Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разобраться в том, что же такое ипотека, в частности в России.
Чтобы достичь этой цели, ставится ряд задач:
- выяснить, как зародилась ипотека;
- выяснить, как в настоящее время определяется ипотека и что является/ не является ее объектами;
- определить, какие существуют виды ипотеки, и по каким признакам ее можно классифицировать;
- узнать, какие законы регулируют процесс ипотечного кредитования;
- выяснить, на какой стадии развития находится сегодняшнее ипотечное кредитование, а именно: проблемы и перспективы развития.
Введение
Глава I. Ипотечное кредитование
-1.1 Определение ипотеки
-1.2 Характерные черты ипотеки
-1.3 Принципы ипотечного кредитования
-1.4 Объект ипотеки
-1.5 Процесс ипотечного кредитования
-1.6 Преимущества ипотеки перед обычным кредитом
-1.7 Классификация ипотеки
-1.8 Виды ипотечных кредитов
Глава II. Схемы ипотечного кредитования в России
-2.1 Схемы ипотечного кредитования в России
-2.2 Сравнение ипотечных программ банков России
-2.3 ДИНАМИКА ОБЪЕМА ВЫДАЧИ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ И ДОЛИ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ В РУБЛЯХ В 2007-2012 ГГ.
Глава III. Проблемы и пути развития ипотечного кредитования в России
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-Приложение
2.2 Сравнение ипотечных программ банков России
Несмотря на затянувшуюся неопределенность европейского долгового кризиса, первое
полугодие 2012 года было очень успешным для российского ипотечного рынка. За этот период
населению предоставлено почти 296 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 429,5 млрд
рублей, что в 1,6 раза превышает уровень шести месяцев 2011 года в денежном и в 1,5 раза – в
количественном выражении. Такие объемы выдачи в первом полугодии являются
максимальными не только за пост кризисный период с 2008 года, но и за всю историю
наблюдений показателя выдачи ипотечных кредитов Банком России
Общие тенденции развития рынка ипотечного жилищного кредитования, наблюдавшиеся
по России в целом, были характерны и для большинства региональных ипотечных рынков –рост объемов выдачи сопровождался увеличением ставок выдачи ипотечных кредитов по
сравнению с уровнем, достигнутым в конце 2011 года. Тем не менее, следует отметить, что в I квартале 2012 года, по сравнению с I кварталом 2011 года, ставки в большинстве
регионов снизились. Это объясняется тем, что основное снижение ставок, происходившее в 2011 году, пришлось на период с мая по ноябрь.
По итогам I квартала 2012 года разброс ставок по регионам незначительно увеличился и
составил 4 п.п. Самая высокая ставка ‐ 13,2% (Республика Тыва), а самая низкая – 9,2%
(Оренбургская область). В I квартале 2011 года разброс ставок по регионам составлял 3,5
п.п. ‐ от 13,3% (Республика Тыва) до 9,8% (Ингушетия). Средние по России ставки 11,9-12,3%
зафиксированы в 48 российских регионах, в том числе, в Москве, Орловской и Рязанской
областях, Томской области, Краснодарском Крае и Калининградской области.
По сравнению с уровнем конца 2011 года, в 57 регионах ставки выросли, снизились в 15, а
не изменились – в 11.
Одновременно со снижением ипотечных ставок наблюдался и рост объемов выдачи
кредитов во всех регионах России, за исключением республики Алтай, где произошло
снижение на 29%.
За I квартал 2012 года суммарный объем выдачи ипотечных кредитов пятеркой регионов-
лидеров (Москва, Тюменская, Московская и Свердловская области, а также Санкт-
Петербург) составил 63,8 млрд рублей (35,2% от общего объема выдачи). Это практическистолько же, как и за I квартал 2011 года (37,7%), что свидетельствует о достаточно стабильной концентрации рынка.
Самый значительный рост произошел в Республике Ингушетия (в 8 раз). Это обусловлено
эффектом «низкой базы». В I квартале 2011 года в этом регионе был выдан всего 1
ипотечный кредит на сумму 2 млн рублей. Текущий объем выдачи ипотеки в регионе также остается незначительным.
Рост в 2,2 раза и более (т.е. более чем на 30% выше среднероссийского) наблюдался в 14
регионах, в том числе крупных экономически развитых регионах: Республике Башкортостан и Ленинградской области (2,2 раза в каждом регионе), Орловской области (2,7 раза).
Рост объема ипотечного кредитования в пределах 1,2-2,2 раза (+/- 30% от среднероссийского уровня) наблюдался в большинстве регионов страны (всего в 70), в том числе, Москве – в 1,7 раза, Московской области –1,9, Санкт-Петербурге – 1,8, Тюменской области – 1,2.
Глава III. Проблемы и пути развития ипотечного кредитования в России
Для развития ипотечного кредитования в нашей стране существует ряд факторов, которые являются наиболее благоприятными для отдельных субъектов ипотеки.
