Среди
первоочередных действий в рамках программы
указываются такие меры, как развитие
сети объектов инфраструктуры малого
предпринимательства; повышение исполнительской
дисциплины по исполнению действующего
законодательства на местном уровне; обеспечение
доступа к кредитным ресурсам на приобретение
основных и оборотных средств; упрощение
процедуры получения производственных
помещений предприятиями, занятыми в реальном
секторе экономики; разработка системы
подготовки кадров и информационной поддержки
малого бизнеса.
Одним
из главных условий, определяющих успешное
развитие малого бизнеса, является наличие
элементов инфраструктуры, которые
обеспечивают деятельность субъектов
малого предпринимательства. В целях
формирования благоприятного институционального
климата, направленного на формирование
инфраструктуры малого предпринимательства,
агентством инициировано создание вертикально
интегрированной структуры "Республиканский
информационно-выставочный центр
по малому предпринимательству". Структура
должна осуществлять трансферт технологий,
инновацию, обучение вопросам предпринимательства
и менеджмента, научно обоснованные
прогнозы потребности в специалистах
и рабочих в территориальном
и отраслевом разрезах, оказание информационных
услуг, организацию выставок продукции.
Кроме того, деятельность центра будет
тесно увязана с секторальным
изучением тенденций развития малого
предпринимательства, выявлением наименее
освоенных сфер и принятием решений,
направленных на стимулирование развития
предпринимательства в этих сферах.
[2]
Финансово-кредитная
и инвестиционная поддержка малого
предпринимательства будет осуществляться
через кредитование коммерческими
банками приоритетных проектов за счет
привлечения целевых государственных
займов на тендерной основе, в том
числе и на льготных условиях через
Фонд развития малого предпринимательства.
В целях обеспечения возвратности
кредитов, предоставляемых банками,
предполагается формирование в регионах
залоговых фондов. В программе
также предусматривается бюджетное
софинансирование проектов совместно
с банками, а также создание системы
сельскохозяйственных кредитных союзов.
Для
расширения доступа субъектов малого
предпринимательства к выполнению
госзаказов агентство считает целесообразным
внедрение схемы предварительного
кредитования субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, правительство должно
ежегодно утверждать номенклатуру видов
товаров (работ, услуг), государственные
закупки которых должны осуществляться
у субъектов малого предпринимательства,
являющихся товаропроизводителями. В
то же время разработчики программы
считают вполне правомерным наложение
запрета на приобретение госучреждениями
импортных товаров, аналоги которых
выпускаются в Казахстане на предприятиях
малого бизнеса, что даст гарантированный
спрос на отечественную продукцию.
[2]
Кадровое
научно-методическое и информационное
обеспечение малого предпринимательства
в среднесрочной перспективе
подразумевает реализацию ряда мероприятий.
Это касается подготовки преподавателей
с ориентацией на предпринимательство
и малый бизнес; осуществление
трансферта лучшего отечественного
и зарубежного опыта в Казахстанский
регион; развитие дистанционного бизнес-образования;
формирование разветвленной сети обучающих
и консалтинговых центров.
Мероприятия
программы в основном будут осуществляться
на региональном уровне. В свою очередь,
местные администрации должны разработать
свои региональные программы, утверждаемые
на сессиях маслихатов. Для выполнения
плана мероприятий, предусмотренных двухлетней
программой, предполагается ежегодное
выделение средств из республиканского
бюджета в объеме Т50 млн, а также финансирование
местных бюджетов, банков, международных
организаций, в рамках технической и консультативной
помощи.
Разработчики
документа рассчитывают, что по истечении
двух лет общий вклад малого предпринимательства
в валовой внутренний продукт
увеличится до 22%.
Определенный
раздел отведен развитию малого предпринимательства
и в Указе Президента Республики
Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 "О
дальнейших мерах по реализации Стратегии
развития Казахстана до 2030 года".
