Предложение денег и банковская система. Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся: отраслевые экономические науки (например экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, труда и т. д.); функциональные экономические (науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.); экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

Содержание

Введение 3
1. Россия: отношение собственности в переходном периоде 4
2. Денежная масса. Предложение и спрос на деньги 10
3. Тесты 15
4. Задача 17 Заключение 18
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Заказ АННА ЭТ.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  

Введение                                                                                                                   3 1. Россия: отношение собственности в переходном периоде                            4 2. Денежная масса. Предложение и спрос на деньги                                        10 3. Тесты                                                                                                                   15 4. Задача                                                                                                                  17 Заключение                                                                                                             18 Список использованных источников                                                                   19  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Экономическая теория – наука, изучающая экономические  взаимоотношения между людьми, возникающие  при производстве и распределении  благ, и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

      Экономическая   теория   служит   базой   для   множества   других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики.   Остальные   же   науки   можно   считать   конкретными экономическими науками. К таким относятся: отраслевые  экономические науки (например     экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, труда и т. д.); функциональные экономические (науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.); экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

      В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

      1) микроэкономика — часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

      2)  макроэкономика  —   часть   экономической   теории,   которая     рассматривает   экономические   вопросы   в   масштабах   страны, при этом общество рассматривается  как совокупность фирм и домашних  хозяйств;

      3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

      Задачи  данной контрольной работы:

      - рассмотреть два теоретических вопроса: Россия: отношение собственности в переходном периоде? Второе – денежная масса. Предложение и спрос на деньги;

      - решить практическую часть, которая состоит из предложенных тестов и задачи.  

1. Россия: отношение собственности в переходном периоде 

     Преобразования  отношений собственности в России в переходный период связаны с изменениями в производственной сфере, созданием достаточно большого количества хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурентные отношения, ведущих дело на началах свободного предпринимательства.

     В плановой экономике выделялись две  формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления, однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля1. Однако ярко это проявилось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.).

     Основное  содержание преобразований отношений  собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в данной сфере. Широкий комплекс мер по разгосударствлению и приватизации в России обусловил значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

     Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности. Разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей. Поэтому важно определить изменения отношений государственной собственности в экономике России.

Государственная собственность в рыночной экономике  служит одной из ключевых опор государства  и составляет важнейшую область государственного управления. В действующем российском законодательстве государственную собственность составляют имущество, ресурсы, средства, фонды и т.п., необходимые для осуществления задач государства.

     Важнейшей особенностью государственной собственности является то, что она регионально структурирована в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным устройством страны.

     Сегодня в экономике России фактически сложились  следующие формы собственности, регулируемые публичным правом:

  • федеральная собственность, закрепленная за федеральным центром, являющаяся достоянием всех народов России. Федеральная собственность обеспечивает осуществление всего круга закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-правовых документах функций и ответственности общефедеральных органов власти и управления;
  • собственность субъектов федерации - разновидность государственной собственности. Экономическая база осуществления функций, характеризующих статус субъектов федерации как образований государственного типа;
  • муниципальная собственность - ее природа, строго говоря, не государственная, так как муниципальная собственность - продукт (в том числе и в чисто хозяйственном плане) развития отношений местного самоуправления, важнейший элемент его экономической базы.

      Согласно  Гражданскому кодексу РФ государственные и муниципальные предприятия - это предприятия, находящиеся, соответственно, в государственной или муниципальной собственности либо принадлежащие такому предприятию на праве хозяйственного ведения2. Предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

      Для государственных или муниципальных  унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, регулирующие воздействия государства или муниципалитета ограничиваются утверждением устава предприятия, назначением его руководителя и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодических отчетов. Предприятие обязано осуществлять только те виды деятельности, которые определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия учредителей (уполномоченного ими органа).

      Имущество государственного или муниципального предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве оперативного управления. Предприятие создается по решению Правительства РФ или местных органов власти на базе имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, и собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

      Перед государством в рыночной экономике  стоят цели и задачи, отличные от других агентов рынка, что определяет особенности структуры управления и процессы принятия решений. Вместе с тем государство так же, как и любая предпринимательская структура, ориентируется на предложение определенных материальных и других благ и услуг. Охрана общественного порядка, оборона и защита граждан являются благами, которыми пользуются все члены общества. Поэтому можно сравнивать государство с предпринимателем с точки зрения способа предоставления благ.

      Государство, как любой предприниматель, должно соизмерять свои доходы и расходы. Существенные различия между государством и предпринимателем состоят в том, что деятельность государства должна не только преследовать получение экономического эффекта, но и олицетворять справедливость, демократию, политическую ответственность. Государство в отличие от предпринимателя выступает часто не как производитель определенных благ для четко очерченного круга потребителей, а скорее как орган, реализующий общественные интересы в области обороны, охраны окружающей среды, размещения производительных сил, общественного транспорта и т.д.

      Следует различать два типа государственной  собственности:

  • государственную собственность в коммерческом секторе экономики, имеющую форму акционерных обществ со стопроцентным участием в их капитале государства или с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству. Она функционирует не хуже, чем частная. (По итогам 1996 г. в России доля убыточных предприятий среди государственных была ниже, чем среди негосударственных)3;
  • некоммерческий сектор государственной собственности. Включает различные системы инфраструктуры, электросистемы, транспортные системы, коммуникации. Государственная собственность в сфере образования, национальной культуры представлена памятниками, заповедниками, национальными музеями, библиотеками и т.д. В этом секторе, с точки зрения рентабельности, эффективность ниже, чем в частном. Подобные объекты не приносят прибыли, во всяком случае высокой, длительны сроки окупаемости. Такая собственность передана государству для выполнения общих важных функций. Что же касается ее эффективности в коммерческом плане, то она раскрывается опосредованно - через предоставление бесплатных услуг в сфере образования, повышение квалификации кадров, низкие транспортные перевозки и электроэнергию, повышение конкурентоспособности отечественных компаний.

      Другим  направлением преобразований отношений  собственности в экономике России является приватизация. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях объектов государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Как отношения собственности составляют основу хозяйственной системы, так и приватизация - процесс трансформации этих отношений является ядром экономических реформ, создавая в стране слой самостоятельных хозяйствующих субъектов, способствуя формированию в экономике конкурентной среды, освобождая государство от непосильной для него ноши экономической ответственности и перенося эту ответственность на самих хозяйствующих субъектов.

    Главные цели приватизации в России:

  1. Восстановление частных начал в отношениях собственности исходя из того, что именно эти начала соответствуют природе человека, усиливают мотивацию труда, повышают эффективность (результаты) производства.
  2. Воссоздание собственника двух видов: предпринимателя (таковыми может стать лишь часть людей, обладающих соответствующими способностями) и гражданина, т.е. человека, имеющего накопленное богатство, размер которого достаточен для удовлетворения его основных потребностей и может быть гарантией его социальной защищенности.
  3. Создание благоприятных условий для развития различных форм собственности и форм хозяйствования на конкурентной основе.
 

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

     Преобразования  отношений собственности в России в переходный период связаны с изменениями в производственной сфере, созданием достаточно большого количества хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурентные отношения, ведущих дело на началах свободного предпринимательства.

     Основное  содержание преобразований отношений  собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в данной сфере. Широкий комплекс мер по разгосударствлению и приватизации в России обусловил значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

     Другим  направлением преобразований отношений  собственности в экономике России является приватизация. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи объектов государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Предложение денег и банковская система. Кредитно-денежная политика