2. Лица, занимающие государственную
должность, ежегодно в период
выполнения своих полномочий
в порядке, установленном налоговым
законодательством Республики Казахстан,
представляют в налоговый орган
по месту жительства декларацию
о доходах и имуществе, являющемся
объектом налогообложения и находящемся
как на территории Республики
Казахстан, так и за ее пределами.
2-1. Лица, уволенные с государственной
службы по отрицательным мотивам,
в течение трех лет после
увольнения в порядке, установленном
налоговым законодательством Республики
Казахстан, представляют в налоговый
орган по месту жительства
декларацию о доходах и имуществе,
являющемся объектом налогообложения
и находящемся как на территории
Республики Казахстан, так и
за ее пределами.
3. Супруг (супруга) лица, указанного
в части первой пункта 1 настоящей
статьи, представляет в налоговый
орган по месту жительства: декларацию
о доходах и имуществе, являющемся
объектом налогообложения, в том
числе находящемся за пределами территории
Республики Казахстан, с указанием оценочной
стоимости и места нахождения указанного
имущества; сведения о: вкладах в банковских
учреждениях и о ценных бумагах, в том
числе за пределами территории Республики
Казахстан, с указанием банковского учреждения,
а также о финансовых средствах, которыми
данные лица вправе распоряжаться лично
или совместно с другими лицами; своем
прямом или опосредованном участии в качестве
акционера или учредителя (участника)
юридических лиц с указанием доли участия
в уставном капитале и полных банковских
и иных реквизитов указанных организаций;
трастах и о государствах, в которых они
зарегистрированы, с указанием номеров
соответствующих банковских счетов, если
лицо или его супруг (супруга) является
бенефициаром этих трастов; названиях
и реквизитах других организаций, у которых
с лицом имеются договорные отношения,
соглашения и обязательства (в том числе
и устные) по содержанию или временному
хранению материальных и финансовых средств,
принадлежащих лицу или супругу (супруге)
и превышающих 1 000-кратный размер месячного
расчетного показателя.
3-1. Супруг (супруга) лица,
указанного в пунктах 2 и 2-1
настоящей статьи, представляет
в налоговый орган по месту
жительства декларацию о доходах
и имуществе, являющемся объектом
налогообложения и находящемся
как на территории Республики
Казахстан, так и за ее пределами.
4. Указанные в пунктах
1, 2 настоящей статьи лица представляют
соответственно в орган, на
занятие должности в котором
они претендуют, либо по месту
работы справку из налогового
органа о получении им деклараций
и сведений, перечисленных в пунктах
1 - 3-1 настоящей статьи.
5. Непредставление или
представление неполных, недостоверных
деклараций и сведении, перечисленных
в настоящей статье, лицами, указанными
в пунктах 1 и 2 настоящей статьи
(за исключением лиц, уволенных
с государственной службы по отрицательным
мотивам), если в содеянном не содержится
признаков уголовно наказуемого деяния,
является основанием для отказа в наделении
лица соответствующими полномочиями либо
влечет увольнение или иное освобождение
его от выполнения государственных и приравненных
к ним функций в предусмотренном законом
порядке.
5-1. Деяния, указанные в
пункте 5 настоящей статьи, совершенные
умышленно, а также совершенные
неоднократно, влекут административную
ответственность, налагаемую в
установленном законом порядке.
6. Деяния, указанные в
пункте 5 настоящей статьи, совершенные
впервые в течение трех лет
после освобождения лиц от
выполнения государственных или
приравненных к ним функций,
а также повторное совершение
таких действий влекут установленную
законом административную ответственность.
7. В порядке, установленном
законодательством, могут быть
опубликованы сведения о размерах
и об источниках доходов должностных
лиц, занимающих ответственные
государственные должности, а
также сведения о доходах кандидатов
на выборные государственные
должности при их выдвижении.
