новых займов Минфином России и спрос на ценные бумаги со стороны резидентов и нерезидентов. Рыночной нишей инструментов рефинансирования в  1995-1998гг. являлось финансирование краткосрочных спекуляций на рынке ГКО/ОФЗ и на валютном рынке: за счёт эффекта финансового рычага данные средства, взятые на короткий срок по стабильной процентной ставке, позволяли играть с «короткой» и «длинной» позиций с требуемым финансовым  активом, извлекая доход, намного превышавший стоимость заёмных ресурсов. 

1.3. Поворотный  момент  кризиса  1998г. 

 

     Регулирование  ликвидности посредством столь  ограниченного набора инструментов не было пригодно для преодоления полномасштабного кризиса,  произошедшего летом 1998г. Помимо ограниченного объёма ресурсов, которые могли быть предоставлены банкам через схемы денежно-кредитного регулирования, система пополнения ликвидности за счёт централизованных ресурсов Банка России была полностью блокирована дефолтом по обязательствам ГКО/ОФЗ – основному вида залога, используемому при выдаче кредитов рефинансирования. 

     Однако  кризис 1998г. стал без преувеличения важнейшим отправным пунктом для практики применения нестандартных инструментов рефинансирования. На фоне полного коллапса рыночных рычагов регулирования, столь широко рекламируемых представителями международных финансовых организаций, в России на полную мощь заработали «чрезвычайные» инструменты. К их числу в первую очередь следует отнести предоставление стабилизационного кредита – по сути, долгосрочного инструмента рефинансирования проблемных банков, процедура выдачи которого, равно как и его срок возврата, чётко не регламентированы. Важным  источником стабилизации ситуации с ликвидностью во второй половине 1998г. явилось проведение так называемых «расшивок» неплатежей – предоставление краткосрочного кредита банковской системе со стороны Банка России в объёме части средств фонда обязательных резервов, предназначенного для проведения взаимного зачёта встречных прав-требований кредитных организаций (эта процедура также не нашла формального отражения в законодательстве РФ). Наконец, было принято решение об использовании столь «грубого» с точки зрения практики центральных банков развитых стран инструмента, как снижение  норматива обязательного резервирования в целях экстренного долгосрочного пополнения ликвидности банковского сектора. Именно применение данного комплекса мер позволило «вытащить» банковский сектор из разрастающейся воронки кризиса и вдохнуть в него жизнь.

     С 1998г.  поиск нового инструментария  рефинансирования шёл по двум  направлениям, почерпнутым из истории послевоенного развития хозяйства Германии. Во-первых, было предпринята попытка разработать механизм выдачи кредитов рефинансирования под залог кредитных требований банков к предприятиям-заёмщикам. Предполагалось, что выданные первоклассной  промышленной клиентуре ссуды могли быть в последующем рефинансированы в ЦБ с определённым дисконтом, зависящим от рейтинга и кредитной  истории заёмщика. Во-вторых, было реанимировано направление рефинансирования, позволяющее банкам переучитывать векселя своей промышленной клиентуры в Центральном банке и получать в рамках подобного переучёта централизованные средне- и долгосрочные ресурсы. Однако разработка данных направлений столкнулась с целым рядом проблем, большая часть которых оказалась неразрешимой.

     Суть основной  институциональной проблемы нового  инструментария в России состояла  в том, что изначально в центре  системы рефинансирования Банка России находилась концепция минимизации рисков, возникающих при  проведении операции денежно-кредитного регулирования. На практике это означало, что выделение кредитных ресурсов осуществляется лишь при предоставлении надёжного, высоколиквидного залога, требования к которому жёстко регламентированы. Как правило, в качестве такого залога выступают  первоклассные ценные бумаги – государственные обязательства и близкие к ним по качеству активы. Именно в этом кроется краеугольный камень ограниченной возможности использования ресурсов Банка России для пополнения ликвидности банковского сектора. На начальных этапах развития рынка  ГКО/ОФЗ (до 1995г.) залога требуемого качества в достаточном объёме просто не существовало, в период 1996-1998гг. размер портфелей государственных ценных бумаг кредитных организаций был всё ещё недостаточным для объёмного рефинансирования, а с 1998г. стоимость залога обесценилась до  размера, не позволявшего его рассматривать в качестве полноценного актива, необходимого для проведения крупных сумм в рамках рефинансирования.

     Потенциальным залогом  могли бы выступить требования  кредитных организаций к промышленной клиентуре. Однако использование данного актива, учитывая необходимость минимизации рисков Центрального банка, предполагало наличие достоверных сведений о платежеспособности и финансовом состоянии предприятий-заёмщиков, между тем системы мониторинга предприятий как таковой в России не существует и по сей день. К тому  же проверка кредитоспособности предприятия-заёмщика требовала значительного времени, а кредит Банка России по такой схеме носил краткосрочный характер (до 6 мес.). Таким образом, для получения полугодового кредита было необходимо сопоставимое с этим сроком время для сбора и подготовки информации о заёмщике, что практически сводило на нет эффект от  возможности банка рефинансировать кредитные требования клиента у кредитора последней инстанции. При этом наиболее привлекательные с точки зрения рефинансирования клиенты из экспортоориентированного сектора экономики практически не испытывали проблем в привлечении относительно «дешёвых» кредитов на внутреннем рынке.

Информация о работе Рефинансирование кредитных организаций в России