Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:30, реферат
Цель моей работы заключается:
изучение банковской системы Российской Федерации;
проблемы функционирования банковской системы
в период экономического кризиса;
меры, применяемые во время кризисных ситуаций,
для стабилизации ее функционирования.
Введение
1. Банковская система в период мирового финансового кризиса…………….5
1.1 Зарождение мирового финансового кризиса…………………………….5
1.2 Реализация Банком России своих функций в условиях мирового финансового кризиса…………………………………………………………..7
2. Перспективы развития банковской системы РФ и преодоления кризиса………………………………………………………………………...10
2.1 Прогнозы развития кризисной ситуации в банковской системе РФ…10
2.2Стратегии выхода из кризиса банковской системы РФ………………..13
Заключение
Список литературы
«Основная цель ЦБ РФ - сделать рублевые ставки выше, чтобы валютные операции стали менее выгодными и выросли валютные риски у спекулянтов. Это стремление понятно, но это еще больше раскручивает спираль удорожания денег, что бьет по экономике и провоцирует дефолты. Поэтому ведущие центробанки идут по пути снижения ставок». Заявление «Ведомостям» председателя комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрия Ананьева.
Мировые центробанки (Европейский центробанк, Банк Англии, центральные банки Швеции, Швейцарии, Канады, Японии, Южной Кореи, Гонконга и КНР) в отличие от российского ставки понижают.
Но руководство страны и Центрального Банка считают иначе. По словам Президента РФ Дмитрия Медведева: «Снижение ставки рефинансирования и кредитных ставок невозможно без замедления темпов инфляции в стране. Ставка рефинансирования напрямую связана с реальным курсом рубля и с инфляцией. Если инфляция у нас будет в районе 15%, то, к сожалению, мы не сможем обеспечить массового снижения кредитной ставки по основным направлениям». Заявление главы государства на заседании Совета законодателей.
Глава
ЦБ РФ Сергей Игнатьев в свою очередь отметил,
что пока снижение ставки рефинансирования
фактически невозможно, так как уровень
инфляции сегодня слишком высок - 13,9% в
годовом выражении. Только по мере ее снижения
будет падать и ставка рефинансирования.
Он не исключил, что ее корректировки возможны
уже в мае 2009 года. Выступление С.Игнатьева
на XX съезде Ассоциации российских банков
3 апреля 2009 года.
2. Перспективы развития банковской системы РФ и преодоления кризиса.
2.1 Прогнозы развития кризисной ситуации в банковской системе РФ.
Банковский кризис в России только вступил в начальную стадию. С таким заявлением 08.04.09. выступил на конференции по проблемам развития экономики и общества в Москве председатель правления Сбербанка Герман Греф. Банкир прогнозирует, что настоящий банковский кризис придет из реального сектора экономики, где ситуация близка к обвалу.
Постепенно возникают новые проблемы в банковском секторе РФ, которые развивают кризисную ситуацию и этим мешают выйти из нее.
Во-первых, одна из основных проблем - проблема увеличения плохих кредитов (только на 1 января 2009 года по мере ухудшения условий хозяйственной деятельности и роста безработицы, доля плохих кредитов в общем кредитном портфеле банковского сектора, по данным ЦБ РФ, увеличилась до 3,8%). Но в будущем эксперты ЦБ РФ считают, что доля их будет расти по мере дальнейшего экономического спада и, возможно, превысит 10% к концу 2009 года. Агентство по страхованию вкладов сообщает, что объем просроченной задолженности к концу года может достичь 15%. А по мнению Петра Авена, президента Альфа-банка, уровень просроченных кредитов в целом по банковской системе России до конца 2009 года может достичь 15-20%. Ключевой причиной этой проблемы является наступление срока погашения долга корпоративных заемщиков на $229 млрд. в ближайшие 12 месяцев. Только 60% компаний способны обслуживать свои обязательства по долгу в срок, по данным Института экономики переходного периода (ИЭПП), и в этой связи ожидается волна реструктуризации долгов и волна банкротств в России, если не появится возможность широкомасштабного рефинансирования долга государством. Объемы погашения долга и, следовательно, объем проблемных кредитов (NPL) должны достигнуть пика с августа этого года по декабрь 2010 года - за этот период российским компаниям предстоит выплатить банкам $109 млрд.
Во-вторых, проблема связана с чистым оттоком капитала из России, который в 2009 году может составить 170 млрд. долларов. Если сравнить с 2008 годом, то в нем отток был равен 130 млрд. Это изменение связано с тем, что в 2009 году российские банки и корпорации должны выплатить иностранным кредиторам 90 млрд. долларов.
В-третьих, проблема массового банкротства российских банков. Существуют предположения, что до конца года могут разориться сотни российских банков. Банкротства уже начнутся в третьем квартале, когда начнут истекать сроки большинства кредитов. Ключевые жертвы банковского кризиса из числа 200 крупнейших банков, которые исчезнут в ближайшие месяцы, уже определились. Пока банки в основном подорвали свои позиции из-за кризиса ликвидности, а любой такой кризис уносит примерно несколько десятков фин. учреждений. А в дальнейшем ситуация должна стабилизироваться. На втором этапе будут уходить банки с серьезными потерями по кредитному портфелю, в том числе сильно "попавшие" на кредитовании строительного сектора. Особенно это коснется тех, кто кредитовал проекты своих акционеров. Такие банки спасти уже нельзя. Но их количество вряд ли будет слишком большим. Ситуация с отдельными фин. учреждениями коренным образом отличается в зависимости от качества управления банком в предкризисный период, но число жертв можно оценить еще в 2-3 десятка. Кроме того, с рынка могут уйти около 100 мелких банков, и это в целом соответствует тренду последних лет.
