Рефинансирование кредитных организаций Банком России: понятие, способы, динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование механизмов функционирования системы рефинансирования кредитных организаций в Российской Федерации, анализ современных способов предоставления кредитов Банком России, а так же изучение деятельности Банка России в сфере рефинансирования до кризиса, во время и в посткризисный периоды.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-изучить нормативно-правовую базу системы рефинансирования;
- рассмотреть инструменты рефинансирования Банка России;
- проанализировать влияние мирового финансового кризиса на функционирование системы рефинансирования;
-выявить отдельные проблемы, существующие в организации системы рефинансирования на современном этапе и предложить возможные пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

     Несмотря на анонсируемую доступность инструментов рефинансирования Банка России целесообразно отметить, что в связи с несоответствием большинства средних и мелких банков требованиям, необходимым для осуществления привлечения соответствующих ресурсов (отсутствие необходимого залога, рейтинга и т.д.) реальный доступ к кредитам Банка России возможен только для узкого круга кредитных организаций (в основном для кредитных организаций «первой сотни»).

     Другая проблема рефинансирования - отсутствие необходимого обеспечения у кредитных организаций для залога при получении кредитов в Центробанке. В настоящее время Банк России практически полностью расширил Ломбардный список инструментов, под обеспечение которых он выдает кредиты. В то же время в списке нет эмиссионных ценных бумаг - акций, наиболее ходовых ценных бумаг российского фондового рынка. Отсутствие данного инструмента объясняется высоким риском его использования. Этим и можно объяснить, что Банк России не позволяет применять акции, т.к. колебание их курсов достаточно велико. [17]

     Также существуют проблемы при поиске обеспечения для выдачи кредитов под залог активов, потому что Банк России предъявляет очень строгие требования к их качеству. Одновременно низкий поправочный коэффициент, учитываемый при расчете стоимости активов, делает их использование малоэффективным.

    К проблемам так же можно  отнести и то, что система беззалогового  кредитования банков (которая критически  важна, если необходимо предоставить  ликвидность банкам, не имеющим более незаложенных  ликвидных активов) в наших реалиях работает по формальным критериям наличия кредитного рейтинга.

     Как следствие, наиболее острой проблемой действующей системы  рефинансирования кредитных организаций Банком России, становится невозможность использования данных  кредитных ресурсов  банками регионального уровня для управления рисками ликвидности и как резервного механизма при возникновении диспропорций на региональном межбанковском рынке.

     В настоящее время экспертами предлагается несколько путей решений данных проблем, да и сам Банк России ведет активную работу, направленную на обеспечение доступности организованной им системы рефинансирования.

     Так, М. Ю. Матовников, генеральный директор ИнтеРфакс-ЦЭа, кандидат экономических наук, член редакционной коллегии журнала «Деньги и кредит», в своей статье «К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики» говорит о том, как можно было бы все эти проблемы решить в комплексе, одновременно достигнув нескольких целей. В их основе –  введение нового инструмента кредитования – «стабилизационного кредита», который должны получать неликвидные, но платежеспособные банки. Кредит может быть достаточно велик (например, достигать трети пассивов при необходимости), но при этом он предоставляется в форме кредитной линии, ориентированной только на погашение обязательств перед кредиторами и ни на что, кроме этого. Кредит предоставляется, таким образом, не в максимально возможном, а только  в реально необходимом размере и только банкам, столкнувшимся с реальной неспособностью расплатиться с кредиторами. Такой кредит должен быть довольно дорогим, чтобы прибыль акционеров страдала от обращения к Центральному банку (т. е. чтобы средства Банка России не были просто более выгодным способом по отношению к межбанковским кредитам или продаже части активов на рынке).

