Расчет продолжительности кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 15:00, практическая работа

Описание работы

Этот исследовательский отчет был подготовлен ABARUS Market Research исключительно в информационных целях. ABARUS MR не гарантирует точности и полноты собранного материала для любых целей. Данные, представленные в этом отчете, не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям.

Работа содержит 1 файл

Расчет продолжительности кризиса (открытое исследование).doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     Положительные моменты:

     Ослабление  дефицита ликвидности в экономике, сохранение текущей работоспособности важных участников рынка – в сфере производства, обращения и торговли.

     Отрицательные моменты:

     Полученные  от государства средства не в полной мере были направлены на нужды повышения ликвидности в межбанковском обращении. Часть банков воспользовались экстренной помощью государства в собственных целях и во вред экономике (перевод денег в иностранные банки, в высокорисковые кредиты и т.д.). Зафиксированные злоупотребления, с одной стороны, будут вынуждать государство осуществлять непроизводительные издержки в ужесточение системы контроля, а с другой стороны, усиливать недоверие населения к политике, проводимой правительством. Кроме этого, выборочная помощь всегда чревата перекосами в функционировании экономики.

     Оценка  влияния фактора: ограниченно-позитивный в краткосрочном периоде, негативный в долгосрочном.

     Повышение резервной ставки

     Повышение центральным банком РФ резервной ставки с 11 до 12%, а затем и до 13%, как официально объявлено, делается для того, чтобы рублевые ставки стали больше валютных, с тем чтобы противодействовать оттоку капитала, принявшему в последние месяцы массовый масштаб ($24,6 млрд в сентябре и $50,4 млрд – в октябре, на ноябрь уже практически ничего не осталось) на фоне сокращения валютных резервов страны, расходуемых на поддержание необходимой ликвидности в экономике. Отчасти данный шаг стал вынужденным следствием предыдущего, поскольку некоторые полученные банками средства были замечены в нецелевом использовании, в том числе и выводе в зарубежные активы. В совокупности с массовым оттоком капитала, упомянутым выше, такая ситуация не могла не обеспокоить финансовые власти страны.

     Несмотря  на то, что повышение резервной ставки подразумевает укрепление надежности банковской сферы, при этом изымается часть ликвидности из свободного обращения, что в условиях нехватки денег в стране кажется абсурдным шагом. Именно поэтому политика властей вызывает бурные дискуссии в экспертной среде. Во всем развитом мире сейчас ставки центральных банков находятся в диапазоне от 1 до 3%, что призвано подкреплять потребительский спрос и снижать выплаты по кредитам.

     Однако  положение России в глобальной системе, несмотря на отдельные преимущества, все-таки имеет свои существенные слабые места, которые сейчас правительство и прикрывает. Российский рубль как валюта, несмотря на все усилия по его укреплению, которые предпринимало государство в последние два года, по-прежнему проигрывает в глазах российских граждан (не говоря уже об иностранных инвесторах) по степени надежности доллару, евро, йене и ряду других валют. Поэтому подражание другим странам в насыщении рынка собственной валютой для стимулирования спроса могло бы привести к роковым последствиям для экономики, так как в условиях высокой неопределенности большая часть полученных рублей не шла бы на потребление, а переводилась бы в валюту, вызвав тем самым неконтролируемую девальвацию рубля и катастрофические дисбалансы в экономической системе. Вместо этого правительство выбрало контролируемую девальвацию, о которой речь пойдет ниже, а также повышение резервной ставки в качестве сдерживающего инструмента.

     Отрицательные моменты:

     Несмотря  на то, что ставка рефинансирования, по идее, является ориентиром при определении величины процентной ставки по вкладам для банков, российский финансовый рынок не слишком ориентируется на ставку ЦБ, поэтому ожидать пропорционального повышения депозитных ставок по всей банковской системе страны не стоит. Кроме того, вынужденная одновременная девальвация рубля все равно медленно обесценивает рубли. Поэтому такое сочетание инструментов вряд ли приведет к росту привлекательности рублевых депозитов. А вот дополнительному росту кредитных процентов, которые из-за снижения ликвидности и роста рисков и так достигают сейчас 20-25%, это вполне может способствовать. Удорожание денег в экономике не лучшим образом сказывается на инвестиционной и текущей активности. Поэтому возмущение участников рынка и населения, страдающих от кризиса неплатежей и падения доходов, вполне понятно.

