Развитие мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время к экономике различных стран - участниц мирового хозяйства предъявляются новые, все более высокие требования, создается напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства.
Первые остро ощутимые признаки кризиса проявились в начале 70-х годов. Структурная перестройка тех годов существенно изменила отраслевые приоритеты экономического развития.

Содержание

ГЛАВА 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ…………………………...
2.2.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА………………………........
3.3. РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………....


глава 2. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве
2.1. Развивающиеся страны в мировой экономике………………
2.2. Анализ экономической ситуации в Кыргызской Республике и странах СНГ……………………………………………………………………….

Глава 3. Глобализационные процессы в мировой экономике
3.1 Глобализация как феномен 20 в………………………………………
3.2. Роль Глобализации в развитых странаХ………………………….
3.3. Страны с переходной экономикой в условиях глобализации……………………………………………………………………..

заключение

Работа содержит 1 файл

КИР.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Государственные финансы. Превышение доходов над расходами (префицит) в начале года составило 39,6 млн. сомов , или 0.7 % к ВВП. Однако в феврале дефицит госбюджета составил 76,4 млн. сомов и был профинансирован за счет внешних источников.

В начале этого года по данным Министерства финансов КР, в  доход государства поступило 1079 млн. сомов (включая полученные официальные  трансферты, остатки бюджетных и специальных средств на начало года , обращаемых на покрытие расходов), что на 24,4 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Удельный вес доходов в ВВП составил 19,1 %.

Расходная часть бюджета  с начала года профинансирована на 1039,3 млн. сомов, что на 80,2 % больше , чем в начале 1999 года. Доля расходов в ВВП составила 18,4 %.

Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики (включая неорганизованную торговлю , учтенную по грузовым декларациям) в начале 2000 года в текущих ценах составил 146,1 млн. долларов. Экспортные поставки составили 64,6 млн. долларов, что на 13,5 % ниже уровня начала 1999 года, импортные поступления соответственно 81,5 млн. долларов и на 1,2 %.Разрыв между экспортом и импортом определили в целом дефицит торгового баланса в размере 16,9 млн. долларов.

Общий уровень снижения экспортных поставок республике вначале  текущего года происходил за счет сокращения объемов экспорта в страны СНГ  – на 18,5 % и страны вне СНГ -  10,7 %; импортных поступлений -–за счет снижения ( на15,4 %) объемов ввоза из стран СНГ, а из стран вне СНГ импорт, напротив, увеличился на 17,2 %.

Уровень жизни населения.  Номинальные денежные доходы увеличились  по сравнению с первым кварталом 1999 года на 38,6 %, номинальные денежные расходы на 40,9 %.

В первом квартале текущего года номинальные  денежные доходы на душу населения в среднем за месяц составили 550 сомов и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,1 %. Потребительские расходы составили 470,3 сома, или 85,5 % от среднемесячного денежного дохода на душу населения.

Величина минимального потребительского бюджета в марте  текущего года составила 1208,46 сома на душу населения, 1428,63- на трудоспособного, 1020,78 – на пенсионера, 1029,10 сома – на детей. В первом квартале текущего года по сравнению с этим же периодом прошлого года минимальный потребительский бюджет возрос на 23,8 % (1185,51 сома на человека).

В начале 2000 года по сравнению  с началом прошлого года объем  валового внутреннего продукта возрос в семи странах Содружества.

Промышленное производство за этот период в среднем по странам  Содружества увеличилось на 11,3 %. Наиболее высокие темпы роста  промышленного производства достигнуты в Грузии, Казахстане, России и Украине. Уровень производства в начале 1999 года превышен также в Азербайджане, Армении, Беларуси Молдове, Таджикистане, Узбекистане; снизилось производство промышленной продукции в Кыргызстане.

