Проблемы в организации безналичного денежного оборота в Российской Федерации и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель работы: изучить организацию безналичного денежного оборота в России. В соответствии с целью, можно определить задачи данной курсовой работы:

- дать понятие сущности безналичного оборота, его значению в денежном обороте страны;

- изучить основные правовые документы, связанные с организацией безналичного денежного оборота в РФ;

- определить роль ЦБ и коммерческих банков в организации безналичного оборота;

- рассмотреть основные принципы организации безналичного оборота;

- охарактеризовать межбанковские расчеты;

- проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях;

- коснуться основных проблем организации безналичных расчетов;

- рассмотреть возможные перспективы развития безналичного денежного оборота в условиях развития современных платежных систем.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие безналичного денежного оборота и его роль в экономике современного государства
1.1. Понятие безналичного денежного оборота и его связь с наличным денежным оборотом ………………………………...
5
1.2. Место и роль безналичного денежного оборота в экономике РФ и зарубежных стран …………………………….
12
Глава 2. Организация безналичного денежного оборота в Российской Федерации ………………………………………………………..
2.1. Правовые основы регулирования безналичного денежного оборота и принципы его организации ……………………....
14
2.2. Роль ЦБ РФ и коммерческих банков в организации безналичного денежного оборота ………………………………….
17
2.3. Эволюция и характеристика современных форм безналичных расчетов ………………………………………………..
18
2.4. Способы организации межбанковских расчетов ……….. 23
Глава 3. Проблемы в организации безналичного денежного оборота в Российской Федерации и пути их решения ……………………
3.1. Перспективы развития безналичного денежного оборота в условиях развития современных платежных систем ………
27
3.2. Перспективы развития безналичного денежного оборота в условиях развития современных платежных систем………..
30
Заключение ………………………………………………………………….. 36
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы ..… 38
Приложения …………………………………………………………………. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     ПР - привлеченные ресурсы коммерческого банка (средства на депозитных счетах);

     ЦК - централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку центральным банком;

     МБК - межбанковский кредит;

     ОЦР - отчисления в централизованный резерв, находящийся в распоряжении центрального банка;

     А0 - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка.

     Рассмотрим  механизм банковского мультипликатора на условном примере, при - чем для упрощения сделаем три допущения: коммерческие банки на данный момент не располагают свободными резервами; каждый банк имеет только двух клиентов; банки используют свои ресурсы только для кредитных операций.

     Клиент 1 нуждается в кредите для оплаты поставок от клиента 2, но банк 1 не может предоставить ему кредит, поскольку не имеет свободного резерва. Банк 1 обращается к центральному банку и получает от него централизованный кредит в сумме 10 млн.руб. У него образуется свободный резерв, за счет которого выдается ссуда клиенту 1.

     Клиент  1 со своего расчетного счета оплачивает поставку клиенту 2. В результате свободный резерв в банке 1 исчерпывается, но возникает свободный резерв в банке 2, поскольку клиент 2 держит свой расчетный счет именно в этом банке, и привлеченные ресурсы (ПР) этого банка возрастают (см. формулу).

     Часть свободного резерва банк 2 отдает в распоряжение центрального банка в виде отчислений в централизованный резерв (ОЦР). Условно принимаем норму таких отчислений в размере 20% привлеченных ресурсов. Оставшаяся часть (8 млн.руб.) свободного резерва используется для предоставления кредита в размере 8 млн.руб. клиенту 3.

     Клиент  3 расплачивается за счет этого кредита с клиентом 4, обслуживаемым коммерческим банком 3. Таким образом, уже у этого банка возникает свободный резерв, в то время как у банка 2 он исчезает. Банк 3 часть свободного резерва 1,6 млн.руб. (20% ПР} отчисляет в централизованный резерв, а оставшаяся часть - 6,4 млн.руб. используется для выдачи ссуды клиенту 5. При этом деньги на расчетном счете клиента 4 остаются нетронутыми.

     Клиент  5 за счет ссуды, полученной от банка 3, расплачивается с клиентом 6, переводя их на его расчетный счет, открытый в банке 4. Отсюда в банке 3 свободный резерв исчезает: в банке 4 - возникает. Опять же 20% этого резерва (1,3 млн.руб.) отчисляется в централизованный резерв, оставшаяся часть используется для выдачи ссуды в размере 5,1 млн.руб. клиенту 7, который за счет этой ссуды расплачивается с клиентом 8, расчетный счет которого находится в коммерческом банке 5.

     Свободный резерв коммерческого банка 4 исчезает (хотя средства на расчетном счете клиента 6 остаются неизрасходованными), у коммерческого банка 5 он появляется. В свою очередь этот банк часть своего свободного резерва - 1 млн.руб. (20% ПР) оставляет в центральном банке в виде отчислений в централизованный резерв, а остальную часть (4,1 млн.руб.) использует для выдачи ссуды клиенту 9. Далее процесс продолжается до полного исчерпания свободного резерва, который в итоге за счет отчислений в централизованный резерв аккумулируется в центральном банке и достигает размера первоначального свободного резерва (10 млн.руб. в банке 1).

     В соответствии со схемой деньги на расчетных  счетах клиентов 2, 4, 6, 8 и т. д. (всех четных клиентов) остаются нетронутыми и поэтому общая сумма денег на расчетных (депозитных) счетах составит в конечном счете величину, многократно большую, чем первоначальный депозит - 10 млн.руб., образовавшийся при выдаче ссуды клиенту 1. Однако деньги на депозитных счетах могут увеличиться не более чем в 5 раз, поскольку величина коэффициента мультипликации, представляющая собой отношение образовавшейся денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита, обратно пропорциональна норме отчислений в централизованный резерв.