     Можно встретить мнения, что ставка рефинансирования в создавшейся ситуации вообще ни на что не влияет. Тогда почему же ее повышение подвергается столь резкой критике? Видимо, только потому, что эти действия явно расходятся с практикой зарубежных правительств.

     Положительные моменты:

     С учетом вышеизложенного можно сделать  вывод – российское правительство в создавшейся ситуации делает правильные шаги. Нельзя наполнять экономику деньгами, если они все равно большей частью будут утекать либо в валютные активы внутри страны, либо за рубеж. Поддержание ликвидности только на необходимом для оборота уровне – единственно верный шаг в первые полгода развития кризиса. Во-первых, правительство демонстрирует контроль над процентными ставками и инфляцией. Во-вторых, России необходимо укрепление надежности банковской системы, склонной к «коммерческому освоению» государственных средств.

     Ставка  рефинансирования, действительно, вряд ли приведет к росту привлекательности рублевых депозитов, особенно в краткосрочном периоде. По мнению аналитиков ABARUS Market Research, поднятие ставки рефинансирования носит информационный смысл – это сигнал правительства участникам рынка о том, что оно не будет стимулировать спрос в ближайшее время. Соответственно, российским участникам рынка придется раньше, чем их западным коллегам, снизить цены на свою продукцию и избавляться от неэффективных мощностей, потеряв надежду на государственную поддержку. Несмотря на болезненность этой шоковой терапии (под сокращение попадет и часть эффективных мощностей), жесткая политика государства позволит России раньше «нащупать дно», не допустив нерационального расходования средств страны в период этого поиска.

     Оценка  влияния фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

     Ослабление  рубля

     Датой включения данного инструмента  в экономику можно считать 11 ноября, когда председателем ЦБ России было озвучено решение о расширении валютного коридора на 30 коп. Изначально было понятно, что данное расширение вряд ли будет последним.  Это означает, что девальвация рубля к концу 2008 года может составить 10% по отношению к уровню начала сентября, когда доллар стоил 25,87 руб. Укрепление рубля в течение последних двух лет производилось с целью регулирования уровня инфляции, в результате чего валютный паритет не был естественным (т.е. рубль большинством аналитиков считается переоцененным). Вынужденное «освобождение» национальной валюты пришлось на неспокойные времена, и этот факт не может не сыграть свою роль на дальнейшее развитие ситуации.

     Отрицательные моменты:

     Целью данного шага является поддержка российским ВВП-образующим отраслям, которые являются экспортирующими. Поскольку РФ продает за валюту нефть, газ, металл, лес и т.д., то ослабление рубля способно хоть как-то компенсировать ухудшение внешней конъюнктуры для этих отраслей. Однако возможный прирост спроса на российский экспорт даже по ослабленному курсу на 10% будет невелик из-за общей рецессии в мире. А в восприятии населения девальвация национальной валюты на 10% – это уже достаточно существенная величина, угрожающая социальной стабильности. Такие операции с валютой автоматически повышают пессимистичные настроения и уровень напряженности в экономике, поскольку все значительные кризисы в России сопровождались девальвацией и резким падением качества жизни граждан.

     Положительные моменты:

     Девальвация не будет сильной, и ничего подобного тому, что было в 1998 году, не произойдет. Девальвация необходима для экономии золотовалютных резервов, которые потребуются на инвестиционные цели для ускорения восстановления экономики в начальный период роста. Кроме этого, в 2009-2010 гг. с большой долей вероятности цена на нефть начнет расти, и вместе с общим ростом экономики начнет укрепляться и рубль, что окажет дополнительное положительное воздействие на ожидания участников рынка.

     Оценка  влияния фактора: негативный в краткосрочном периоде, позитивный в долгосрочном.

     Ожидаемые и возможные действия правительства

     1. Снижение экспортных пошлин на нефть.

     Это движение необходимо при условии  сохраняющихся относительно низких цен на нефть, динамика которых обещает  быть столь же сдержанной еще в  течение долгого периода. Государство будет вынуждено пойти навстречу основной ВВП-образующей отрасли, чтобы вывести ее на уровень минимальной прибыли в ожидании более благоприятных времен.

     2. Ослабление налоговой нагрузки на экономику.

