Развитие малого предпринимательства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

При написании реферата была поставлена цель – раскрыть сущность среды малого предпринимательства в Республике Казахстан, а также рассмотреть и проанализировать методы стимулирования малого бизнеса.

Содержание

Введение3
Состояние малого предпринимательства в РК4
Методы стимулирования малого предпринимательства6
Заключение11
Список используемых источников12

Работа содержит 1 файл

Реферат - Развитие малого предпринимательства в РК.docx

— 38.28 Кб (Скачать)

     Среди первоочередных действий в рамках программы  указываются такие меры, как развитие сети объектов инфраструктуры малого предпринимательства; повышение исполнительской дисциплины по исполнению действующего законодательства на местном уровне; обеспечение доступа к кредитным ресурсам на приобретение основных и оборотных средств; упрощение процедуры получения производственных помещений предприятиями, занятыми в реальном секторе экономики; разработка системы подготовки кадров и информационной поддержки малого бизнеса.

     Одним из главных условий, определяющих успешное развитие малого бизнеса, является наличие  элементов инфраструктуры, которые  обеспечивают деятельность субъектов  малого предпринимательства. В целях  формирования благоприятного институционального климата, направленного на формирование инфраструктуры малого предпринимательства, агентством инициировано создание вертикально  интегрированной структуры "Республиканский  информационно-выставочный центр  по малому предпринимательству". Структура  должна осуществлять трансферт технологий, инновацию, обучение вопросам предпринимательства  и менеджмента, научно обоснованные прогнозы потребности в специалистах и рабочих в территориальном  и отраслевом разрезах, оказание информационных услуг, организацию выставок продукции. Кроме того, деятельность центра будет  тесно увязана с секторальным изучением тенденций развития малого предпринимательства, выявлением наименее освоенных сфер и принятием решений, направленных на стимулирование развития предпринимательства в этих сферах. [2]

     Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства будет осуществляться через кредитование коммерческими  банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных  займов на тендерной основе, в том  числе и на льготных условиях через  Фонд развития малого предпринимательства. В целях обеспечения возвратности кредитов, предоставляемых банками, предполагается формирование в регионах залоговых фондов. В программе  также предусматривается бюджетное  софинансирование проектов совместно  с банками, а также создание системы  сельскохозяйственных кредитных союзов.

     Для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказов агентство считает целесообразным внедрение схемы предварительного кредитования субъектов малого предпринимательства. Кроме того, правительство должно ежегодно утверждать номенклатуру видов  товаров (работ, услуг), государственные  закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства, являющихся товаропроизводителями. В  то же время разработчики программы  считают вполне правомерным наложение  запрета на приобретение госучреждениями  импортных товаров, аналоги которых  выпускаются в Казахстане на предприятиях малого бизнеса, что даст гарантированный  спрос на отечественную продукцию. [2]

     Кадровое  научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства  в среднесрочной перспективе  подразумевает реализацию ряда мероприятий. Это касается подготовки преподавателей с ориентацией на предпринимательство  и малый бизнес; осуществление  трансферта лучшего отечественного и зарубежного опыта в Казахстанский  регион; развитие дистанционного бизнес-образования; формирование разветвленной сети обучающих  и консалтинговых центров.

     Мероприятия программы в основном будут осуществляться на региональном уровне. В свою очередь, местные администрации должны разработать  свои региональные программы, утверждаемые на сессиях маслихатов. Для выполнения плана мероприятий, предусмотренных двухлетней программой, предполагается ежегодное выделение средств из республиканского бюджета в объеме Т50 млн, а также финансирование местных бюджетов, банков, международных организаций, в рамках технической и консультативной помощи.

     Разработчики  документа рассчитывают, что по истечении  двух лет общий вклад малого предпринимательства  в валовой внутренний продукт  увеличится до 22%.

     Определенный  раздел отведен развитию малого предпринимательства  и в Указе Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 "О  дальнейших мерах по реализации Стратегии  развития Казахстана до 2030 года". 

     Уполномоченным  государственным органом в этой области является Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и  поддержке малого бизнеса, которое:

  • организует и координирует выполнение государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
  • разрабатывает и представляет в Правительство нормативные правовые акты, обеспечивающие поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • осуществляет международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства;
  • способствует формированию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства в регионах республики;
  • обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей;
  • осуществляет проверки государственных органов с заслушиванием должностных лиц указанных органов по вопросам, касающимся развития малого предпринимательства;
  • информирует Президента и Правительство Республики Казахстан о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства по вопросам защиты и государственной поддержки малого предпринимательства. [4]

     В целом, права предпринимателей в  Республике Казахстан защищаются:

  1. возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности;
  2. максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;
  3. ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами;
  4. принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом;
  5. установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;
  6. привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;
  7. запрещением исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов;
  8. иными средствами, предусмотренными законодательством.

