Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
В настоящее время к экономике различных стран - участниц мирового хозяйства предъявляются новые, все более высокие требования, создается напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства.
Первые остро ощутимые признаки кризиса проявились в начале 70-х годов. Структурная перестройка тех годов существенно изменила отраслевые приоритеты экономического развития.
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ…………………………...
2.2.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА………………………........
3.3. РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………....
глава 2. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве
2.1. Развивающиеся страны в мировой экономике………………
2.2. Анализ экономической ситуации в Кыргызской Республике и странах СНГ……………………………………………………………………….
Глава 3. Глобализационные процессы в мировой экономике
3.1 Глобализация как феномен 20 в………………………………………
3.2. Роль Глобализации в развитых странаХ………………………….
3.3. Страны с переходной экономикой в условиях глобализации……………………………………………………………………..
заключение
Несомненно,
продвижение интересов
3.2. Роль глобализации в развитых странах
Процесс интернационализации и усиления взаимозависимости мировой экономической системы идет в двух плоскостях - в глобальной и в плоскости региональной интеграции. Теоретически региональная интеграция может подхлестнуть межрегиональное соперничество. Но сегодня эта опасность ограничивается некоторыми новыми свойствами мировой экономической системы. Прежде всего, открытостью новых региональных образований - они не возводят по своей периферии дополнительных тарифных барьеров, а снимают их в отношениях между участниками быстрее, чем тарифы снижаются в глобальном плане в рамках ВТО. Это является стимулом для дальнейшего, более радикального уменьшения барьеров в мировом масштабе, в том числе и между региональными экономическими структурами. Кроме того, некоторые страны являются участниками нескольких региональных группировок. Например, США, Канада, Мексика полноправно участвуют как в АТЭС, так и в НАФТА. А подавляющее большинство транснациональных корпораций одновременно функционирует в орбитах всех существующих региональных организаций.
Новые качества мировой экономической системы - стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных инвестиций, космополитизация все большего числа субъектов мировой экономики - ТНК, банков, инвестиционных групп - оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения. Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной и взаимозависимой, что интересы всех ее активных участников требуют сохранения стабильности не только в экономическом, но и военно-политическом плане. Некоторые ученые, ссылающиеся на то, что высокая степень взаимодействия в европейской экономике начала XX в. не предотвратила развязывания. Первой мировой войны, игнорируют качественно новый уровень взаимозависимости сегодняшней мировой экономики и космополитизации ее значительного сегмента, радикальное изменение соотношения экономического и военного факторов в мировой политике. Но наиболее существенным, в том числе и для формирования новой системы международных отношений, является тот факт, что процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического поля. Кроме того, в последнее время глобализация мировой экономики все больше играет роль стабилизатора мировой политики и сферы безопасности. Особенно это влияние заметно в поведении ряда авторитарных государств и обществ, движущихся от авторитаризма к демократии. Масштабная и увеличивающаяся зависимость экономики, например, Китая, ряда новых независимых государств от мировых рынков, инвестиций, технологий заставляет их корректировать свои позиции по политическим и военным проблемам международной жизни.
Естественно, мировой экономический горизонт не безоблачен. Основной проблемой остается разрыв между индустриально развитыми государствами и значительным числом развивающихся или экономически стагнирующих стран. Процессы глобализации охватывают в первую очередь сообщество развитых стран. В последние годы усилилась тенденция прогрессирующего расширения такого разрыва. По мнению многих экономистов, значительное число стран Африки и ряд других государств, например Бангладеш, отстали «навсегда». Для большой группы развивающихся экономик, в частности Латинской Америки, их попытки приблизиться к мировым лидерам сводятся на нет огромным внешним долгом и необходимостью его обслуживания Особый случай представляют экономики, совершающие переход от системы централизованного планирования к рыночной модели. Их выход на мировые рынки товаров, услуг, капиталов особенно болезнен.
Существуют две противоположные гипотезы относительно влияния этого разрыва, условно обозначаемого как разрыв между новыми Севером и Югом, на мировую политику. Многие международники видят в этом долгосрочном феномене основной источник будущих конфликтов и даже попыток Юга насильственно переделить экономическое благосостояние мира. Действительно, нынешнее серьезное отставание от ведущих держав по таким показателям, как удельный вес ВВП в мировом хозяйстве или доход на душу населения, потребует, скажем, от России (на которую приходится около 1,5% мирового валового продукта), Индии, Украины, нескольких десятилетий развития темпами, в несколько раз превышающими среднемировые, для того чтобы приблизиться к уровню США, Японии, Германии и не отстать от Китая. При этом надо иметь в виду, что сегодняшние страны-лидеры не будут стоять на месте. Точно так же трудно предположить, что в обозримом будущем какая-либо новая региональная экономическая группировка - СНГ или, скажем, зарождающаяся в Южной Америке - сможет приблизиться к ЕС, АТЭС, НАФТА, на долю каждой из которых приходится свыше 20% валового мирового продукта, мировой торговли и финансов.
