Развитие кредитной системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение кредитной системы, как одного из элементов аккумуляции и распределения денежных средств, а также особенностей ее развития в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность, значение, модели и принципы построения кредитной системы;
изучить становление и современное состояние банковской системы Республики Беларусь;
рассмотреть особенности специализированных финансово-кредитных учреждений Республики Беларусь;
обозначить направления развития кредитной системы Республики Беларусь.

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 Понятие, функции и сущность кредитной системы…………………….
7
2 Кредитная система Республики Беларусь, ее значение, модель, принципы построения……………………………………………………….

12
2.1 Банковская система Республики Беларусь как ключевое звено кредитной системы………………………………………………………….

14
2.2 Становление и развитие банковской системы Республики Беларусь...
17
2.3 Специализированные финансово-кредитные учреждения Республики Беларусь………………………………………………………...

24
3. Направления развития кредитной системы Республики Беларусь…….
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.docx

— 98.75 Кб (Скачать)

Особую разновидностью специальных  кредитно-финансовых организаций являются почтово-сберегательные учреждения, формирующие  почтово-сберегательную систему. Одним  из важнейших и старейших элементов  данной системы являются почтово-сберегательные банки, исторически возникшие как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Почтово-сберегательные учреждения через почтовые отделения аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции почтово-сберегательных учреждений, характерные для банков, все больше стираются грани между положением банковского законодательства и областей финансового законодательства относительно предмета деятельности и видов услуг, предоставляемых различными кредитными учреждениями.

Сберегательные банки  в мировой кредитной системе  занимают особое место. Они создавались  в большинстве стран по инициативе государства или частных лиц  для привлечения мелких сбережений и использования их в общих интересах (помощь государству, органам местного самоуправления), не преследуя при этом цели извлечения прибыли. В настоящее время сберегательные банки имеют особый юридический статус, а их деятельность их льготы регулируются специальными нормативными актами, позволяющими населению брать долгосрочные кредиты на строительство жилья под низкий процент. Главной целью сбербанков является не получение прибыли, а оказание услуг государству и населению, причем во всех странах сберегательные кассы и сберегательные банки привлекают значительную долю всех вкладов населения (обычно от трети до половины) [22, с. 250].

Необходимо отметить, что  в Республике Беларусь, рассмотренные  виды специальных кредитно-финансовых организаций распространение не получили.

Отнесение к специальным  кредитно-финансовым организациям ломбардов, кредитных товариществ, обществ взаимного кредита обусловлено рядом обстоятельств.

Так, ломбарды представляют собой кредитные учреждения выдающие ссуды под залог движимого  имущества. В зависимости от степени  участия государства и частного капитала в деятельности ломбардов выделяются государственные ломбарды, коммунальные ломбарды, частные ломбарды, ломбарды смешанного типа (с участием частного и государственного капитала).

Ломбарды специализируются на потребительском кредите под  обеспечение в виде залога движимого  имущества, включая драгоценные  металлы и камни (за исключением  ценных бумаг). Ссуды выделяются в  основном в краткосрочные (до 3 месяцев) в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Наряду с ссудами под залог практикуются также операции по хранению ценностей клиентом, а также продажа имущества на комиссионных началах.

Особенностью организации  кредитных операций ломбардами являются отсутствие кредитного договора с клиентом и отсутствием залогового обязательства. При выдаче ссуды под залог клиент получает залоговый билет (или иной документ, удостоверяющий факт залога и выдачи ссуды), как правило, на предъявителя и имеющий регистрационный номер в журнале регистрации, где указываются реквизиты заемщика и основные условия сделки. По большинству кредитных сделок предусматривается льготный срок, по истечении которого заложенное имущество может быть продано.

В отличие от предыдущих видов специальных кредитно-финансовых организаций ломбарды в Республики Беларусь получили достаточно широкое распространение и, при этом наблюдается рост данного вида кредитно-финансовых учреждений. Однако большинство из них являются государственными и не выполняют весь комплекс операций, свойственных для ломбардов. Их деятельность, как правило, ограничивается организацией выдачи ссуд по залог драгоценных металлов и камней сроком до трех месяцев. Выдачу ссуд под залог движимого имущества осуществляют в основном частные организации, но и они имеют значительно узкий перечень видов движимого имущества: дорогостоящая фото- и видеоаппаратура, цифровые фотоаппараты, мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. При этом число организаций, работающих с таким видом залогового имущества, не велико, порядка 7% .

Кредитные товарищества, общества и союзы – это кредитные  кооперативы, организуемые определенными  группами частных лиц или мелких кредитных учреждений. Кредитные союзы бывают двух основных типов:

  1. организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного кредита;
  2. в виде добровольных объединений самостоятельных кредитных товариществ, например, ссудосберегательных товариществ, обществ взаимного кредита, кооператоров и т.д.

Кредитные союзы или товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных  товариществ формируется путем  покупки паев и оплаты обязательного  вступительного взноса, который при  выбытии не возвращается. Основными  пассивными операциями являются привлечение вкладов и размещение займов. Основные активные операции – ссудные, комиссионные, торгово-посреднические операции.

Общества взаимного кредита  представляют особый вид кредитных  учреждений, близких по характеру  деятельности к банкам, обслуживающим малый и средний бизнес. Общество создается физическими лицами или субъектами малого предпринимательства, добровольно объединившихся на основе общности финансовых интересов. Цель общества взаимного кредита состоит в оказании услуг, направленных на улучшение социально-экономического положения его членов.