Предприятиями транспорта (без трубопроводного) грузов перевезено больше на 13 %. Во многих странах в начале текущего года наблюдается как увеличение объемов взаимной торговли, так и рост экспортно-импортных операций со странами вне СНГ. На валютных рынках стран Содружества в течение февраля отмечалась относительная стабильность курсов национальных валют. Внутренний рынок большинства стран в начале года характеризовался ростом реальных объемов розничного товарооборота. По сравнению с тем же периодом прошлого года в среднем по странам объем товарооборота возрос на 7,7 %, Во многих странах повысился средний уровень начисленной номинальной заработной платы. Вместе с тем в ряде стран сохраняется задолженность по ее выплате. На конец февраля в службах занятости числилось 3,7 миллиона граждан, ищущих работу, против 4,2 миллиона на конец февраля прошлого года.

 

Основные социально-экономические  показатели стран Содружества в  начале 2000 года

(начало 2000 г. в % к началу 1999 г.)

 

 

Страны СНГ

ВВП (в посто-янных  ценах)

Пром. Продук-ция (в постоян. ценах)

Перевозки грузов предпр. трансп-та ( без трубопров-го)

Денеж-ные доходы населе-ния

Денежные расх. насел-я  на покупку потреб. товаров и услуг

Розн. товрооб. (в пост. ценах)

Индексы цен произв-лей  пром.прод-ии

Индеек-сы потреб. цен

Азербайджан

107,4

104,5

110

122,2

109,7

109,1

122

101,4

Армения

101,4

101,0

69

107,1

110,8

114,5

104

100,0

Беларусь

107,0

108,6

86

393

373

119,3

287

336,7

Грузия

103,0

117,8

140

---

---

106,4

105

105,7

Казахстан

106,1

114,8

149

---

---

104,1

163

120,0

Кыргызстан

101,7

96,2

119

142,5

143,7

104,5

143

137,6

Молдова

95,6

107,0

92

---

---

106,2

136

140,0

Россия

103,2

113,0

111

132,3

136,9

107,0

156

125,1

Таджикистан

101,5

105,5

75

82,4

86,5

70,8

155

119,6

Туркменистан

---

---

---

---

---

---

---

---

Узбекистан

104,4

104,6

100,2

148,2

155,6

106,1

139

---

Украина

106,1

110,2

98,0

134,1

137,5

110,9

119

124,3


 

 

Постановлением правительства  Кыргызской Республики от 23 июня 1998 года № 379 была одобрена программа разгосударствления и приватизации государственной  собственности Кыргызской Республики на 1998-2000 годы. Процессы приватизации и обратные им процессы национализации происходят не только в Кыргызстане, но и во всем мире, причем в беспрерывном режиме. Разве что с различной степенью интенсивности и периодичностью. Кыргызстан в числе других стран СНГ так или иначе, но завершил процесс разгосударствления объектов социальной и коммунальной   сфер, включая жилье, службы бытового сектора, легкую и пищевую промышленности, частично сельское хозяйство и промышленное производство других областей. Цель первого этапа приватизации, который происходил в 1992-1993 гг. заключалась в устранение прямого государственного регулирования и передачи в частные руки сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На втором этапе (1994-1995 гг.) необходимо было провести преобразование в средних и крупных предприятиях промышленности,  строительства и транспорта. В это же время началась работа по управлению государственной доли в акционерных обществах и постепенное внедрение в практику работы таких элементов менеджмента, как внешнее и корпоративное управление. Это означает, что наша республика готова перейти к самому сложному этапу реформ – разгосударствлению и приватизации стратегически важных предприятий -  монополистов базовых отраслей экономики государства: энергетика, телекоммуникации, авиация, горнодобывающая, издательская.

На сегодняшний день такими объектами, приватизация которых  будет осуществляться в соответствии с концепциями и индивидуальными  программами, согласованными с Правительством КР, утвержденными Жогорку Кенешем КР, признаны АО «КыргызЭнерго», АО «Кыргыз Телеком» и АО Национальная авиакомпания «Кыргызтан Аба Жолдору», кроме того по мнению специалистов назрела необходимость в разгосударствление горнодобывающей промышленности и объектов курортно-рекреационного комплекса.

