Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:34, курсовая работа
Цель данного курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением места коммерческого банка в экономике России, его экономических основ,а также правового положения коммерческих банков на территории нашей страны. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности, определив при этом его экономические основы;
- определить место коммерческих банков в банковской системе;
- проанализировать практику создания и ликвидации коммерческих
банков ;
5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
6) копии документов о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние 3 года;
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
– о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет;
– о наличии (отсутствии) судимости.
При представлении документов ЦБ РФ выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления всех предусмотренных документов.
\ Основания отзыва лицензии у коммерческого банка содержатся в ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности». Их перечень исчерпывающий. Установлены случаи, когда ЦБ может и случаи, когда ЦБ обязан отозвать лицензию коммерческого банка.
Банк России может отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия. Это чисто формальное основание, допускающее, что при получении банком лицензии им были использованы документы, содержащие существенные ошибки;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на 1 год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнения законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ РФ, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом «О ЦБ РФ»;
7) неоднократного в течение 1 года неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным законом.
Следует указать, что основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации или ликвидации банка , но это право есть у всех юридических лиц.
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если достаточность капитала банка становится ниже 2 %;
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного ЦБ на дату регистрации кредитной организации;
3) если кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4) если банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения или исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законом.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, не предусмотренным Законом о банках, не допускается. Решение ЦБ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии. После отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций банк должен быть ликвидирован .
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме:
– слияния;
– присоединения;
– выделения;
– разделения;
– преобразования.
Каждая из них имеет свои особенности, однако общим для всех форм реорганизации является следующее :
1) при всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;
2) кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;
3) при реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор.
Слияние и присоединение проводятся поэтапно и включают:
– подготовку договора о слиянии или присоединении;
– уведомление территориального учреждения ЦБ по местонахождению реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;
– проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения ЦБ по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т. п.;
– проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;
– уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;
– проведение общего собрания участников реорганизующихся банков. Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России;
– представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.
Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка. Кроме того:
– протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение, разделительный баланс;
– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации.
Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).
Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования , в территориальное учреждение Банка России по местонахождению банка направляются документы:
– передаточный акт;
– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации;
– копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка.
Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.
Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц .
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы :
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций . Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций составляет 5 млн евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Этот норматив составляет 20 % первые 2 года деятельности кредитной организации и 10 % последующие годы;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Этот норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации и не может превышать 25 % размера собственных средств кредитной организации;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков , который устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.
Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств кредитной организации.
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 8 % размера собственных средств кредитной организации;
5) нормативы ликвидности кредитной организации . Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
– соотношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
– отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других активов, которые легко реализовать) и суммарных активов;
6) нормативы достаточности капитала . Они определяются как отношение размера собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
7) размеры валютного, процентного и иных рисков . Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам;
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски . Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами;
9) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Он и определяется как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25 % собственных средств кредитной организации;
1 0) максимальный размер кредитов , банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Этот норматив определяется в процентах от собственных средств кредитной организации и не может превышать 50 %.
Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории .
Кредитная организация в течение 10 дней с даты начала деятельности представительства обязана направить уведомление об этом в территориальные учреждения ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и по месту открытия представительства. Территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления вносит сведения о представительстве в Реестр представительств кредитных организаций и направляет документы в Банк России. Банк России делает запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.
Закрытие представительства осуществляется по решению органа управления кредитной организацией. Кредитная организация обязана уведомить об этом территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации. Территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, извещает об этом Банк России, который делает соответствующую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.
Кредитная организация может создавать представительства и на территории иностранного государства , но только после уведомления Банка России. Их могут создавать кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте.
Кроме обособленных структурных подразделений, кредитные организации могут иметь внутренние структурные подразделения , к которым относятся:
– дополнительные офисы кредитной организации, которые могут осуществлять банковские операции, предусмотреные лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или положением о филиале;
Информация о работе Правовые основы организации деятельности коммерческого банка