     Но главная новация – это  процедура допуска к новым  «стабилизационным кредитам». Доступ  к этим кредитам должны иметь  исключительно банки, прошедшие однажды (и постоянно подтверждающие свое соответствие!) процедуру отбора в Банке России. Главными критериями отбора должны стать предельная понятность всех операций банка для регулятора, уверенность регулятора, что в случае неликвидности активы банка сохранят стоимость и банк можно будет продать или реструктурировать, обеспечив возвратность средств. Таким образом, фактически в процедуру отбора включается элемент профессионального суждения, при этом Банк России не должен будет доказывать, что данный заемщик на самом деле аффилирован с банком, достаточно будет просто существенных сомнений на этот счет. Ведь риски всегда кроются в «сомнительных» заемщиках.

     Фактически доступ к данной  системе не является для банка  обязательным, но наличие такого  доступа де-факто является «страховкой от кризиса», в том числе паники вкладчиков. Это очень мощный стимул (по силе близкий к стимулам к вступлению в систему страхования вкладов), причем важно, что при появлении сомнительных операций аккредитацию можно легко потерять. По своему эффекту это будет похоже на третье лицензирование банков (после первоначальной выдачи лицензии и вступления в систему страхования вкладов), причем проводимое на постоянной основе и на базе профессионального суждения. В этом контексте обретут смысл и все новейшие разработки в рамках Базельского комитета, например, институт «прижизненных завещаний»: поскольку Центральному банку нужно понимать, как он сможет вернуть средства, в процессе аккредитации должен быть разработан и такой детальный план.

     Еще один важный фактор – все банки вне зависимости от размера и рейтингов имеют право на участие в системе, главное – качественное соответствие, а не размер.

     Таким образом, запуск нового  инструмента беззалогового кредитования  одновременно послужит двум целям: создаст для банков мощный стимул к самоочищению, предоставит Банку России серьезный инструмент влияния на банки и одновременно решит две главные проблемы нынешнего беззалогового кредитования «под рейтинги»: кредитование станет доступным всем аккредитованным банкам вне зависимости от размера, и одновременно уйдет риск избыточного кредитования с проистекающими из него рисками дестабилизации рубля, роста инфляции и т. п. В перспективе кредитование «под рейтинги» должно быть вовсе отменено как неадекватный инструмент.

     Вторым позитивным эффектом будет  возможность снижения объема  добровольных резервов, расширение  кредитования, рост банковского  мультипликатора, повышение рентабельности  банков и уменьшение нагрузки  на традиционные инструменты  рефинансирования в плане финансирования экономики. [18]

    Важным аспектом в решении существующих проблем так же является кардинальное расширение Ломбардного списка Центрального банка, включение в него векселей платежеспособных предприятий, отнесенных к числу системообразующих, а также работающих в приоритетных направлениях формирования нового технологического уклада по списку, утверждаемому Правительством. Наряду с ценными бумагами ломбардного списка необходимо использовать в качестве обеспечения при рефинансировании коммерческих банков поручительства организаций-заказчиков федеральных целевых программ, а также облигации институтов развития и государственных корпораций. Помимо этого следует исключить из ломбардного списка ценные бумаги, эмитированные нерезидентами и организациями, принадлежащими (прямо или косвенно) более чем на 25 процентов нерезидентам или не гражданам Российской Федерации.

  Расширение  спектра залогового имущества, предоставляемого в обеспечение операций рефинансирования Банка России, позволит увеличить роль механизма рефинансирования центрального банка в процессе управления ликвидностью банковской системы, как следствие даст возможность повысить эффективность денежно-кредитного регулирования Банка России, а также будет способствовать снижению зависимости внутреннего рынка от влияния кредиторов-нерезидентов. Кроме того, расширение перечня активов, принимаемых в залог по кредитам Банка России, существенным образом повысит уровень доступности данного ресурса для средних и мелких коммерческих банков.