Уполномоченным
государственным органом в этой
области является Агентство Республики
Казахстан по регулированию естественных
монополий, защите конкуренции и
поддержке малого бизнеса, которое:
- организует
и координирует выполнение государственных
программ поддержки и развития малого
предпринимательства;
- разрабатывает
и представляет в Правительство нормативные
правовые акты, обеспечивающие поддержку
и развитие малого предпринимательства;
- осуществляет
международное сотрудничество в области
поддержки и развития малого предпринимательства;
- способствует
формированию и развитию инфраструктуры
малого предпринимательства в регионах
республики;
- обеспечивает
развитие системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров в области
малого предпринимательства;
- осуществляет
контроль за соблюдением законодательства,
направленного на защиту прав предпринимателей;
- осуществляет
проверки государственных органов с заслушиванием
должностных лиц указанных органов по
вопросам, касающимся развития малого
предпринимательства;
- информирует
Президента и Правительство Республики
Казахстан о принятых мерах по устранению
причин и условий, способствующих нарушению
законодательства по вопросам защиты
и государственной поддержки малого предпринимательства.
[4]
В
целом, права предпринимателей в
Республике Казахстан защищаются:
- возможностью
осуществления предпринимательской деятельности
без получения чьих-либо разрешений, кроме
лицензируемых видов деятельности;
- максимально
простым явочным порядком регистрации
всех видов предпринимательства во всех
сферах экономики в одном регистрирующем
органе;
- ограничением
законодательными актами проверок предпринимательской
деятельности, осуществляемых государственными
органами;
- принудительным
прекращением предпринимательской деятельности
только по решению суда, вынесенному по
основанию, предусмотренному законодательным
актом;
- установлением
законодательными актами перечня работ,
видов товаров и услуг, которые запрещены
для частного предпринимательства, запрещены
или ограничены для экспорта или импорта;
- привлечением
государственных органов, должностных
лиц, а также иных лиц и организаций к установленной
законодательством имущественной ответственности
перед предпринимателями за неправомерное
воспрепятствование их деятельности;
- запрещением
исполнительным контрольным и надзирающим
органам вступать в договорные отношения
с субъектами предпринимательства на
предмет выполнения обязанностей, являющихся
функциями этих органов;
- иными средствами,
предусмотренными законодательством.
Особый
режим поддержки предусмотрен для
субъектов малого предпринимательства.
Государственная
поддержка малого предпринимательства
осуществляется по следующим направлениям:
- организация
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для субъектов малого
предпринимательства;
- создание
льготных условий использования субъектами
малого предпринимательства государственных
финансовых, статистических, материально-технических
и информационных ресурсов, а также научно-технических
разработок и технологий;
- установление
упрощенного порядка государственной
регистрации субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации
их продукции;
- установление
правового режима благоприятствования
для субъектов малого предпринимательства,
включающего в себя льготный режим налогообложения,
уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы,
имущественные гранты, налоговые кредиты,
снижение ставок налогов, льгот по таможенным
пошлинам согласно спецификации);
- создание
системы привлечения и использования
инвестиций, включая иностранные, для
поддержки и развития субъектов малого
предпринимательства;
- поддержка
внешнеэкономической деятельности субъектов
малого предпринимательства, включая
развитие их торговых, научно-технических,
производственных и иных связей с зарубежными
партнерами;
- принятие
специальных программ кредитования субъектов
малого предпринимательства с определением
финансовых источников;
- предоставление
преференций субъектам малого предпринимательства
при размещении государственных закупок
на производство продукции, выполнение
работ, услуг;
- организация
деятельности общественно-экспертных
комиссий по развитию малого предпринимательства
при Правительстве Республики Казахстан
и местных исполнительных органах.
Постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 17 октября 2000 года N 1543 создано закрытое
акционерное общество "Республиканский
информационно-выставочный центр
по малому предпринимательству" (далее
- РИВЦ) со 100-процентным участием государства
в его уставном капитале. [2]
Основным
предметом деятельности РИВЦ определено:
- участие в
разработке и реализации государственных
программ развития и поддержки малого
предпринимательства;
- проведение
научных исследований по проблемам малого
предпринимательства;
- создание
и развитие информационной сети для субъектов
предпринимательства;
- организацию
выставок;
- развитие
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
(технопарки, бизнес-инкубаторы, учебные
центры и другие объекты инфраструктуры);
- организацию
обучения лиц, занятых в сфере малого предпринимательства.
Важно
реализовать режимный подход развития
малого бизнеса, нежели территориальный.
Это значит выделение всего малого бизнеса
в альтернативный сектор экономики и создание
для него режима наибольшего благоприятствования,
в частности:
- минимизация
потока административных и экономических
барьеров, возникающих на пути предпринимателей;
- пересмотр
экономических и организационно-правовых
льгот и преференций малого бизнеса в
зависимости от их целесообразности и
необходимости;
- поиск новых,
более эффективных методов финансовой,
информационной, правовой поддержки малого
предпринимательства;
- совершенствование
системы подготовки предпринимательских
кадров и тому подобное.
Главным
принципом предлагаемой концепции
является экономическое регулирование
предпринимательской деятельности
при обязательном согласовании экономических
интересов государства и предпринимателей.
Реализация
данной концепции обусловлена необходимостью,
во-первых, создания критической массы
предпринимателей для усиления конкурентной
борьбы, во-вторых, первоначальным накоплением
капитала для перехода на качественно
новую стадию развития рыночных отношений
в республике. [2]
Заключение
Трудности
развития в секторе малого бизнеса
Казахстана на современном этапе
дают основание для вывода о неблагоприятной
среде функционирования предпринимательства
республики, хаотичном характере
становления важнейшего сектора
экономики.
Неблагоприятная
отраслевая структура производимой
малыми предпринимателями продукции
также говорит о проблемном становлении
данного сектора экономики в
Казахстане.
Слабое,
порой формальное, содействие государственных
структур и общества субъектам малого
предпринимательства также ведет
к неустойчивости динамики численности
малых предприятий и занятых
в них работников; формированию нерациональной
отраслевой структуры малого бизнеса;
«бегству» предпринимателей от производства.
Причины
не только в тактических ошибках
и перегибах в развитии малого
предпринимательства. Более серьезные,
причинные основания кроются
в неразработанности дальновидной
стратегии малого бизнеса, невыявленности
соответствующих отраслевых региональных
приоритетов, неотлаженности обратной
связи и последовательного мониторинга.
Решение
назревших проблем видится в
первоочередном коренном совершенствовании
системы управления развития малого
предпринимательства посредством
реализации концепции формирования
благоприятной экономико-правовой
среды малого предпринимательства Казахстана.
Суть
концепции формирования благоприятной
экономико-правовой среды малого предпринимательства
заключатся в создании условий деятельности
малых предприятий, максимально приближенных
к условиям комплексных зон свободного
предпринимательства.
Правовой
блок является первостепенной составляющей
благоприятной среды малого бизнеса
республики. Отражение в правовых
актах особенностей субъектов малого
предпринимательства способствует
устранению их менее выгодного конкурентного
положения в экономике по сравнению
с более крупными предприятиями,
содействует развитию и проявлению
их социально-экономических преимуществ,
формирует благоприятные правовые условия
для выхода начинающих предпринимательских
структур на рынок. [5]
Актуальность
данного направления связана
с тем, что неустойчивость и противоречивость
законодательства ведет не только к
бесконечным конфликтам предпринимателей
и различных бюрократических
структур, но и к неуверенности
и невозможности субъектов малого бизнеса
планировать свою деятельность даже на
ближайшую перспективу. Финансово-кредитный
и налоговый механизмы являются не менее
важными составляющими благоприятной
среды развития малого предпринимательства
Казахстана. Недостаток финансовых средств,
как правило, затрудняет создание новых
и развитие действующих малых предприятий
Казахстана.