За годы приватизационной деятельности соответствующий орган  правительство КР (Фонд Государственного Имущества) накопили определенный опыт разгосударствления. В государственной  собственности находится 9,2 % предприятий, коммунальной – 5,3 % , и частной  собственности – 85,5 %. Из числа зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составили 34,5 тыс., или 84,8 % от общего их числа. Более половины, т.е. 52,2 % зарегистрированы в г. Бишкеке. Из общего числа зарегистрированных малых предприятий 91 % являются частными. Из общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов 88,4 % являются действующими. Это позволило выработать новую приватизационную программу до 2000 года с учетом исключительных особенностей стратегических объектов, чья форма собственности подлежит изменению в обозначенный период. В результате чего стратегия и тактика приватизации были пересмотрены и изменены. Прежде всего это коснулось темпов приватизации. Они были снижены. Поскольку стратегически важные для экономики республики отрасли: крупные промышленные предприятия и объединения составляющие основу национального богатства, должны быть приватизированы только в соответствии с отраслевыми концепциями или индивидуальными проектами разработанными на основе диагностического обследования финансово-экономического состояния объектов с учетом их стратегических, региональных, отраслевых и индивидуальных особенностей, а также с установлением этапов, порядка и условий приватизации, утвержденных Правительством КР.

Номинально в данную программу входят финансовое оздоровление предприятий, техническое перевооружение и реконструкция производства, что должно способствовать крупномасштабных инвестиций и стратегических инвесторов. Участие иностранного капитала всегда оказывает позитивное воздействие на эффективность работы предприятий (приток оборотного капитала, внедрение современных методов управления, ноу-хау, широкие связи в международных деловых кругах). Учитывая снижение котировок наших финансовых активов, происходящее на фоне ухода с кыргызского фондового рынка иностранного капитала, достижение этих целей особенно важно и необходимо для финансово-экономического развития нашей страны. Подспорьем этого может служить готовность стратегических инвесторов, в том числе из-за рубежа, вкладывать значительные объемы средств в реализацию долгосрочных производственных проектов. Базовые предпосылки для этого имеются.

Вопрос приватизации «голубых фишек» всегда имеет некоторый  политический оттенок и стратегические объекты экономики в этих процессах играет решающую роль. Поскольку когда «голубые фишки» приватизированы, тогда свернуть с пути рыночных и демократических реформ практически невозможно. Слишком большие потрясения может вызвать такой неестественный передел собственности. Поэтому приватизация стратегических объектов послужит для Кыргызстана дополнительной гарантией необратимости реформ.

В целом инвестиционная обстановка в Республике достаточно благоприятна. И если в настоящее  время мы не имеем желательного объема инвестиций, то это объясняется прежде всего мировым кризисом, а внутренними проблемами. Хотя безусловно, и они имеют определенное влияние. Кстати, за последние пятьдесят лет приватизационные процессы не раз давали достаточно сильный импульс к общей экономической ситуации. Это объясняется тем, что, во-первых, при продажи больших пакетов акций государства получало дополнительные денежные ресурсы и выравнивала социальные проблемы, во-вторых, оживлялась инвестиционная деятельность и интенсивность производственных процессов.

 

Глава 3 Глобализация развитых стран в мировой экономике

 

3.1 Глобализация как феномен 20 в.

 

Соразмерны  социально-политическим изменения  и в мировой экономической  системе. Принципиальный отказ большинства  бывших социалистических стран от централизованного  планирования экономики означал включение в 90-х годах в глобальную систему рыночной экономики масштабного потенциала и рынков этих стран. Речь, правда, шла о прекращении противоборства не двух примерно равных блоков, как это было в военно-политической области. Экономические структуры социализма никогда не представляли сколько-нибудь серьезной конкуренции западной экономической системе. В конце 80-х годов доля стран - членов СЭВ в валовом мировом продукте составляла порядка 9%, а промышленно развитых капиталистических стран -57%. Большая часть экономики «третьего мира» ориентировалась на рыночную систему. Поэтому процесс включения бывших социалистических экономик в мировое хозяйство имел скорее перспективное значение и символизировал завершение формирования или восстановление на новом уровне единой глобальной экономической системы. Качественные же ее изменения накапливались в рыночной системе еще до окончания холодной войны.

