Принципы борьбы с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Борьба с коррупцией в Казахстане, как и в других государствах, ведется регулярно. То, что коррупция у нас есть и проявляется повсеместно – неоспоримый факт. Сегодня многие пытаются решить все свои жизненно важные вопросы с помощью взятки, откупа и подарка, как например – от получения высокого поста в госструктурах или открытия собственного дела в сфере бизнеса до регистрации рождения детей, поступления в вузы, медицинского обслуживания, нормального проезда на личном автотранспорте и т. д. Причем для них это стало нормой жизни.

Работа содержит 1 файл

Принципы борьбы с коррупцией.docx

— 23.95 Кб (Скачать)

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.РЫСКУЛОВА

КАФЕДРА «Политологии и права»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Принципы борьбы с коррупцией»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

 

Алматы 2012

Борьба с коррупцией в  Казахстане, как и в других государствах, ведется регулярно. То, что коррупция  у нас есть и проявляется повсеместно  – неоспоримый факт. Сегодня многие пытаются решить все свои жизненно важные вопросы с помощью взятки, откупа и подарка, как например – от получения высокого поста в госструктурах или открытия собственного дела в сфере бизнеса до регистрации рождения детей, поступления в вузы, медицинского обслуживания, нормального проезда на личном автотранспорте и т. д. Причем для них это стало нормой жизни.

Под коррупцией согласно Закона О борьбе с коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

 Коррупция в немалой  степени ограничивает свободное  действие экономических законов  и снижает престиж страны в  глазах мирового сообщества, является  одним из главных препятствий  на пути выгодных для нее  зарубежных инвестиций. Честный  и социально ориентированный  бизнес вытесняется с рынка,  поскольку коррупция превращает  такой бизнес в нерентабельный.

 Особенно опасна коррупция  в органах государственной власти. Как показывает практика, коррупция  разрушает всю систему государственного  управления, способствует падению  авторитета государственной власти  и престижа государственной службы. Коррупция препятствует развитию  экономики и способствует росту  организованной преступности, особенно  в сфере экономики. 

Виды коррупции

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной  власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и  привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.

 Должностные лица вышеназванных  органов обязаны в установленный  законодательством срок сообщать  письменно лицу или органу, направившему  дело, материал, протокол, представление  о коррупционном преступлении, административном  правонарушении, о результатах их  рассмотрения.

 Необходимо знать,  что согласно закону эти органы  обязаны принимать меры, вытекающие  из их полномочий, и незамедлительно  направлять сведения обо всех  случаях выявления коррупционных  преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную  должность, в органы правовой  статистики и информации.

Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией

В статье 7 Закона "О борьбе с коррупцией" закреплены следующие  гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих  содействие в борьбе с коррупцией:

- лицо, сообщившее о факте  коррупционного правонарушения  или иным образом оказывающее  содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства;

- информация о лице, оказывающем  содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом  и представляется только по  запросам органов прокуратуры,  национальной безопасности, внутренних  дел, налоговой, таможенной и  пограничной службы, финансовой  и военной полиции или суда  в порядке, установленном законом.  Разглашение этой информации  влечет ответственность, установленную  законом;

- в случае необходимости  органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность  лиц, оказывающих содействие в  борьбе с коррупцией.

 Гарантии неприкосновенности  не распространяются на лиц,  сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности  в соответствии с законом. Кроме того, согласно ст. 17 Закона "О борьбе с коррупцией в РК" государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа, наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.

Какие действия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являются правонарушениями, создающими условия  для коррупции?