8. Лицам, уполномоченным
на выполнение государственных
функций, и лицам, приравненным
к ним, запрещается заключение
гражданско-правовых сделок не
под своим именем - на подставных
лиц, анонимно, под псевдонимом
и других. Эти сделки признаются
недействительными в установленном
законом порядке.
9. Физические и юридические
лица, которые участвуют в выполнении
функций по управлению государственным
имуществом, представляют в порядке
и сроки, установленные Правительством
Республики Казахстан, отчеты
о всех сделках имущественного характера
и финансовой деятельности, связанных
с государственной собственностью, в государственный
орган, осуществляющий в отношении государственного
имущества правомочия собственника.
10. Поступающие в налоговые
органы сведения, предусмотренные
настоящей статьей, составляют
служебную тайну. Их разглашение,
если в содеянном не содержится признаков
уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение
виновного лица. Данные сведения представляются
только по запросам органов, указанных
в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона,
а также суда в порядке, установленном
законом.
Статья 3. Субъекты правонарушений,
связанных с коррупцией
1. За правонарушения, связанные
с коррупцией, на основании настоящего
Закона несут ответственность
лица, уполномоченные на выполнение
государственных функций, и лица,
приравненные к ним.
2. К лицам, уполномоченным
на выполнение государственных
функций, относятся:
1) все должностные лица,
депутаты Парламента и маслихатов,
судьи;
2) все государственные
служащие в соответствии с
законодательством Республики Казахстан
о государственной службе.
3. К лицам, уполномоченным
на выполнение государственных
функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы
местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные
в установленном законом порядке
в качестве кандидатов в Президенты
Республики Казахстан, депутаты
Парламента Республики Казахстан
и маслихатов, а также в члены выборных
органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или
временно работающие в органах
местного самоуправления, оплата
труда которых производится из
средств государственного бюджета
Республики Казахстан;
4) лица, исполняющие управленческие
функции в государственных организациях
и организациях, в уставном капитале
которых доля государства составляет
не менее тридцати пяти процентов,
а также организациях, доля государства
(не менее тридцати пяти процентов)
в уставном капитале которых
передана национальным управляющим
холдингам, национальным холдингам,
национальным институтам развития,
национальным компаниям, а также
в их дочерних организациях.
4. К субъектам коррупционных
правонарушений относятся также
физические и юридические лица,
осуществляющие подкуп должностных
и иных лиц, уполномоченных
на выполнение государственных
функций, или лиц, приравненных
к ним, а равно предоставляющие
им противоправно имущественные
блага и преимущества.
Примечание.
1. Лицами, исполняющими управленческие
функции в государственных организациях
и организациях, в уставном капитале
которых доля государства составляет
не менее тридцати пяти процентов,
в настоящем Законе признаются
лица, постоянно, временно либо
по специальному полномочию исполняющие
организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции
в указанных организациях.
2. Под организационно-распорядительными
функциями подразумевается деятельность
лиц по осуществлению предусмотренных
законодательством и учредительными
документами полномочий исполнительного
органа организации. К этим
функциям относятся общее руководство
коллективом, расстановка и подбор
кадров, организация и контроль
труда подчиненных, поддержание
дисциплины, выражающееся в применении
мер поощрения и наложении
дисциплинарных взысканий.
3. Под административно-хозяйственными
функциями подразумевается осуществление
лицами, на которых возложена
полная материальная ответственность,
деятельности в рамках предоставленных
полномочий по управлению и
распоряжению имуществом, в том
числе деньгами, находящимися на
балансе и банковских счетах
организации.
Примеры коррупции:
Еще одним примером международной
коррупции могут служить переговоры
между США и Францией в 1797 г. о
заключении договора о дружбе и торговле.
За заключение этого договора французский
министр иностранных дел Талейран
через своих представителей потребовал
от американцев взятку в размере
250 тыс. долларов, а также предоставление
займа Франции в размере 10 млн.
долларов. Американцы были возмущены,
отказались давать взятку и прервали переговоры,
и этот скандал чуть было не привел к войне
между США и Францией ([41] с.117-118).