 В 80-е  годы в мире наметился широкий  прорыв в сторону либерализации  мировой экономики - сокращения государственной опеки над экономикой, предоставления больших свобод частному предпринимательству внутри стран и отказа от протекционизма в отношениях с зарубежными партнерами, что, правда, не исключало помощи со стороны государства при выходе на мировые рынки. Именно эти факторы в первую очередь обеспечили экономике ряда стран, например Сингапура, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи, беспрецедентно высокие темпы роста. Кризис, поразивший в последнее время ряд стран Юго-Восточной Азии, по мнению многих экономистов, явился следствием «перегрева» экономик в результате их быстрого взлета при сохранении архаичных политических структур, деформирующих экономическую либерализацию. Экономические реформы в Турции способствовали стремительной модернизации этой страны. В начале 90-х годов процесс либерализации распространяется на страны Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Чили, Мексику. Отказ от жесткого государственного планирования, сокращение бюджетного дефицита, приватизация крупных банков и госпредприятий, снижение таможенных тарифов позволили им резко повысить темпы экономического роста и выйти по этому показателю на второе место после стран Восточной Азии. В это же время аналогичные реформы, хотя и гораздо менее радикального характера, начинают пробивать себе дорогу в Индии. В 90-е годы пожинаются осязаемые плоды открытия экономики Китая внешнему миру.

Логическим  следствием этих процессов стала  существенная активизация международного взаимодействия национальных экономик. Темпы роста международной торговли превосходят мировые темпы внутриэкономического роста. Сегодня более 15% мирового валового продукта реализуется на зарубежных рынках. Вовлеченность в международную торговлю превратилась в серьезный и универсальный фактор роста благосостояния мирового сообщества. Завершение в 1994 г. Уругвайского раунда ГАТТ, предусматривающего дальнейшее существенное снижение тарифов и распространение либерализации торговли на потоки услуг, преобразование ГАТТ во Всемирную торговую организацию знаменовали выход международной торговли на качественно новый рубеж, повышение взаимозависимости мировой хозяйственной системы.

В последнее  десятилетие в этом же направлении  развивался значительно усилившийся  процесс интернационализации финансового  капитала. Особенно ярко это проявилось в интенсификации потоков международных инвестиций, которые с 1995 г. растут быстрее, чем торговля и производство. Это стало результатом существенного изменения инвестиционного климата в мире. Демократизация, политическая стабилизация и экономическая либерализация во многих регионах сделали их более привлекательными для зарубежных инвесторов. С другой стороны, произошел психологический перелом во многих развивающихся странах, которые осознали, что привлечение иностранного капитала является трамплином для развития, облегчает выход на международные рынки и доступ к новейшим технологиям. Это, разумеется, требовало частичного отказа от абсолютного экономического суверенитета и означало повышение конкуренции для ряда отечественных отраслей. Но примеры «азиатских тигров» и Китая побудили большинство развивающихся стран и государств с переходной экономикой включиться в соревнование за привлечение инвестиций. В середине 90-х годов объем иностранных инвестиций превысил 2 трлн. долл. и продолжает быстро расти. Организационно эту тенденцию закрепляет заметное повышение активности международных банков, инвестиционных фондов и бирж ценных бумаг. Еще одной гранью такого процесса является существенное расширение поля деятельности транснациональных корпораций, которые сегодня контролируют около трети активов всех частных компаний мира, а объем реализации их продукции приближается к валовому продукту экономики США.

Информация о работе Развитие мирового хозяйства