     Кроме того необходимо увеличение  сроков кредитов, предоставляемых  Банком России на цели рефинансирования  коммерческих банков под кредитные  обязательства производственных  предприятий и государственные  обязательства в среднем  до 3–7 лет. [17]

     Все выше перечисленное - это возможные пути реформирования системы рефинансирования, предлагаемые специалистами, но это не значит, что и сам Банк России не пытается решить существующие проблемы. В настоящее время ЦБ РФ продолжает  работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций. В частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в "единый пул обеспечения", в который будут включены такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов. Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки – потенциальные заемщики будут заключать с Банком России "рамочные" соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества. Создание такого механизма предполагается проводить в 2 этапа (Приложение 3), но точные сроки по его внедрению окончательно не установлены.[20]

     А так же Центральный Банк продолжит работу по совершенствованию нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке, в том числе механизмов проведения Банком России операций РЕПО с кредитными организациями в рамках системы рефинансирования. В частности, предполагается организовать проведение Банком России операций РЕПО на «корзину» обеспечения, что позволит кредитным организациям при получении рефинансирования в Банке России более эффективно управлять своим портфелем ценных бумаг. Соответственно, Банк России предполагает принять активное участие в работе по внедрению сервисов по управлению обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее РЕПО) для участников финансового рынка. [21]

      На современном этапе целью Банка России является создание в течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций, который будет доступен не только крупным, но и средним и мелким региональным банкам, что в конечном итоге должно привести к устойчивости и стабильности развития всей банковской системы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  На  основе проведенного исследования можно  сделать следующие выводы:

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций.    

Деятельность  центрального банка по рефинансированию преследует три главные цели:

  • содействие реализации денежно-кредитной политики;
  • обеспечение регулярного функционирования платежной системы;
  • предотвращение возникновения банковских кризисов или ограничения их воздействия на банковскую систему.

     В целях оперативного предоставления  ликвидности коммерческим банками  Банк России имеет ряд стандартных  инструментов рефинансирования. В  настоящее время к ним относятся:

  1. Внутридневные кредиты;
  2. Кредиты овернайт;
  3. Ломбардные кредиты;
  4. Другие кредиты – кредиты Банка России на срок от 1 до 365 дней, в том числе:
    • Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами;
    • Кредиты Банка России, обеспеченные залогом золота;
  1. Операции "валютный своп";
  1. Операции РЕПО;

     На основе данных проведенного анализа периода с 2006 по 2010 год можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в докризисное и посткризисное время занимают внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» в силу их доступности и оперативности предоставления, остальные инструменты используются кредитными организациями только в периоды острой нехватки ликвидности.

     В период экономического кризиса Банк России  проводил активную работу по расширению возможностей предоставления ликвидности кредитным организациям. В частности, мы видим значительный рост объемов кредитования через операции прямого РЕПО, во многом благодаря расширению перечня активов, предоставляемых в качестве обеспечения, а так же за счет увеличения сроков операций. Введение механизма беззалогового кредитования так же оказало свое влияние на стабилизацию банковского сектора. Да и увеличение объемов кредитования по остальным инструментам показывает, что спрос на кредиты Центрального банка со стороны кредитных организаций был удовлетворен, что в частности, способствовало постепенной стабилизации национальной банковской системы.

      В целом, анализ деятельности  Банка России в сфере рефинансирования показал, что существующая система предоставления ликвидности работает, но это не говорит об отсутствии проблем и недостатков в ее функционировании.

     Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов показал, что банки все еще чрезвычайно уязвимы перед кризисами ликвидности и паникой вкладчиков, а существующий инструментарий Банка России не позволяет полноценно решить эти проблемы.

     На современном этапе целью  Банка России является создание  в течение ближайших лет единого  механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций, который будет доступен не только крупным, но и средним и мелким региональным банкам, что в конечном итоге должно привести к устойчивости и стабильности развития всей банковской системы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Федеральный закон № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002г. (в редакции от 21.11.2011.).

Информация о работе Рефинансирование кредитных организаций Банком России: понятие, способы, динамика