В-четвертых, проблема, связанная с возможной дальнейшей девальвацией рубля. Вторая волна девальвации может быть вызвана двумя причинами - невозвратами кредитов и низкой собираемостью налогов. По словам председателя России Алексея Улюкаева Просроченные кредиты будет вынуждено погашать государство, предоставляя должникам субординированные кредиты или напрямую входя в акционерный капитал банка. А плохая собираемость налогов может привести к дефициту бюджета большему, чем прогнозируемый. Падение цен на нефть также может повлиять на пересмотр уровня поддержки рубля - что опять же таки повлечет за собой дальнейшую девальвацию.
Если сравнить современный кризис с ситуацией 1998 года, то нынешнее замедление темпов роста до негативных величин станет не таким глубоким, однако темп замедления, по всей вероятности, станет более ярко выраженным и продолжительным.
«Экономический кризис 1998 года в России был классическим бюджетным и валютным кризисом. Кризис же 2008 года, начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями в условиях глубокого тройного шока: условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований, в то время как финансовое положение в госсекторе было чрезвычайно устойчивым», - отмечается Всемирным банком.
Кроме того, текущий кризис усугубляется худшей внешнеэкономической конъюнктурой со времен Второй мировой войны. «Все эти факторы, вместе взятые, а именно, низкий уровень глобального спроса и сложные международные финансовые условия в сочетании с продолжительным периодом низких цен на нефть, по всей вероятности, будут определять более продолжительный и постепенный темп восстановления российской экономики.
2.2 Стратегии выхода из кризиса банковской системы РФ
Главной задачей Правительства РФ в финансовой системе является обеспечение ее устойчивости. Для выполнения этой цели в сложившейся кризисной ситуации оно должно действовать по трем направлениям:
1.
расширение ресурсной базы и
повышение ликвидности всей
2.
повышение доступности
3. обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Для решения первой задачи государство пытается изыскать способы нарастить капитал банков, который тает в результате кризиса. Банк России видит его расширение за счет государственных облигаций. Таким образом, могут решиться сразу две проблемы - повышение капитализации банковского сектора и насыщение его дополнительной ликвидностью, которая заключается в дополнительном доступе к инструментам рефинансирования в Центробанке. То есть банки смогут кредитоваться в ЦБ под залог государственных облигаций. В отличие от раннее предлагаемых механизмов, докапитализации банковской системы этого не потребует от государства бюджетных затрат. Проблема нехватки ресурсной базы может решиться за счет увеличения сроков предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования).
В
целях повышения доступности
банковского кредитования для предприятий
реального сектора
Во-первых, оно должно усиливать контроль за работой органов управления банков (по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации), получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России, которые выполняют три задачи: осуществляют мониторинг использования средств господдержки, анализируют и оценивают операции и сделки, имеющие признаки сомнительности, в том числе с точки зрения влияния на финансовую устойчивость, а также анализируют любые иные сделки, оказывающие влияние на финансовую устойчивость банка. Так, например, многие кредитные организации в погоне за увеличением объемов привлеченных средств физических лиц во вклады сильно завышают процентные ставки. В результате чего, ЦБ принял решение об ограничении размеров ставок и усилил контроль над подобными учреждениями.
Во-вторых, Правительство РФ должно упрощать процедуру предоставления государственных гарантий (предусмотрена возможность предоставления Минфином России государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии).
В-третьих, предпринять специализированные меры по обеспечению доступности кредитов для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса должны субсидироваться процентные ставки по кредитам малым предприятиям.
Реализации этих мер препятствует целый ряд раздражителей. Среди главных - высокая ставка рефинансирования Центробанка, которая тянет за собой удорожание кредитов для предприятий реального сектора экономики. Такая политика «дорогих денег» не способствует расширению производства, росту конкуренции, делает бизнес заемщиков нерентабельным, что еще больше усугубляет ситуацию в экономике. Решение этой проблемы уже принято во внимание Правительства. 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования была понижена с 13% до 12,5%. Снижение небольшое, но важен сам процесс. В условиях, когда большинство банков фактически лишены другого источника привлечения средств, кроме денег ЦБ, такой сигнал позволяет надеяться на выход из кризисного положения. Уже было сказано, что большинство стран мира в условиях кризиса стремительно снижали процентную ставку, чтобы открыть экономике доступ к дешевым деньгам. Россия, замедлив высокие темпы инфляции и опираясь на зарубежный опыт, постепенно идет по этому же пути развития.
Другая
проблема - высокий уровень
Если эти проблемы будут постепенно решаться, то кредиты, выдаваемые российскими банками, станут дешевле и доступнее для реального сектора экономики.
Отдельное
направление поддержки
Идея централизованной санации проблемных банков уже вызвала живой интерес в числе банков, причисляющих себя к финансово-устойчивым. Например, желание участвовать в санации банков при поддержке АСВ подтвердили в Национальной резервной корпорации, Альфа-банке, банке Уралсиб. Продолжат увеличивать объемы санации Промсвязьбанк, Пробизнесбанк. Все эти меры по спасению кредитных учреждений более крупным банком либо государством путем приобретения его активов при всех видимых минусах данной процедуры, главным из которых является потеря независимости банка, есть один, но неоспоримый плюс - это шанс остаться наплаву. Банки, сплотившись вместе, помогая друг другу, могут преодолеть все основные проблемы. Из этого будут вытекать плюсы для граждан и юридических лиц, доверивших банку свои деньги.
Что же касается самого ЦБ РФ, то ему тоже необходимо принять ряд мер для выхода из сложившейся ситуации.
Политика валютного курса должна быть направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе постепенного сокращения прямого вмешательства в процессы курсообразования. Что позволит сэкономить его резервы. Тогда курс рубля будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего - последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей. При проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.