Так, например, для населения можно выделить следующие благоприятные факторы:
* разгосударствление
жилищного фонда (доля
* возникновение среднего класса (около 16% населения), т.е. слоя населения, имеющего высокую кредитоспособность и достаточные доходы для обслуживания и возврата ипотечных кредитов;
* изменение структуры
спроса населения на жилье,
обусловленное не только
* повышение подвижности
населения в пределах
* рост понимания значимости
недвижимости как объекта
Для предпринимателей тоже существуют определенные благоприятные факторы. Это:
• разгосударствление строительного комплекса и обострение конкуренции, в том числе со стороны иностранных подрядчиков;
• острая заинтересованность в преодолении спада в экономике и увеличении объемов жилищного строительства;
• стремление к модернизации предприятий стройиндустрии и улучшению технологий строительства для обеспечения возросших потребностей покупателей жилья и укрепления конкурентоспособности в соперничестве с иностранными подрядчиками и поставщиками;
• возникновение сети
новых предпринимательских
Для банков этими благоприятными факторами являются:
› укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования;
› выполнение ведущими банками пробных (пилотных) проектов ипотечного кредитования и обучения специалистов ипотечному делу;
› стимулирование со стороны государства финансирования реального сектора экономики и инвестиционных потребностей населения;
› активизация государственных и местных органов власти в поддержке проектов ипотечного кредитования граждан;
› создание инфраструктуры рынка недвижимости;
› создание структур вторичного рынка ипотечных кредитов (Агентство по жилищному ипотечному кредитованию)
Благоприятными факторами для органов государственной и местной власти являются следующие факторы:
- появление новой возможности решения жилищной проблемы;
- укрепление и расширение
среднего класса, рост занятости
населения и связанное с этим
повышение социальной
- оживление деловой
активности на рынке жилья,
в строительной отрасли и
Однако в нашей стране в настоящее время ипотечные отношения не приобрели того размаха и той зрелости, какими им надлежит быть. Поэтому актуален анализ причин, сдерживающих становление и развитие таких отношений.
Факторы, негативно влияющие на отечественный ипотечный рынок:
целенаправленная
пассивность всех ветвей
власти в создании развитого поля
в отношении ипотечных
отсутствие заметных подвижек со стороны властных структур в формировании осмысленных экономических механизмов для обеспечения устойчивой финансовой базы ипотечных отношений, исходя из имеющихся внутренних ресурсов. Несмотря на все имеющиеся сложности с финансами, их в стане вполне достаточно (однако в большинстве мест и случаев неиспользуемых по объективным и субъективным обстоятельствам), чтобы уже на начальном этапе развернуть вполне масштабное и динамичное возрождение национального ипотечного рынка;
российские банки
структуры, так или иначе занимающиеся проблемами ипотеки, ориентированы на использование только своего потенциала.
Многие специалисты
склонны видеть причины проблем
не в самой ипотечной системе,
а в общих экономических
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ипотека позволяет мобилизовать значительную часть сбережений населения и средств инвесторов и направить их в важнейшие отрасли хозяйства, прежде всего связанные с жилищным строительством. Зарубежный опыт и опыт российских регионов, где развивается ипотека, показывает, что ипотечное кредитование обладает как минимум четырёхкратным мультипликативным эффектом, т.е. каждый рубль кредита в конечном итоге вовлекает в хозяйственный оборот не менее четырёх рублей средств населения. Поэтому благодаря ипотеке можно задействовать огромные финансовые ресурсы, которые хранятся на руках населения в виде наличной иностранной валюты и объёмы которых сопоставимы с государственным бюджетом страны. Одновременно ипотека будет способствовать восстановлению доверия к государственным и коммерческим банкам, поскольку граждане, кредитующиеся в банке, как правило, держат в нём свои депозитные и расчётные счета. Ипотечное кредитование и есть тот механизм, который обеспечивает взаимосвязь между денежными ресурсами населения, банками и предприятиями стройиндустрии, направляя финансовые средства в реальный сектор экономики.
Развитие системы ипотечного жилищного кредитования не может не оказать положительного влияния на развитие строительного комплекса страны и смежных с ним отраслей. Вливание крупных сумм внебюджетных средств в покупку и строительство жилья способно дать "второе" дыхание строительному комплексу страны. Бурный рост строительства недорогого жилья может и должен привести к расширению производства отечественных стройматериалов, разработке новых строительных технологий, архитектурных проектов, развитию многих смежных отраслей экономики страны.
И подытоживая все сказанное выше, без преувеличения можно констатировать, что, несмотря на определенные трудности, отечественный рынок ипотечного кредитования является развивающимся и с течением времени станет основным способом решения жилищных проблем граждан России. Свидетельством тому является современный российский рынок ипотечных продуктов, который начинает быть похожим на аналогичные рынки экономически развитых стран. В подходах к позиционированию банков, к обретению собственной клиентской базы появляются элементы системности, обусловленные сложившейся необходимости конкурировать и бороться практически за каждого клиента. В этой связи обретает новый смысл понятие маркетинга ипотечных услуг в деятельности субъектов ипотечного кредитования как системного, обоснованно структурированного комплекса мероприятий по привлечению новых клиентов, их сопровождение и реализация услуг.
Информация о работе Развитие Ипотечного кредитования в России