Согласно
другой точке зрения, интернационализация
мировой экономики, ослабление заряда
экономического национализма, тот факт,
что хозяйственное взаимодейств
Сочетание либерализации и глобализации мировой экономики наряду с очевидными выгодами несет в себе и скрытые угрозы. Цель конкуренции корпораций и финансовых институтов –прибыль, а не сохранение стабильности рыночной экономики. Либерализация уменьшает ограничения на конкуренцию, а глобализация расширяет ее поле. Как показал последний финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, России, затронувший рынки всего мира, новое состояние мирового хозяйства означает глобализацию не только позитивных, но и негативных тенденций. Понимание этого заставляет мировые финансовые институты спасать экономические системы Южной Кореи, Сянгана, Бразилии, Индонезии, России. Но эти разовые операции лишь подчеркивают сохраняющееся противоречие между выгодами либерального глобализма и ценой поддержания устойчивости мирового хозяйства. По всей видимости, глобализация рисков потребует глобализации их менеджмента, совершенствования таких структур, как ВТО, МВФ и группа семи ведущих индустриальных держав. Очевидно и то, что растущий космополитический сектор глобальной экономики меньше подотчетен мировому сообществу, чем национальные экономики государствам.
Как бы то ни было, новый этап мировой политики определенно выдвигает ее экономический компонент на передний план. Так, можно предположить, что объединению большой Европы в конечном счете препятствуют, скорее, не столкновения интересов в военно-политической области, а серьезный экономический разрыв между ЕС, с одной стороны, и посткоммунистическими странами - с другой. Подобно этому главная логика развития международных отношений, например, в Азиатско-тихоокеанском регионе диктуется не столько соображениями военной безопасности, сколько экономическими вызовами и возможностями. На протяжении последних лет такие международные экономические институты, как «семерка», ВТО, МВФ и Всемирный банк, руководящие органы ЕС, АТЭС, НАФТА, явно сравниваются по влиянию на мировую политику с Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей ООН, региональными политическими организациями, военными союзами, а нередко и превосходят их. Таким образом, экономизация мировой политики и формирование нового качества мировой экономики становятся другим основным параметром формирующейся сегодня системы международных отношений.
3.3. Страны с
переходной экономикой в условиях глобализации
В настоящее время центральное место в развитии человечества занимают процессы глобализации. Они влияют на все сферы эволюции человеческого общества: экономические, социальные, политические, идеологические.
Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира.
Переход к империалистической стадии развития капитализма в западных странах сопровождался все большим подчинением государства в первую очередь интересам монополистического капитала этих стран, в том числе поддержке экспансии последнего на мировом рынке. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций представители и идеологи ТНК выдвинули концепцию “отмирания” национальных государств как участников экономического процесса, предоставления полной свободы рынку, частному предпринимательству, ТНК в мировом масштабе. Эта концепция глобализации, составляющая одну из основ неоколониализма, обрекает слаборазвитые страны на увековечивание их отсталости и роль зависимых аграрно-сырьевых придатков развитых капиталистических стран.
В течение нескольких десятилетий западной модели глобализации, осуществляемой под лозунгами “свободы торговли и предпринимательства”, “невмешательства государств в экономику”, а фактически при господстве ТНК и защищающих их интересы западных государств, противостояло сотрудничество социалистических и освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости стран (последние именовались “освободившимися”, “развивающимися”, “неприсоединившимися”, “странами Третьего Мира”). Это сотрудничество лежало в основе существования сбалансированной геополитической системы “трех миров” (развитых капиталистических, социалистических и развивающихся стран). Сложившаяся система не допускала доминирования ни одного из них и обеспечивала определенный баланс их интересов. Объединяющей идеей этой системы, способствующей ее демократизации и гуманизации, было устранение социально-экономической отсталости и нищеты во всем мире как главной задачи мирового сообщества. Эта задача была поставлена во главу угла его центральной организации - ООН и ее специализированных организаций. Тем самым создавались предпосылки для гармонического развития мирового сообщества, для ослабления противостояния богатого “Севера” бедному “Югу”.
С одной стороны, сотрудничество между социалистическими и развивающимися странами облегчало реализацию внутренних моделей социально-экономического развития, связанных с активной ролью государства в экономике.
С другой стороны, это сотрудничество
создавало благоприятные
В качестве органической составной
части Нового Мирового Экономического
Порядка предусматривалось
Таким образом, началось движение в сторону такой модели глобализации, которая бы находилась под контролем и регулирующим воздействием мирового сообщества и всех государств, объединенных их общим представительным органом - ООН - в целях максимального учета интересов всех стран, преодоления социально-экономической отсталости и нищеты , уменьшения неравенства и эксплуатации в мире.
Распад социалистического
У транснациональных корпораций и защищающих их интересы государств появилась реальная возможность установить свое полное экономическое и политическое господство в мире, подчинить его эволюцию своим интересам. Это сопровождалось активизацией усилий, направленных на ослабление роли национальных государств, ограничение их суверенитета. При этом такое давление ныне оказывается не только на развивающиеся страны, но также на Россию, страны СНГ и Восточной Европы под лозунгами “интернационализации” их экономики, их “вхождения в сообщество цивилизованных стран”, “приобщения к западным ценностям” и т.п.
Соответственно изменилась и основная направленность деятельности ООН. Распад социалистического содружества и ослабление позиций развивающихся стран усилил влияние в этой организации империалистических стран богатого “Севера”. Ее основной целью была провозглашена ликвидация (в том числе и прежде всего - военным путем) вооруженных конфликтов, - как межгосударственных, так и внутригосударственных. При этом суверенитет и необходимость согласия вовлеченных в конфликты стран все более игнорируются.