В соответствии со ст. 12 Закона "О борьбе с коррупцией" к  действиям лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являющимся правонарушениями, создающими условия для коррупции, относятся:

- неправомерное вмешательство  в деятельность других государственных  органов, организаций;

- использование своих  служебных полномочий при решении  вопросов, связанных с удовлетворением  материальных интересов указанных  лиц либо их близких родственников  и свойственников;

- предоставление не предусмотренных  законом преимуществ (протекционизм,  семейственность) при поступлении  и продвижении по государственной  и приравненной к ней службе;

- оказание неправомерного  предпочтения юридическим и физическим  лицам при подготовке и принятии  решений; 

- оказание кому бы  то ни было любого не предусмотренного  законодательством содействия в  осуществлении предпринимательской  и иной связанной с извлечением  дохода деятельности;

- использование в личных  или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных  функций, если таковая не подлежит  официальному распространению; 

- необоснованный отказ  в информации физическим и  юридическим лицам, предоставление  которой предусмотрено законодательством,  задержка ее, передача недостоверной  или неполной информации;

- требование от физических  или юридических лиц информации, предоставление которой этими  лицами не предусмотрено законодательством; 

- передача государственных  финансовых и материальных ресурсов  в избирательные фонды отдельных  кандидатов или общественных  объединений; 

- неоднократное нарушение  установленного законом порядка  рассмотрения обращений физических  и юридических лиц и решения  иных входящих в их компетенцию  вопросов;

- дарение подарков и  оказание неслужебных услуг вышестоящим  официальным лицам, за исключением  символических знаков внимания  и символических сувениров в  соответствии с общепринятыми  нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных  и иных официальных мероприятий; 

- явное воспрепятствование  физическим или юридическим лицам  в реализации их прав и законных  интересов; 

- делегирование полномочий  на государственное регулирование  предпринимательской деятельности  физическим или юридическим лицам,  осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

- передача государственных  контрольных и надзорных функций  организациям, не имеющим статуса  государственного органа;

- участие в азартных  играх денежного или иного  имущественного характера с вышестоящими  или нижестоящими, либо находящимися  с ними в иной зависимости  по службе или работе должностными  лицами.

Какие меры могут быть приняты  по устранению последствий коррупционных  преступлений?

В соответствии с законом  во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных  функций, или лиц, приравненных к  ним, в результате коррупционных  правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а  стоимость незаконно полученных услуг - взысканию в доход государства.

В случае отказа добровольно  сдать незаконно полученное имущество  или оплатить государству его  стоимость или стоимость незаконно  полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства  по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов  и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее  правонарушителю.

 Если лицо, выполнявшее  государственные функции, или  лицо, приравненное к нему, после  увольнения, иного освобождения  от выполнения соответствующих  функций за совершенное коррупционное  правонарушение отказывается выполнить  требования, должностное лицо или  орган, принимающие решение о  таком освобождении, направляют  в налоговый орган по месту  жительства виновного лица уведомление  о полученных противоправных  доходах. 

 Кроме того, сделки, заключенные  в связи с совершением коррупционных  правонарушений, признаются судом  недействительными в установленном  законом порядке. Совершенные  в результате коррупционных правонарушений  акты, действия могут быть аннулированы  органом или должностным лицом,  уполномоченным на принятие или  отмену соответствующих актов,  либо судом по иску заинтересованных  физических или юридических лиц,  или прокурора.

Для борьбы с коррупцией в стране сформирована законодательная  база, а именно Закон РК "О борьбе с коррупцией", Указ Президента РК "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию  правоохранительной деятельности в  Республики Казахстан", и другие нормативные правовые акты, а также  ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневой экономики, борьбу с правонарушениями в сфере экономики  и т.д.

 Борьбу с коррупцией  в пределах своей компетенции  обязаны вести все государственные  органы и должностные лица. Впервые  в казахстанском законодательстве  предусмотрены меры по стимулированию  антикоррупционного поведения граждан, возложена обязанность на государственных служащих по сообщению о ставших им известными правонарушений.

 Необходимо каждому  гражданину знать, в чём заключаются  их права и обязанности, какие  нарушения влечет за собой  дача взятки, Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником.

Меры финансового  контроля

1. Лица, являющиеся кандидатами  на государственную должность  либо на должность, связанную  с выполнением государственных  или приравненных к ним функций,  представляют в налоговый орган  по месту жительства:

- декларацию о доходах  и имуществе, являющемся объектом  налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием оценочной стоимости и места нахождения указанного имущества;

- сведения о: 

 вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

 своем прямом или об опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;

трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;

 названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя.

Информация о работе Принципы борьбы с коррупцией