     От  государства ждут, в частности, снижения налога на добавленную стоимость. Однако этот шаг маловероятен в ближайшем будущем, так как таяние золотовалютных резервов вкупе с отсутствием доходов в бюджет от продажи нефти не позволит государству снизить и без того скромные бюджетные поступления. Среди возможных действий – послабления по налоговому контролю или снижение налога на прибыль, в том числе и НДФЛ. Однако такой ход приведет лишь к символическим преимуществам, поскольку в условиях кризиса прибыль участников рынка минимальна либо отрицательна. И только осенью, после того как «дно» будет пройдено, при условии постепенного роста цен на нефть, мероприятия по снижению НДС, возможно, будут осуществлены в частичном исполнении (до 15%). Это может стать сильным дополнительным трамплином для выхода российской экономики из кризиса.

     3. Повышение бюджетных зарплат и пенсий.

     Не  исключено, что в период кризиса это будет осуществлено дважды. Первый раз – весной (в марте-апреле), когда повышение тарифов на услуги естественных монополий и значительная безработица вызовут наиболее сильную волну беспокойства среди населения. Второй раз это может произойти в конце года. С одной стороны, это будет инструментом более смелого вливания денег в экономику на фоне наметившегося роста, а с другой стороны, компенсацией инфляции, которая во второй половине года достигнет своего максимума.

     4. Снижение резервной ставки.

     Уровень ставки рефинансирования к концу  года может снизиться до 9-10%. При  соблюдении последовательной политики и благоприятном стечении внешних  обстоятельств (в первую очередь, увеличения цен на нефть) российская экономика начнет раскачиваться раньше остальных, и это снизит риск утечки капитала, а положительная разница между российскими ставками и ставками других стран должна начать заново привлекать иностранный капитал в нашу страну.

     5. Применение других инструментов повышения ликвидности, в том числе и эмитирование денежных знаков.

     Эти действия также будут предприниматься во второй половине 2009 года. В этот период инфляция будет признана как меньшее из зол, производство начнет медленно расти, и правительство перестанет опасаться наполнять экономику ликвидностью.

§ 1.3. Выявление экстремумов и расчет продолжительности кризиса

     Прогноз на дальнейшее развитие экономического кризиса выглядит следующим образом. Основным препятствием для быстрого выхода из кризиса выступит январское  повышение тарифов на услуги естественных монополий, которые приведут к росту издержек производства с одновременным снижением покупательской способности населения. В выигрыше в этот период окажутся энергетические компании и другие предприятия, обслуживающие ЖКХ, но в целом на экономике это скажется в краткосрочном периоде резко негативно.

     Необходимость сворачивания объемов производства в таких отраслях, как строительство, трубная, сталелитейная промышленность, машиностроение, стекольная промышленность, в большом количестве секторов сферы услуг, включая операции с недвижимостью и финансами, и т.д. будет иметь долгосрочные последствия, так как выйти на прежний уровень производства компании смогут только через 2-3 года.

     А если к вышеперечисленному добавить такие факторы, как сохранение или даже снижение цен на нефть и другие материалы, то становится очевидным, что так называемое «дно» кризиса обнаружит себя не ранее чем в третьем квартале 2009 г. К этому времени экономические процессы максимально замедлятся, накалившаяся обстановка вынудит правительство предпринимать усилия по стимулированию спроса, после чего экономика продемонстрирует первые шаги по выходу из кризиса.

     Перечислим  факторы, которые могут ускорить этот процесс: повышение цен на энергоносители, своевременное снижение налоговой нагрузки, восстановление американской и европейской экономик.

     В свою очередь замедлить этот процесс  могут такие факторы, как снижение цен на энергоносители, выплаты по внешнему долгу, рост невыплат по кредитам, продолжение оттока капитала, инфляция.

     Невыплаты по кредитам наиболее опасны как самый тормозящий фактор. В последние годы развитие потребительского спроса, в том числе и на импортные товары, стало в России возможным, как и во всем мире, благодаря доступным кредитам. Считается, что российское потребительское кредитование было не столь развито, как в западных странах, и это способно выступить дополнительным островком безопасности для российской экономики. Однако для России характерна низкая дисциплинированность заемщиков. Степень этой недисциплинированности пока еще до конца не известна. Вал неплатежей по потребительским кредитам станет сильным ударом по банковской системе, на которую правительство, как на кровеносную систему экономики, возлагает особые надежды. При этом нельзя забывать про несовершенство этой кровеносной системы, учитывая плохую проходимость денег в экономику через банки.

Информация о работе Расчет продолжительности кризиса