     Особый  режим поддержки предусмотрен для  субъектов малого предпринимательства.

     Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
  • установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно спецификации);
  • создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
  • принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
  • предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
  • организация деятельности общественно-экспертных комиссий по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан и местных исполнительных органах.

     Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 17 октября 2000 года N 1543 создано закрытое акционерное общество "Республиканский  информационно-выставочный центр  по малому предпринимательству" (далее - РИВЦ) со 100-процентным участием государства  в его уставном капитале. [2]

     Основным  предметом деятельности РИВЦ определено:

  • участие в разработке и реализации государственных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
  • проведение научных исследований по проблемам малого предпринимательства;
  • создание и развитие информационной сети для субъектов предпринимательства;
  • организацию выставок;
  • развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы, учебные центры и другие объекты инфраструктуры);
  • организацию обучения лиц, занятых в сфере малого предпринимательства.

     Важно реализовать режимный подход развития малого бизнеса, нежели территориальный. Это значит выделение всего малого бизнеса в альтернативный сектор экономики и создание для него режима наибольшего благоприятствования, в частности:

  • минимизация потока административных и экономических барьеров, возникающих на пути предпринимателей;
  • пересмотр экономических и организационно-правовых льгот и преференций малого бизнеса в зависимости от их целесообразности и необходимости;
  • поиск новых, более эффективных методов финансовой, информационной, правовой поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование системы подготовки предпринимательских кадров и тому подобное.

     Главным принципом предлагаемой концепции  является экономическое регулирование  предпринимательской деятельности при обязательном согласовании экономических  интересов государства и предпринимателей.

     Реализация  данной концепции обусловлена необходимостью, во-первых, создания критической массы предпринимателей для усиления конкурентной борьбы, во-вторых, первоначальным накоплением капитала для перехода на качественно новую стадию развития рыночных отношений в республике. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Трудности развития в секторе малого бизнеса  Казахстана на современном этапе  дают основание для вывода о неблагоприятной  среде функционирования предпринимательства  республики, хаотичном характере  становления важнейшего сектора  экономики.

     Неблагоприятная отраслевая структура производимой малыми предпринимателями продукции  также говорит о проблемном становлении  данного сектора экономики в  Казахстане.

     Слабое, порой формальное, содействие государственных  структур и общества субъектам малого предпринимательства также ведет  к неустойчивости динамики численности  малых предприятий и занятых  в них работников; формированию нерациональной отраслевой структуры малого бизнеса; «бегству» предпринимателей от производства.

     Причины не только в тактических ошибках  и перегибах в развитии малого предпринимательства. Более серьезные, причинные основания кроются  в неразработанности дальновидной стратегии малого бизнеса, невыявленности соответствующих отраслевых региональных приоритетов, неотлаженности обратной связи и последовательного мониторинга.

     Решение назревших проблем видится в  первоочередном коренном совершенствовании  системы управления развития малого предпринимательства посредством  реализации концепции формирования благоприятной экономико-правовой среды малого предпринимательства Казахстана.

     Суть  концепции формирования благоприятной  экономико-правовой среды малого предпринимательства заключатся в создании условий деятельности малых предприятий, максимально приближенных к условиям комплексных зон свободного предпринимательства.

     Правовой  блок является первостепенной составляющей благоприятной среды малого бизнеса  республики. Отражение в правовых актах особенностей субъектов малого предпринимательства способствует устранению их менее выгодного конкурентного  положения в экономике по сравнению  с более крупными предприятиями, содействует развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ, формирует благоприятные правовые условия для выхода начинающих предпринимательских структур на рынок. [5]

     Актуальность  данного направления связана  с тем, что неустойчивость и противоречивость законодательства ведет не только к  бесконечным конфликтам предпринимателей и различных бюрократических  структур, но и к неуверенности  и невозможности субъектов малого бизнеса планировать свою деятельность даже на ближайшую перспективу. Финансово-кредитный и налоговый механизмы являются не менее важными составляющими благоприятной среды развития малого предпринимательства Казахстана. Недостаток финансовых средств, как правило, затрудняет создание новых и развитие действующих малых предприятий Казахстана.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РК