     Таким образом, если норма отчислений в  централизованный резерв равна 20%, то коэффициент мультипликации будет составлять 5(1/20 х 100). Он никогда не будет достигать 5, потому что всегда часть свободного резерва используется для других, не кредитных операций (например, в кассе любого банка должны быть наличные деньги для кассовых операций).

     Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени (год) и характеризует, насколько за этот период времени увеличилась денежная масса в обороте.

     Банковский  мультипликатор действует независимо от того, предоставлены ли кредиты коммерческим банкам или они предоставлены федеральному правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в коммерческих банках, а они тоже относятся к привлеченным ресурсам (ПР), поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличится и включится механизм банковского мультипликатора.

     Механизм  банковского мультипликатора заработает не только от предоставления централизованных кредитов. Он может быть задействован и в том случае, когда центральный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги или валюту. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. включается механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм центральный банк может и тогда, когда он уменьшит норму отчислений в централизованный резерв. В этом случае также увеличится свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора.

1.2. Место и роль безналичного денежного оборота в экономике РФ  
и зарубежных стран

     Безналичный оборот имеет большое значение в  экономике и в сфере народного хозяйства. Его роль проявляется в следующем:

     - способствует более рациональной  организации денежного оборота,  так как позволяет сконцентрировать  в банках все временно свободные денежные средства и сформировать кредитные ресурсы

     - сокращает расходы, связанные  с издержками обращения, за  счет сокращения потребности в наличных деньгах (их перевозкой, хранением, печатью)

     - создает возможность осуществления банковского (за обоснованностью платежей) и налогового контроля (за полнотой учета выручки от реализации, правильным определением налогооблагаемой базы, за своевременным осуществлением платежей в бюджетные и внебюджетные фонды)

     - позволяет обеспечить четкую организацию эмиссионо-кассовой работы банков и расчетно-кассовых центров

     - обеспечивает лучшую сохранность  денежных средств (особенно в  условиях криминализации общества)

     ускорению платежей за счет использования телеграфных  переводов и электронных форм расчетов

     - создает возможность организации  международных валютно-расчетных  отношений, осуществления контроля  за полнотой поступления валютной  выручки экспортеров, правильным проведением конверсионных операций

     - способствует более полному поступлению  доходов в виде налогов в бюджет и сокращению бюджетного дефицита.

     Место и роль безналичного оборота в  экономике разных стран не одинаковы. Для примера сравним  платежные системы России и США:

     - В США общий объем безналичных  операций составляет 54,7 трлн. долл., при этом 86,7% сделок обслуживаются с помощью чеков, 10,4% - автоматизированные клиринговые расчеты, 2,9% - с помощью банковских карт (дебетовых и кредитных). С помощью наличных оплачивается примерно 1% всех платежей США (это не более 0,5 трлн. долл. в год).

     - В России общий объем безналичных  операций в 2000 году составил 47 трлн.руб. При этом с помощью чеков проводилось 0,08% операций, с помощью платежных требований – 80% операций, с помощью банковских карт – 0,024%, другими формами безналичных расчетов – 7%. На наличные расчеты пришлось 6-8 трлн. руб. (13%).

 

      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Правовые основы регулирования безналичного денежного оборота и принципы его организации

     Правовой  базой, регламентирующей в настоящее время общие подходы к организации безналичных расчетов в РФ являются:

- Положение о безналичных расчетах в РФ;1

- Гражданский кодекс Российской Федерации; 2

- Федеральный  закон "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)";3

- Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".4

     В гражданском праве отношения по  безналичным расчетам традиционно выделялись как самостоятельная сфера регулирования. Основа для выделения - специфический субъектный состав отношений, не совпадающий с субъектным составом участников основного договора. Второй существенный момент - то, что наличные денежные средства в данном случае никак не фигурируют. Речь идет лишь о переуступке прав требований, вытекающих из договора банковского счета, к банкам. Передача прав производится путем совершения записей по бухгалтерским счетам в банках или кредитных учреждениях.

     К сожалению, объем статей, включенных в Кодекс, недостаточен, для того чтобы детально их урегулировать, так как рамки Кодекса не позволяют такой детализации. Тем не менее, важно значение имеет уже сам факт включения в Кодекс положений, которые ранее закреплялись на уровне подзаконных актов, а также то, что Кодекс относит решение вопросов, касающихся расчетов, к компетенции закона. Банковские правила могут регулировать эти вопросы лишь в рамках, установленных законом.

     В Положение о безналичных расчетах в РФ указываются основные Формы безналичных расчетов и условия их применения, Расчетные документы, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата, порядок осуществления операций через корреспондентские счета, порядок отражения операций по счетам межфилиальных расчетов.5

     Федеральный закон раскрывает принципы организации Банка России, управление ЦБ, взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с кредитными организациями, организацию наличного денежного обращения, организацию безналичных расчетов, банковские операции и сделки Банка России, особенности формирования денежно-кредитной политики, международную и внешнеэкономическую деятельность ЦБ.

     Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" определяет основные виды межбанковских расчетов, дает их характеристику.

     Современная правовая база безналичных расчетов сформировала принципы построения системы безналичных расчетов, характерные для рыночной экономики:

  1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей. В России он сложился к середине 90-х годов. Это соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты(перечислены выше).
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.
  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие выполнения своевременного выполнения долговых обязательств.
  4. Срочность платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.
  5. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей). Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
  6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.
  7. Принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.6

Информация о работе Проблемы в организации безналичного денежного оборота в Российской Федерации и пути их решения