Прогнозирование денежной массы и контроль за её состоянием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Денежная масса, представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения претерпел существенные изменения, стал более интересным и более сложным.

Содержание

1. Денежная масса и денежная база. 3
2. Прогнозирование денежной массы и контроль за её состоянием. 10
3. Скорость обращения денег. 15
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по ДКБ.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

Итого по приходу – символы 02 – 32

     Таблица 5. Расход.

Выдачи  на заработную плату и выплаты  социального характера 40
Выдачи  на стипендии 41
Выдачи  на расходы, не относящиеся к фонду  заработной платы и выплатам социального  характера 42
Выдачи  на закупки сельскохозяйственных продуктов 46
Выдачи  на выплату пенсий, пособий и страховых  возмещений 50
Выдачи  на другие цели 53
Выдачи  со счетов по вкладам граждан (кроме  Сберегательного банка Российской Федерации) 55
Выдачи  кредитным организациям наличных денег  физическим лицам при совершении валютно-обменных операций. 57

 

                                                                                                   Продолжение Таблицы 5.

Выдачи  наличных денег со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 58
Выдачи  подкреплений предприятиям Министерства связи Российской Федерации 59
Выдачи  наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг 60
Выдачи  подкреплений учреждениям Сберегательного  банка Российской Федерации 61

Итого по расходу – символы 40 – 61

     Основу  инструментария прогнозных расчетов составляет баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения (БДДР). Общая схема его с незначительными упрощениями приводится ниже.

     Схема 1. Схема баланса денежных доходов и расходов населения.

Доходы 

1. Оплата труда

2. Доходы рабочих  и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда.

3. Дивиденды.

4. Поступления  от продажи продуктов сельского хозяйства.

5. Пенсии и  пособия.

6. Стипендии.

7. Поступления  из финансовой системы:

страховые возмещения;

ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

изменение задолженности  по ссудам, выданным на потребительские цели;

проценты по вкладам.

8. Доходы населения  от продажи иностранной валюты.

9. Прочие поступления.

10. Деньги, полученные  по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм).

Всего денежных доходов

Превышение расходов над доходами

Баланс 
 
 
 
 

Расходы и сбережения 

1. Покупка товаров  и оплата услуг

В том числе: покупка товаров во всех каналах реализации; оплата услуг и другие расходы.

2. Обязательные  платежи и добровольные взносы

В том числе: налоги и сборы;   платежи по страхованию; взносы в общественные и кооперативные организации;  возврат ссуд.

3. Прирост сбережений  во вкладах и ценных бумагах

В том числе: прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка; прирост вкладов в коммерческих банках; приобретение облигаций Российского внутреннего займа 1992 г.; приобретение облигаций Государственного сберегательного займа;

приобретение  сертификатов Российской Федерации;

прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; приобретение акций предприятий.

4. Покупка жилых  помещений.

5. Расходы населения  на приобретение иностранной валюты.

6. Деньги, отосланные  по переводам за вычетом полученных сумм.

Всего денежных расходов и сбережений

Прирост денег  на руках у населения

Баланс 

     Как правило, для обоснования общих  концептуальных положений политики доходов на перспективу достаточно разрабатывать БДДР в гораздо более агрегированной структуре. Вместе с тем в зависимости от конкретных особенностей решаемых задач и выдвигаемых на перспективный период целей наряду с крупными статьями доходов и расходов необходимо включать в расчет показатели, имеющие в базовом периоде незначительный удельный вес.

     Динамика реальных денежных доходов населения РФ за 1992-2008 года представлена в таблице 6.

        Таблица 6. Состав и использование денежных доходов населения (млрд. рублей; до 2000 г. - трлн. руб.)