Наиболее разработанными и популярными у населения большинства стран финансовыми услугами общества взаимного кредита являются:

  • сберегательные счета, включающие в себя простой сберегательный счет, срочный сберегательный счет, вклад до востребования, специальный счет для отдельных групп вкладчиков с целью получения последними налоговых льгот, например, по пенсионным счетам;
  • кредиты, включающие в себя кредит без обеспечения или «кредит под подпись», кредит с обеспечением, возобновляемый кредит, коммерческий кредит.

В настоящее время существует ряд финансовых учреждений, которые напрямую не входят в состав кредитно-финансовых учреждений, но очень близки к последним. К ним относятся страховые учреждения.

Страхование является способом мобилизации средств частных  лиц в дополнение к депозитному (заемному) и трастовому способам. Страховые компании собирают страховые взносы (премии) с честных лиц для того, чтобы возвратить им эти средства через некоторое время по наступлении определенных условий.

Страховые операции сами по себе прибыли не приносят, поскольку  они получают от инвестирования временно находящихся в их распоряжении взносов клиентов.

Финансовые компании образуются с целью содействия формированию рынка ценных бумаг, мобилизации  временно свободных денежных средств  для их последующего инвестирования и т.д. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность по ценным бумагам, размещают денежные средства в ценные бумаги, проводят различного рода консультации, занимаются эмиссией ценных бумаг и т.д. Иногда они занимаются кредитованием продажи в рассрочку потребительских товаров длительного пользования, а также операциями с недвижимостью.

Пенсионные фонды представляют собой совокупность пенсионных касс, созданных отдельными предприятиям или группой предприятий (частные  пенсионные фонды) и государственным  сектором. Пенсионные фонды аккумулируют взносы наемных работников и предпринимателей, управляют этими денежными средствами, а при выходе вкладчика на пенсию выплачивают ему лидо единовременную сумму, либо пожизненную сумму.

В Республике Беларусь данный фонд носит государственный характер. Его функции выполняет Фонд социальной защиты населения при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. Фондом аккумулируется два вида пенсионных фондов: пенсионное страхование и профессионально-пенсионное страхование за работу в особых условиях.

Инвестиционные фонды  специализируются на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и последующим размещением этих денежных средств в ценные бумаги других юридических лиц с целью получения прибыли.

Возникновению расчетно-кассовых центров связано с необходимостью осуществления комплекса банковских услуг для юридических и физических лиц. Расчетно-кассовые центры проводят операции по открытию счетов (включая корреспондентские), осуществляют прием и зачисление на соответствующий счет денежные средства, производят различного рада платежи, дают консультации и т.д. [22, с. 257].

Данный вид кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь представлены в виде отделений (центов банковских услуг) крупных, как правило, государственных банков: ОАО «Белагропромбанк», ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белгазпромбанк» и другие. Частный капитал в  настоящее время в данных институтах не участвует.

Если рассматривать в  целом положение небанковских (специальных) кредитно-финансовых организаций в  Республике Беларусь, то можно отметить что данные организации в настоящее время не получили широкого распространения. Ряд организаций, зарегистрированных как ООО или АО (лизинговые, финансовые, торговые, страховые компании), фактически занимаются посреднической деятельностью на рынках финансовых услуг (через банки), а права самостоятельного совершения банковских операций не имеют. Для получения такого права небанковская организация должна (наравне с банками) сформировать уставной капитал в размере 25 млн. евро, получить лицензию на осуществление банковской деятельности; на нее будет распространяться требования соблюдения ряда экономических нормативов[24, с. 306].

 

2.3 Становление и развитие банковской системы Республики Беларусь

 

Становление банковской системы предопределено историческими особенностями становления  государства.

Банковская реформа в Республике Беларусь началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х - 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы, характерная для современной экономики.

В начале 90-х годов в Республике Беларусь была сформирована стандартная, можно сказать, банковская двухуровневая система и начала она работать по общепринятым международным стандартам, то в последние годы значительно возросла регулирующая, контролирующая роль государства как в экономике в целом, так и в банковской сфере в частности. На становление банковской системы свой отпечаток и сохраняющееся в тот период такое явление, как множественность валютных курсов.

В становлении банковской системы  существенное значение сыграло принятие 14 декабря 1990 г. Закона Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности».

С 2000 года проводилась стабилизационная политика в банковской деятельности. Главным образом это коснулось  законодательной базы. Так, например:

В 2001 году – утверждена Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности

В 2005 году был издан Банковский кодекс;

В 2006 году утверждены:

  • Инструкция о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
  • Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
  • Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженны на балансе;

В 2009 году принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «О резервном фонде банка и небанковской кредитно-финансовой организации».

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей  в деятельности Национального банка  Республики Беларусь. Это сложная  и многоплановая задача, решение  которой достигается совместными  усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и  ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Развитие банковской системы  в 2006-2010 гг. предопределялось складывающейся макроэкономической ситуацией и проводимой Национальным банком совместно с Правительством денежно-кредитной политики.

Прошедший пятилетний период характеризовался неоднородной динамикой  экономического развития страны. До наступления  мирового финансово-экономического кризиса  проводимая Правительством экономическая  политика обеспечила положительную динамику основных макроэкономических показателей, включая высокие темпы экономического роста, реальных денежных доходов населения, низкий уровень безработицы.

Однако начиная с сентября 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса  отмечаются ухудшения экономической  конъюнктуры, снижение спроса и цен на ряд белорусских товаров на внешнем рынке, деловой и инвестиционной активности, замедление темпов роста денежных доходов населения, ухудшение платежного баланса страны, сокращение объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на финансовое положение ряда организаций нефинансового сектора.

Информация о работе Развитие кредитной системы Республики Беларусь