  1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Денежные  доходы 7,100 910,9 3983,9 8900,5 10976,3 13819,0 17290,1 21311,4 25561,2
Доходы  от предпринимательской деятельности 0,600 149,7 612,2 1066,9 1285,5 1580,3 1915,1 2133,8 2547,6
оплата  труда 5,227 571,8 2501,9 5691,9 7137,9 8782,1 11237,1 14381,9 17523,8
социальные  выплаты 1,014 119,5 551,1 1253,4 1407,4 1755,6 2080,4 2477,7 3283,7
доходы  от собственности 0,071 59,0 270,9 694,5 904,2 1424,6 1720,7 1892,6 1693,8
другие  доходы 0,188 10,9 47,8 193,8 241,3 276,4 336,8 425,4 512,3
Денежные  расходы и сбережения 7,100 910,9 3983,9 8900,5 10976,3 13819,0 17290,1 21311,4 25561,2
покупка товаров и оплата услуг 5,175 641,7 3009,4 6147,3 7670,7 9613,8 11927,6 14831,4 18698,0
обязательные  платежи и разнообразные  
взносы
0,577 50,9 309,8 737,5 1000,9 1389,6 1813,0 2503,9 3331,8
приобретение  недвижимости 0,003 1,0 47,7 180,1 255,2 352,2 572,3 834,0 1337,7
прирост финансовых активов 1,345 217,3 617,0 1835,6 2049,5 2463,4 2977,2 3142,1 2193,7
из  него прирост денег на руках у  населения 0,968 33,1 110,1 241,2 196,1 204,7 583,9 819,0 41,5
 
   
 

       Изменение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения  денежной массы.

     К инструментам  государственного регулирования  денежного обращения относятся:

    • проведение эффективной денежно-кредитной политики;
    • управление государственным долгом;
    • реализация налоговой политики;
    • формирование финансового рынка;
    • контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СКОРОСТЬ  ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ.
 

     Денежная  масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота

     Обращение денег не происходит стихийно - оно  подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативнее реагировать на те или иные изменения, принимать соответствующие корректирующие решения и воздействовать на экономическое развитие самым благоприятным образом. Эти правила обращения называются законами денежного обращения.

     Основной  закон денежного обращения, формула  которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег:

        

     Однако  необходимо помнить, что указанная  формула в большей степени справедлива для золотого обращения. Дело в том, что при обращении золота в качестве денег из-за ограниченности золотых запасов соотношение между количеством золота (монет) и товарами устанавливается стихийно, но относительно точно: избыток денег изымается из обращения и переходит в сферу накопления (сокровищ), а при недостатке монет их изъятая часть возвращается их сокровищ в обращение.

     Когда появляются кредитные деньги, происходит практически необеспеченная эмиссия, т.е. количество денег может быть сколь угодно велико. В этом случае неизбежно появление инфляции, т.е. обесценения денег из-за их возросшего количества. В этом случае необходимо отслеживать ту часть денежных обязательств, которые могут быть взаимно погашены без дополнительной эмиссии. Указанное выше уравнение принимает следующий вид:

     

     где КД – количество денег, необходимых  в качестве средств обращения  и платежа;

           СЦ – сумма цен реализуемых  товаров;

           К – сумма проданных товаров  и услуг в кредит, срок платежей  по которым не наступил;

           П – сумма платежей по долговым  обязательствам;

           ВП – сумма взаимно погашающихся  платежей;

           О – среднее число оборотов  денег как средство платежа  и средство обращения.

     Неразменные кредитные деньги, приобретая черты  бумажных денег, вводятся государственной  властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия Безу учета стоимости  произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

     В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости  определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории А.Маршалла и И.Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы :

      ,

     где М – масса денег;

         Р – цена товара;

         Y – скорость обращения денег;

         Q – количество товаров, представленных на рынке.

         Скорость обращения  денег  - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения  и средства платежа и представляет собой число оборотов денежной массы  в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов.

     Данный  показатель трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета  используются косвенные данные.

     Скорость  оборота денежной массы может  быть выражена отношением объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны к  величине агрегата М2. Формула расчета:  

     V1=ВВП/М2(обор) 

       Чем выше V1, тем меньше нужно  денежной массы для производства  годового ВВП. 

     Напомним, что ВВП - это суммарная стоимость  всех произведенных за определенный промежуток времени товаров и  услуг на территории страны; совокупный доход, произведенный на территории страны.

Информация о работе Прогнозирование денежной массы и контроль за её состоянием